Решение по делу № 2а-5042/2022 от 04.04.2022

УИД 11RS0001-01-2022-005637-28 Дело № 2а-5042/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2022 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

при секретаре Гут Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ерофеева ФИО1 к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным действий (бездействия) при этапировании, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания

УСТАНОВИЛ

Ерофеев А.А. обратился в уд с административным исковым заявлением к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия) при этапировании, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.

В качестве ненадлежащих условий содержания при перевозке, административный истец ссылается на этапирование 18.02.2022 из ФКУ ИК-25 в ФКЛПУ Б-18 автомобильным спецтранспортом, где в камерах было много осужденных, отсутствовал отсек для хранения вещей, багаж находился в камерах. При конвоировании в спецвагонах находился в условиях недостаточной площади, на ночное время не выдавались постельные принадлежности, на всех осужденных не хватало мест, в камерах не было стола, что доставляло неудобство при приеме пищи, ограниченное количество раз выдавали горячую воду, в камере отсутствовало окно, уединиться в туалете не было возможности.

Определением от 06.04.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФСИН России.

В судебном заседании стороны участия не принимали, дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который    неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие истца должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. ст. 1, 3 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Согласно п. 1 ст. 13 данного Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.

Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. При перемещении осужденных они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования.

Согласно статье 12 Закона N 5473-1 порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Во исполнение указанного положения закона приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию (далее - Инструкция).

    По обстоятельствам дела следует, что 18.02.2022 административный истец конвоировался от ФКУ ИК-25 до ж/ станции Сыктывкар встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН по Республике Коми в спецавтомобиле марки Камаз 5350, г/н Р 026 ОМ/11 с размещением истца в большой камере № 3 совместно с 3 осужденными.

    С 18.02. по 19.02.2022 истец конвоировался от ж/д станции Сыктывкар до д/ж станции Ухта плановым караулом в специальном вагоне с размещением в большой камере №4, с загрузкой камеры не более 9 осужденных.

    19.02.2022 от ж/д станции Ухта до ФКЛПУ Б-18 этапировался встречным караулом в спецавтомобиле марки ... с размещением в большой камере № 4 совместно с 7 осужденными. На участке станция Ухта – ФКУ СИЗО-2 конвоировался в специальном автомобиле марки ... с размещением в большой камере № 4 совместно с двумя осужденными.

11.03.2022 от Б-18 до ФКУ ИК-25 конвоировался плановым караулом по автодорожному маршруту в специальном автомобиле марки ... с размещением в большой камере № 4 совместно с 6 осужденными.

Все спецавтомобили используемые ФСИН России изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств, утвержденного решением комиссии таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Специальные автомобили, в которых перевозился административный истец были технически исправны, все системы жизнеобеспечения находились в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме специальных автомобилей в постовых ведомостях.

Камеры спецавтомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Приток свежего воздуха может поступать через окно входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.

Специальный автомобиль Камаз оборудован двумя большим камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами, вместимостью по 1 человеку; автомобиль марки ГАЗ оборудован двумя большими камерами вместимостью по 5 человек в каждой и 5 малыми камерами вместимостью по 1 человеку.

Освещение в спецавтомобилях осуществляется за счет светодиодных ламп.

Конструктивной особенностью спецавтомобилей для конвоирования не предусмотрено наличие поручней, мягких сидений, ремней безопасности, наличие окон, также не предусмотрены отдельные багажные отсеки для личных вещей спецконтингента. Лица не могут перевозится в камерах спецавтомобилей стоя.

    Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно приказу Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах определены по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые.

Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался заявитель, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.

Все системы жизнеобеспечения специального вагона, в котором следовал заявитель, а именно вентиляция, освещение и водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальника караула и записями проверяющих должностных лиц в путевой ведомости караула.

Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Кроме того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования заявителя в коридоре специального вагона открывались окна, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах (п. 214 Инструкции).

Общее освещение специальных вагонов состоит из комбинированных плафонов освещения. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры. Количество осветительных приборов позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно читать литературу и писать письма, в том числе и в темное время суток. В коридорах специальных вагонов имеются 7 застекленных оконных проемов, размером: высота - 100 см, ширина - 115 см.

В камерах специального вагона непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство, с достаточной светопропускной способностью.

