Дело № 2-294/2023
10RS0004-01-2023-000210-89
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2023 года г. Кондопога
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Ключарёва Д.Б. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Кондопожстрой» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Ключарёв Д.Б. (далее также по тексту истец) обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Кондопожстрой» (далее также по тексту ответчик, ООО УК «Кондопожстрой»), мотивируя требования тем, что в период с 27.04.2022 по 28.10.2022 он состоял в трудовых отношениях с ООО УК «Кондопожстрой» на основании срочного трудового договора № 57/2022 от 27.04.2022. После прекращения трудовых отношений с ответчиком, истец зарегистрировался в Агентстве занятости населения Кондопожского района как безработный, ищущий работу. Поскольку ответчик в период существования трудовых отношений с истом не выполнял предусмотренные законом обязанности по уплате страховых взносов, на лицевом счете истца не отображались сведения о его трудовой деятельности в ООО УК «Кондопожстрой». Для исчисления среднего заработка по последнему месту работы Агентство занятости населения Кондопожского района самостоятельно запрашивало необходимые сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы, а поскольку на лицевом счете истца не отображались полные сведения о его трудовой деятельности у ответчика, указанное обстоятельства явились основанием для начисления истцу пособия по безработице в минимальном размере – 1 725 рублей. После осуществления перечисления страховых взносов ответчиком, 29.11.2022 осуществлен перерасчет пособия, выплаченного истцу, назначена выплата пособия в размере 14 710 рублей 80 копейки. Из-за бездействия ответчика по своевременной уплате страховых взносов, истцу было начислено пособие по безработице в период с 31.10.2022 по 29.11.2022 в минимальном размере, в результате чего он понес убытки в размере 12 985 рублей 80 копейки (14 710 рублей 80 копейки – 1 725 рублей). Кроме того истец испытал душевные переживания из-за неисполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика в свою пользу недополученную сумму пособия в размере 12 985 рублей 80 копейки, компенсацию морального вреда в размере 53 349 рублей 12 копейки, судебные издержки, в связи с уплатой государственной пошлины в размере 2 190 рублей 50 копейки.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Отдел Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия», УФНС России по Республике Карелия.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Писарева Л.П., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении иска, указала, что в связи со смертью руководителя общества, одновременно являвшегося держателем доли в уставном капитале (53,01%), у ответчика отсутствовала возможность направить отчетность за 1 полугодие 2022 года в электронном виде в налоговый орган, документы на бумажном носителе не были приняты УФНС России по Республике Карелия, требовалось время для оформления документов в отношении наследственного имущества. После внесения в ЕГРЮЛ сведений в отношении нового руководителя предприятия, была оформлена электронная подпись законного представителя общества, 13.10.2022 в налоговый орган направлены необходимые отчеты, в том числе расчеты по страховым взносам за 2 полугодие и за 9 месяцев. Считают себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, Отдел Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия», УФНС России по Республике Карелия в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.
Право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (ст. 2, п. 1 ст. 3, абз. 2 п. 2 ст.12).
Положениями ст. 31 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Согласно п. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (п. 2 ст. 30 упомянутого Закона).
Согласно п. 21 Приказа Минтруда России от 28.01.2022 №27н «Об утверждении стандарта деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы» анализ сведений о гражданине осуществляется в день постановки его на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы, в последующем - в дни получения документов и (или) сведений о гражданине, представленных им или полученных центром занятости населения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия при регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы, принятия решения о признании гражданина безработным, перерегистрации и в других случаях по усмотрению центра занятости населения.
В силу положений п. 6 Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Правила регистрации граждан) сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы) запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с п. 19 Правил регистрации граждан или представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил регистрации граждан.
Согласно п. 20 Правил регистрации только в случаях, предусмотренных п. 3 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)», зарегистрированный гражданин представляет справку о среднем заработке по последнему месту работы (службы). Указанная правовая норма содержит исчерпывающий перечень случаев исчисления среднего заработка работодателем. Отсутствие в отношении гражданина сведений о среднем заработке по последнему месту работы на единой цифровой платформе ввиду непредставления указанных сведений работодателей в данный перечень не входит.
Следовательно, гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы на единой цифровой платформе, размер пособия по безработице устанавливается в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона о занятости, то есть в минимальном размере.
Исходя из положений подп. 1 п.1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, организации.
Пунктом 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно п. 1 ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
По ст. 423 НК РФ расчетным периодом для исчисления страховых взносов признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (п. 3 ст. 431 НК РФ).
