№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2019 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Цыденовой Н.М., при секретаре Кушеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Республиканского агентства лесного хозяйства к УФССП России по РБ, МОСП по ИОИП УФССП России по РБ о признании незаконным постановления о взыскании исполнительного сбора и об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное судебным приставом-исполнителем межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, отменить; освободить от взыскания исполнительского сбора.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что решением <данные изъяты>, выступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, П. РБ, Агентство обязали ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, площадью около 30 000 кв.м., объемом около 210 000 куб.м. ДД.ММ.ГГГГ.Агентством на имя Главы РБ направлена бюджетная заявка на сумму 216,5 млн.руб., по результатам рассмотрения Министерством финансов РБ письмом от ДД.ММ.ГГГГ предложено представить уточненную заявку в разрезе ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Агентством предложено запланировать финансирование на ДД.ММ.ГГГГ
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечены МОСП по ИОИП УФССП России по РБ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требования об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное судебным приставом-исполнителем межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца Баглаев И.М. административное исковое заявление уточнил, просил освободить от взыскания исполнительского сбора, наложенного ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель административных ответчиков УФССП по РБ, МОСП по ИОИП УФССП по РБ в судебное заседание не явилась, ранее возражала против удовлетворения иска, поскольку исполнительский сбор взыскан за неисполнение в добровольном порядке исполнительного документа - исполнительный лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты> об устранении нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления.
Представитель заинтересованного лица Правительства РБ Романова О.С. в судебном заседании пояснила, что на аукцион ДД.ММ.ГГГГ поступила только одна заявка, аукцион признан несостоявшимся, заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком. Гос.контракт будет заключаться от 10 до 20 дней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В эти сроки должен быть подписан гос.контракт. Свалка будет ликвидирована частично в объема 37 тыс.куб.м., а всего 210 куб.м.
Пом.природоохранного прокурора Алиева И.А. возражала против удовлетворения требований, так как срок для добровольного исполнения решения суда истек.
В судебное заседание представители Управления Роспотребнадзора по РБ, администрации МО «Прибайкальский район», МО СП «Туркинское» не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, Агентство указало, что им предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.
Так, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист серии ФС № об обязании Правительства Республики Бурятия, Республиканского агентства лесного хозяйства устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда в квартале №, части кварталов №№, № Котокельского участкового лесничества Байкальского лесничества, площадью около 30000 кв.м., объемом около 210000 куб. м.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по РБ на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по РБ Республиканскому агентству лесного хозяйства выдано требование об исполнении в срок до ДД.ММ.ГГГГ решения суда и предоставлении сведений об исполнении.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по РБ в рамках исполнительного производства №-ИП в отношении Республиканского агентства лесного хозяйства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. за неисполнение в установленный срок исполнительного документа.
ДД.ММ.ГГГГ Агентством на имя Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия направлена бюджетная заявка на сумму 216,5 млн. руб.
По результатам рассмотрения Министерством финансов Республики Бурятия письмом от ДД.ММ.ГГГГ предложено представить уточненную заявку в разрезе ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Агентством предложено запланировать финансирование на ДД.ММ.ГГГГ (72,0 млн. руб.) и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ (72.0 млн. руб.) - ДД.ММ.ГГГГ (72,5 млн. руб.) годов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Минфин РБ сообщило, что данный вопрос может быть рассмотрен при условии предоставления соответствующих материалов и документов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Агентство на имя И.о. Председателя Правительства Республики Бурятия И.Ю. Шутенкова направлена бюджетная заявка на сумму 301 245,1 тыс. руб. с приложением обосновывающих документов.
ДД.ММ.ГГГГ под председательством заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по экономическому развитию И.И. Зураева состоялось совещание, на котором были приняты следующие решения:
Агентству, в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и направить в Октябрьский районный суд заявление об отсрочке исполнения судебных решений до ДД.ММ.ГГГГ
Минфин РБ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в Агентство выписку из проекта Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на период ДД.ММ.ГГГГ» о средствах республиканского бюджета, запланированных па строительство и ввод в эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов в <адрес>;
Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в Агентство информацию и имеющуюся документацию о сроках строительства и ввода в эксплуатацию полигонов твердых бытовых отходов в Республике Бурятия.
Координатором реализации поручений определено Министерство природных ресурсов Республики Бурятия (далее Минприроды РБ).