Большая камера спецвагона (размеры: ширина - 163 см, длина - 214 см, высота - 287 см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места.

Габариты свободного пространства в больших камерах спецвагонов для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0,51 куб. м (под нижними полками с каждой из сторон).

Оборудование биотуалета специального вагона полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.

Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно п. 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку.

Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию заявителей без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялась согласно графику (не менее трех раз в день).

Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С.

Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем, на основании Приказа Министерства юстиции РФ от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Согласно вышеуказанным нормам, органом отправителем, в случае если предоставление горячей пищи невозможно, конвоируемым лицам выдаются продукты питания, в том числе консервы. Индивидуальный рацион питания комплектуется ложкой и стаканом. При приеме спецконтингента, караулами проверяется наличие продуктов в индивидуальном рационе питания и срок их годности.

Жалоб на состояние здоровья, а также претензий на условия конвоирования в течение всего пути следования и по прибытии в учреждения заявитель не высказывал, за медицинской помощью к должностным лицам караулов по конвоированию не обращался.

Следует также учитывать, что на сотрудников уголовно-исполнительной системы, как государственных служащих, распространяются общие положения о презумпции добросовестности в деятельности государственных служащих.

Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (ст. 10).

Данный вывод подтверждается и постановлением ЕСПЧ от 31.05.2011 «Дело Ходорковский против Российской Федерации» (жалоба № 5829/04), где отражается вывод, что вся структура Конвенции основана на общем предположении о том, что публичные власти в государствах-участниках действуют добросовестно.

С учетом изложенного, суд полагает, что административными ответчиками доказано отсутствие фактов, подтверждающих негуманное обращение в период этапирования административного истца.

Вместе с тем, суд находит заслуживающими внимание доводы Ерофеева А.А. в части отсутствия надлежащих условий, которые не позволяли полноценно осуществлять отдых в ночное время в связи с отсутствием полноценного спального места.

Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуального спального места и выдача постельных принадлежностей, при этом пользование личными спальными принадлежностями не запрещается.

Согласно пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47, условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушения указанных условий, в том числе и отсутствие индивидуального спального места.

Согласно графика движения плановых караулов по железнодорожным маршрутам на февраль 2022 следует, что от станции Сыктывкар поезд отправлен в 19час. 02 мин. 18.02.2022 и прибыл на станцию Ухта 03 час. 07 мин. 19.02.22. За указанный период от станции Сыктывкар до станции Ухта в ночное время в камере этапировалось 9 осужденных, исходя из 4-х мест для лежания в камере.

С учетом изложенного, учитывая отсутствие доказательств обеспечения Ерофеева А.А. в период его конвоирования в ночное время индивидуальным спальным местом, суд полает доказанным отсутствия у административного истца в период его конвоирования возможности для отдыха в ночное время суток.

Содержание административного истца в условиях, не соответствующих установленным нормам повлекло нарушение его прав, гарантированных законом и само по себе является достаточным для причинения страданий и переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с названными нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований о признаний незаконными действий (бездействия) и присуждение компенсации за нарушение условий содержания при конвоировании.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержаний в исправительном учреждении и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

При определении размера взыскиваемой в пользу административного истца компенсации, суд исходит из конкретных обстоятельств, при которых были допущены нарушения, характера и продолжительности нарушения, возникновения нарушений в виду объективных обстоятельств, связанных с конструктивными особенностями специального транспорта, отсутствию последствий для истца и с учетом принципа разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания при конвоировании в размере 2 000 руб.

Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Ерофеева ФИО2 к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным действий (бездействия) при этапировании, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащих условиях конвоирования Ерофеева ФИО5 в ночное время

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Ерофеева Андрея Александровича компенсацию за ненадлежащие условия конвоирования в размере 2 000 руб.

В удовлетворении административного искового заявления Ерофеева ФИО3 к ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказать.

Компенсация за ненадлежащие условия конвоирования подлежит перечислению по следующим реквизитам: №... Получатель платежа Ерофеев ФИО4, ** ** **

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания обратить к немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение принято 30 мая 2022

Судья А.П. Леконцев

2а-5042/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ерофеев Андрей Александрович
Ответчики
ФСИН России
УК УФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Леконцев Александр Пантелеевич
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
04.04.2022Регистрация административного искового заявления
06.04.2022Передача материалов судье
06.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2022Судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее