Дело №2а-2269/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2020 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.А.,
при секретаре Хасановой Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рубанова Владимира Сергеевича к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления, обязании повторно рассмотреть заявление,
У С Т А Н О В И Л:
Рубанов В.С. обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, которым просил признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГ года за № в продлении договора аренды земельного участка; обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление, зарегистрированное за № от ДД.ММ.ГГ года, а также взыскать расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей за подачу административного искового заявления.
В обоснование заявленных требований указано на то, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1100 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес >. ДД.ММ.ГГ года административный истец обратился в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области с заявлением о продлении договора аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГ года ответом администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в продлении договора аренды отказано по причине расположения земельного участка в границах запретной зоны войсковой части. С содержанием оспариваемого решения административный истец не согласен, полагая, что изложенная в нем информация не подтверждена, доказательств тому администрацией не представлено.
В судебном заседании административный истец Рубанов В.С., его представитель Фидельман А.С., действующий на основании устного ходатайства, заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Административный ответчик администрация Гурьевского городского округа Калининградской области представителя в судебное заседание не направила, уведомлена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
Заслушав пояснения административного истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области № от ДД.ММ.ГГ года ФИО8 был предоставлен в аренду, без проведения торгов (аукционов) сроком до ДД.ММ.ГГ года земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1100 кв.м, расположенный по адресу: <адрес >, для строительства индивидуального жилого дома.
На основании указанного постановления ДД.ММ.ГГ года между администрацией Гурьевского муниципального района Калининградской области и ФИО9 был заключен договор аренды № указанного выше земельного участка, зарегистрированный ДД.ММ.ГГ в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области.
Соглашением от ДД.ММ.ГГ года об уступке прав и обязанностей по договору № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ года права и обязанности переуступлены ФИО10 Указанное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области ДД.ММ.ГГ года.
Соглашением от ДД.ММ.ГГ года об уступке прав и обязанностей по договору № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ года, права и обязанности по договору аренды земельного участка переуступлены Рубанову В.С. Указанное соглашение зарегистрировано ДД.ММ.ГГ года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области.
Согласно п. 2.1. заключенного договора аренды срок аренды земельного участка установлен с ДД.ММ.ГГ года и действует до ДД.ММ.ГГ года.
В соответствии с п. 5.1.4 указанного договора арендатор имеет право заключить договор аренды на новый срок по истечении срока действия договора (при наличии согласия арендодателя и отсутствии нарушений условий договора арендатором).
Согласно п. 5.2.10 договора арендатор обязан письменно уведомить арендодателя не менее чем за 30 дней до окончания срока аренды о желании заключить договор аренды на новый срок.
В силу п. 32 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору, если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
В соответствии с п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
ДД.ММ.ГГ года административным истцом в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области было подано заявление № о продлении срока договора аренды № от ДД.ММ.ГГ года земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1100 кв.м, расположенный по адресу: <адрес > для строительства индивидуального жилого дома.
ДД.ММ.ГГ года администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области был подготовлен и направлен в адрес истца ответ за №, из которого следует, что постановлением главы администрации Калининградской области от 25 мая 2001 года «271 «Об утверждении границ запретных зон и районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, расположенных на территории Калининградской области», утвержден перечень воинских частей Калининградской области, на территории которых имеются воинские склады с установлением запретных районов. На территории Храбровского территориального управления имеются населенные пункты, попадающие в границы запретных и иных зон с особыми условиями использования: <адрес > В связи с вышеизложенным, администрацией Гурьевского городского округа приостановлено формирование и предоставление земельных участков, расположенных в таких зонах.
Проверяя правомерность обжалуемого административным истцом отказа администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года №405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны. Данным Положением регламентируется порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель. На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его (п. 10 Положения).
Вышеприведенная норма применяется со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Таким образом, достоверные и систематизированные сведения о границах зон с особыми условиями использования территории являются публично доступными и отображаются в Едином государственном реестре недвижимости.
Решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах (п. 16 Положения).
Согласно сведениям ЕГРН в отношении участка административного истца каких-либо ограничений относительно расположения участка в запретной зоне военного объекта не имеется. Документов о принятии каких-либо решений о необходимости установления зон с особыми условиями использования территории в отношении военного объекта, расположенного вблизи земельного участка административного истца, материалы дела не содержат.
По информации Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области земельный участок административного истца не входит в границы зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ. Данные сведения представлены Агентством на основании подготовленного Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ картографического материала, являющегося приложением к протоколу межведомственной комиссии от 27 мая 2017 года №4/МК.
Таким образом, приведенная в оспариваемом отказе информация о расположении земельного участка административного истца в запретной зоне военного объекта, об установлении данной зоны, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в силу чего ответ администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года № об отказе в продлении договора аренды земельного участка по доводам, в нем изложенным, является незаконным.
Также следует обратить внимание на то, что участок административного истца находится в зоне жилой застройки, смежные с ним участки, территория квартала, в которой он расположен, застроены индивидуальными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Гурьевского городского округа, утвержденными решением 37 сессии Гурьевского окружного Совета депутатов пятого созыва №266 от 19 декабря 2019, земельный участок истца с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне с индексом Ж4, в которой допускается строительство индивидуальных жилых домов.
С учетом изложенного, с целью восстановления прав административного истца, на основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление административного истца, зарегистрированное № от ДД.ММ.ГГ года.
В силу ст.ст. 103, 111 КАС РФ с администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Рубанова Владимира Сергеевича – удовлетворить.
Признать незаконным ответ администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года № об отказе в продлении договора аренды земельного участка.
Обязать администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление Рубанова Владимира Сергеевича, зарегистрированное за № от ДД.ММ.ГГ года.
Взыскать с администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в пользу Рубанова Владимира Сергеевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 3 декабря 2020 года.
Судья Т.А. Макарова