С целью снижения затрат на вывозку отходов, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Агентство обратилось в Минстрой РБ за предоставлением информации о сроках строительства и ввода в эксплуатацию полигонов бытовых отходов в Прибайкальском и Баргузинском районах Республики Бурятия.
Согласно представленной Минстроем РБ информации (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) между ПСУ РБ «УКС ПРБ» и АО «Бурятгражданпроект» заключены государственные контракты № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту «Строительство полигона твердых коммунальных отходов в с. Турунтаево Прибайкальского района Республики Бурятия» в рамках которого, проектная документации проходит государственную экспертизу в Красноярском филиале ФАУ «Главгосэкспертиза» и № от ДД.ММ.ГГГГ срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ
Во исполнение вышеуказанных протокольных поручений письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Минфин РБ направило выписку из проекта Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ», в соответствии с которой на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено выделение субсидии на строительство инженерной инфраструктуры в селе <адрес> Республики Бурятия в размере 92 831,8 тыс. руб.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № Минстрой РБ сообщило о сроках строительства и ввода в эксплуатацию полигонов твердых бытовых отходов в Республике Бурятия, в числе прочего разрабатывается документация полигонов твердых коммунальных отходов в с. Баргузин Баргузинского района Республики Бурятия иве. Турунтаево Прибайкальского района Республики Бурятия.
По заявлению Агентства определением суда от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка исполнения судебного решения на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Агентством в адрес Минстроя РБ запрошена информация о результатах прохождения государственной экспертизы проектной документации на строительство полигона ТБО в с. Турунтаево Прибайкальского района Республики Бурятия.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» уведомило Агентство о том, что проектная документация и рабочая документация выполнена в полном объеме, в ДД.ММ.ГГГГ получены положительные заключения экологической экспертизы, экспертизы проектной документации и результатов инженерной изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости.
В поисках альтернативного источника поступления денежных средств, необходимых на ликвидацию несанкционированных свалок расположенных на землях лесного фонда Агентство письмом от ДД.ММ.ГГГГ обратилось к Руководителю Федерального агентства лесного хозяйства И.В. Валентику о выделении дополнительных субвенций в размере 30 245,1 тыс. руб.
ДД.ММ.ГГГГ письмом исх.№ в адрес Минприроды РБ Агентство, в целях надлежащего исполнения судебного решения инициировало проведение совещания с приглашением всех компетентных органов и служб.
ДД.ММ.ГГГГ. письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх.-№ Агентство обратилось к руководителю Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия К.Г. Дремову о предоставлении информации о наличии на территории Республики Бурятия объектов размещения отходов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия сообщило о наличии четырех объектов, внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес государственно-правового комитета предлагалось рассмотреть вопрос о включении Агентства в перечень исполнителей государственной программы «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» предусматривающей в числе прочего проведение мероприятий по рекультивации несанкционированных сваток и закрытых полигонов ТБО, выявлению и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, по разработке проектной документации на ликвидацию несанкционированных свалок в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Агентством направлен запрос в адрес Минстроя РБ об этапах строительства полигона ТБО в <адрес>
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Агентством инициировано проведение совещания под председательством Заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по вопросам безопасности П.С. Мордовского.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Минстрой РБ ответил, что подачу заявки на предоставление субсидии из федерального бюджета планируется осуществлять в рамках Федерального проекта «Сохранение озера Байкал». Порядок и сроки приема заявок разрабатывается Минстроем России.
ДД.ММ.ГГГГ под председательством Заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по вопросам безопасности П.С. Мордовского состоялось совещание на тему исполнения судебных решений, но результатам даны следующие поручения:
Министерству природных ресурсов Республики Бурятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ проработать с администрацией полигона ТБО. расположенною возле <адрес> Республики Бурятия, вопрос о возможности принятия более 250 000 куб. м. твердых бытовых отходов;
Министерству природных ресурсов Республики Бурятия совместно с Республиканским агентством лесного хозяйства в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить технические задания для проведения торгов на ликвидацию несанкционированной свалки вблизи <адрес> Республики Бурятия, а также на разработку проектно-сметной документации по рекультивации нарушенных земель.
