УИД: 66RS0017-01-2021-000970-53
Дело № 5-309/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
п. Арти 26 ноября 2021 года
Судья Артинского районного суда Свердловской области Волкова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шаровой Н. А., <данные изъяты> ранее не привлекавшейся к административной ответственности по главе 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В отношении Шаровой Н.А. заместителем начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 29.10.2021, 26.10.2021 в 16 ч. 25 мин. при рассмотрении материалов эпидемиологического расследования в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №1» ( 623340, Свердловская область, Артинский район, п. Арти ул. Нефедова, д. 44 корпус А) установлено, что на объекте МАОУ «Артинская средняя общеобразовательная школа №1» Шарова Н.А., работающая уборщиком помещений МАОУ АГО «АСОШ №1», при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно – гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий: на момент проведения расследования в нарушение п. 6.1, п. 6.2 СП 3.1.3597-20 – с целью профилактики и борьбы с COVID-19 нарушаются требования к проведению профилактической (текущей) дезинфекции. Для проведения дезинфекции не обеспечено применение дезинфицирующего средства в концентрации при вирусных инфекциях, а именно 06.10.2021 с 12 часов 50 минут до 12 часов 55 минут было отобрано дезинфицирующее средство «Ника Хлор» (рабочий раствор 0,015%) в санитарной комнате – исследованная проба не соответствует требованиям инструкции №45, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний №6570 от 07.10.2021, выданным ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах», аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.512441, что является нарушением ст. 11, ст. 29 п.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп.6.1, 6.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В судебном заседании Шарова Н.А. пояснила, что при проведении проверки в присутствии сотрудника Роспотребнадзора приготовила раствор из расчета одна таблетка на 10 литров воды. Сразу после этого была отобрана проба. В обычных условиях она готовит раствор в течение 10-15 минут, чтобы таблетка полностью растворилась, после чего приступает к обработке. Допускает, что необходимой концентрации раствора не было, т.к. таблетка не успела полностью раствориться.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в судебное заседание не явился, посредством телефонной связи просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения Шаровой Н.А., исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Частью второй ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих» включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) как заболевание, представляющее особую опасность для окружающих. Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в список особо опасных инфекций.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту Закон № 52), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 1 Закона № 52 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (статья 11 Закона № 52-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 25 Закона юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (п.1 ст. 29 Закона №52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона №52-ФЗ).
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65 «Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13» (вместе с «СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила»), в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20»Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации (п. 1.1).
Согласно п. 6.1. указанных правил с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Пунктом 6.2. Правил предусмотрено, что профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Шарова Н.А. работает в должности уборщицы служебных помещений Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №1».
Согласно п. 3.6 должностной инструкции уборщика помещений Шаровой Н.А., уборщик служебных помещений готовит с соблюдением правил безопасности необходимые моющие и дезинфицирующие растворы.
Из протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от 29.10.2021 года следует, что 26.10.2021 в 16 ч. 25 мин. при рассмотрении материалов эпидемиологического расследования в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №1» (623340, Свердловская область, Артинский район, п. Арти ул. Нефедова, д. 44 корпус А) установлено, что на объекте МАОУ «Артинская средняя общеобразовательная школа №1» Шарова Н.А., работающая уборщиком помещений МАОУ АГО «АСОШ №1» при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно – гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий: на момент проведения расследования в нарушение п. 6.1, п. 6.2 СП 3.1.3597-20 – с целью профилактики и борьбы с COVID-19 нарушаются требования к проведению профилактической (текущей) дезинфекции. Для проведения дезинфекции не обеспечено применение дезинфицирующего средства в концентрации при вирусных инфекциях, а именно 06.10.2021 с 12 часов 50 минут до 12 часов 55 минут было отобрано дезинфицирующее средство «Ника Хлор» (рабочий раствор 0,015%) в санитарной комнате – исследованная проба не соответствует требованиям инструкции №45, что подтверждается протоколом лабораторных испытаний №6570 от 07.10.2021, выданным ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах», аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.512441, что является нарушением ст. 11, ст. 29 п.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) пп.6.1, 6.2.
Согласно акту отбора дезинфицирующих средств, растворов от 06.10.2021 года, отобрана проба № 6570 в санитарной комнате, наименование пробы «Ника-хлор».
Из протокола лабораторных испытаний от 07.10.2021 года, акта эпидемиологического расследования Роспотребнадзора №501/2021-23 от 26.10.2021 года следует, что массовая доля активного хлора в пробе № 6570, отобранной 06.10.2021 года, составляет менее 0,005%, при допустимом уровне 0,0075-0,0225%, что является нарушением требований к приготовлению раствора «Ника-хлор» 0,1%, используемого для уборки санитарных узлов, установленных инструкцией № 45. При этом, данной инструкции в материалах дела не имеется, в связи с чем, у судьи отсутствует возможность проверить соответствие приготовленного Шаровой Н.А. раствора «Ника-хлор», в части содержания массовой доли активного хлора.
В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела судьей установлено, что из положений ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 12.3, 12.8 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20, на которые ссылается представитель Роспотребнадзора, а также исследованных материалов дела не следует, что в должностные обязанности Шаровой Н.А. входит соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации, а также при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих согласно Указу Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».
Каких-либо локальных актов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа №1» о возложении на Шарову Н.А. как уборщика служебных помещений обязанностей по соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации, а также при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол по делу об административном правонарушении в числе прочих должен содержать описание события административного правонарушения.
Применительно к обстоятельствам вмененного Шаровой Н.А. правонарушения, выразившегося в нарушении порядка приготовления рабочего раствора дезинфицирующего средства «Ника-хлор», в протоколе об административном правонарушении должен быть указан конкретный документ, предусматривающий порядок изготовления раствора и устанавливающий допустимые значения в нем активного хлора, однако такие сведения в протоколе в отношении Шаровой Н.А. отсутствуют.
Ни одним из нормативных правовых актов, нарушение которых вменяется в вину Шаровой Н.А., не предусмотрена концентрация применяемых для проведения уборки дезинфицирующих средств.
При рассмотрении дела судья, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что материалами дела не подтверждено наличие состава административного правонарушения в действиях Шаровой Н.А., поскольку, как установлено судом, работодателем на нее не возложены обязанности по выполнению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, предусмотренных в период режима чрезвычайной ситуации, а также при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (COVID-19).
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шаровой Наталии Анатольевны прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Волкова Е.В.
<данные изъяты>