Министерству природных ресурсов Республики Бурятия совместно с Республиканским агентством лесного хозяйства в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить техническое задание для проведения торгов на ликвидацию несанкционированной свалки вблизи <адрес> Республики Бурятия;
Министерству природных ресурсов Республики Бурятия совместно с Республиканским агентством лесного хозяйства в срок до ДД.ММ.ГГГГ проработать с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с ТКО. вопрос о возможных способах сокращения объемов отходов производства и потребления, на указанных в судебных решениях несанкционированных свалках;
Министерству природных ресурсов Республики Бурятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект постановления Правительства Республики Бурятия о внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013г. № 261 «О государственной программе Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» в части включения Республиканского агентства лесного хозяйства в число соисполнителей государственной подпрограммы № в части включения в перечень программных мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории в границах земель лесного фонда и выделения финансовых средств из республиканского бюджета на ДД.ММ.ГГГГ обеспечить его согласование и утверждение;
Республиканскому агентству лесного хозяйства в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и внести соответствующую бюджетную заявку на финансирование работ по разработке проектно-смегной документации по рекультивации нарушенных земель.
Во исполнение протокольных поручений Агентством письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов Республики Бурятия направлены проекты технических заданий.
Установлено отсутствие возможности разместить на территории Республики Бурятия около 250 000 куб. м. ТКО.
Агентство в числе соисполнителей государственной подпрограммы № государственной программы Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № не включено.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Агентством направлена очередная бюджетная заявка на выделение средств республиканского бюджета на ликвидацию несанкционированных свалок.
В ответе от, ДД.ММ.ГГГГ Министерство финансов Республики Бурятия, ссылаясь на протокол совещания под председательством Заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по вопросам безопасности П.С. Мордовского от ДД.ММ.ГГГГ предложило Агентству представить бюджетную заявку в рамках принятых ранее решений.
Письмом от 30.01.2019г. Агентством в адрес Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия направлен запрос информации о ходе строительства объекта размещения отходов в <адрес> Республики Бурятия, а также полигона твердых коммунальных отходов в <адрес> Республики Бурятия.
В ответе б/н б/д Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия сообщило, что:
Законом Республики Бурятия «О республиканском бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ» на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена реализация мероприятия «Полигон твердых коммунальных отходов в <адрес> Республики Бурятия (в том числе разработка проектной и рабочей документации)» в размере 4 561,10 тыс. руб.;
Реализация мероприятия «Строительство полигона твердых коммунальных отходов в <адрес> Республики Бурятия» предусмотрена государственной программой Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», ответственным исполнителем является Министерство природных ресурсов Республики Бурятия.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство природных ресурсов Республики Бурятия обратилось с бюджетной заявкой о выделении из бюджета Республики Бурятия денежных средств в сумме 300 967.9 тыс. руб. необходимых для ликвидации несанкционированных свалок (в том числе по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с Протоколом совещания под председательством Главы Республики Бурятия А.С. Цыденова от ДД.ММ.ГГГГ принято решение в бюджете Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ и плановом периоде ДД.ММ.ГГГГ учесть расходы по МПР РБ на ликвидацию несанкционированных свалок в границах лесничеств в сумме 20000,0 тыс. руб.
Учитывая изложенные обстоятельства. Агентство письмом от ДД.ММ.ГГГГ направленного в адрес МГ1Р РБ. инициировало проведение очередного рабочего совещания.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Агентство запросило в МПР РБ информацию об основных этапах и сроках ликвидации размещенных отходов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием информации, Агентство вновь инициировало проведение совещания в Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия.
ДД.ММ.ГГГГ В Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия состоялось рабочее совещание на тему о принимаемых мерах по ликвидации несанкционированной свалки.
По результатам отделу управления окружающей среды даны следующие поручения:
Организовать выезд на место, с целью установления площади и объема работ по ликвидации несанкционированной свалки в рамках выделенного финансирования (20 млн.
Руб.).
По результатам выезда подготовить проект технического задания на выполнение работ по ликвидации несанкционированной свалки.
Сформировать план-график закупок на выполнение работ по ликвидации несанкционированной сватки.
В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. № электронного аукциона на оказание услуг по организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления по решению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрена единственная заявка, которая признана соответствующей Закону и аукционной документации.
Государственный контракт находится на стадии заключения.
Суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обязании П. Республики Бурятия, Республиканского агентства лесного хозяйства устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда в квартале №, части кварталов №№ <данные изъяты>, площадью около 30000 кв.м., объемом около 210000 куб. м., невозможно вследствие объективных обстоятельств. Вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ № ░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░