Из положений ст. 431 НК РФ следует, что в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 1). Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 28-го числа следующего календарного месяца (п. 3). Плательщики, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подп. 3 п. 3 ст. 422 настоящего Кодекса), представляют по форме, формату и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу п. 10 ст. 431 НК РФ плательщики, у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает 10 человек, а также вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Плательщики и вновь созданные организации (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период составляет 10 человек и менее, вправе представлять расчеты, указанные в пункте 7 настоящей статьи, в электронной форме в соответствии с требованиями настоящего пункта.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании срочного трудового договора от 27.04.2022 №57/2022 Ключарёв Д.Б. в период с 27.04.2022 по 28.10.2022 замещал должность главного инженера (в сфере ЖКХ) в ООО УК «Кондопожстрой».
Согласно сведениям Агентства занятости населения Кондопожского района Ключарёв Д.Б. был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с 31.10.2022, в связи с чем истцу производилась выплата пособия по безработице по 09.01.2023 включительно. Истец снят с учета по безработице с 10.01.2023 по причине его трудоустройства.
Из материалов дела следует, что в период с 31.10.2022 по 28.11.2022 истцу была назначена выплата пособия в минимальном размере и с учетом районного коэффициента составила 1 725 рублей в месяц. Решением ГКУ РК «Центр занятости Республики Карелия» от 29.11.2022 № 333П52/2805 Ключарёву Д.Б. изменен размер выплачиваемого пособия и установлен на период с 29.11.2022 по 30.01.2023 в размере 75 % от средней заработной платы гражданина (33 611 рублей 33 копейки), что составило 14 710 рублей 80 копейки в месяц.
Первоначальное назначение истцу пособия в минимальном размере было вызвано отсутствием сведений о его среднем заработке по последнему месту работы на единой цифровой платформе.
Согласно п. 14.4 Приказа Минтруда России от 22.02.2019 N 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений. Центр занятости населения направляет гражданину уведомление о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице не позднее следующего рабочего дня со дня издания приказа.
Как усматривается из сведений, представленных ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия», по состоянию на 01.11.2022, 25.11.2022 на единой цифровой платформе отсутствовали сведения о среднем заработке истца по последнему месту работы. Указанные сведения были получены только 29.11.2022, что явилось основанием для перерасчета истцу пособия по безработице с указанной даты.
В связи с отсутствием на единой цифровой платформе сведений о среднем заработке по последнему месту работы, истец обращался в ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» с заявлением о принятии выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица для расчета пособия. Однако решением ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» от 13.12.2022 № 664 в удовлетворении указанного заявления отказано, поскольку отсутствие сведений о среднем заработке по последнему месту работы на единой цифровой платформе не является основаниям для исчисления среднего заработка работодателем.
Отсутствие сведений о среднем заработке истца по последнему месту работы на единой цифровой платформе было вызвано несвоевременным представлением ООО УК «Кондопожстрой» расчетов по страховым взносам за работников. Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
Так, из материалов дела следует, что расчеты по страховым взносам за первое полугодие 2022 года были сданы в налоговый орган с нарушением срока - 13.10.2022. Несвоевременная сдача расчетов по страховым взносам повлекла за собой и несвоевременное отображение данных сведений на единой цифровой платформе, что в свою очередь повлияло на размер назначенного истцу пособия по безработице, а следовательно, нарушило его права.
Согласно ч. 1 ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба (ст. 233 ТК РФ).
Согласно п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, в гражданско-правовом смысле недополученное работником по вине работодателя пособие по безработице можно квалифицировать как убытки.
Согласно предоставленного расчета АЗН Кондопожского района пособие по безработице за период с 31.10.2022 по 28.11.2022 составило бы 14 204,62 рубля, начислено и выплачено за указанный период 1665,65 рублей.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании недополученного пособия по безработице в размере 12 538,97 рублей (14204,62-1665,65) являются законными и обоснованными.
В силу положений ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что несвоевременное представление ООО УК «Кондопожстрой» расчетов по страховым взносам за работника безусловно нарушило права истца, состоявшего с ответчиком в трудовых отношениях, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных им требований о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Принимая во внимание все обстоятельства настоящего дела, период нарушения прав истца, а также то обстоятельство, что несвоевременное представление расчетов по страховым взносам нарушило права работника, повлияло на размер пособия по безработице, назначенного истцу, с учетом характера и объема нравственных страданий, размера задолженности, принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Из представленных суду документов следует, что истцом при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 2190,50 рублей, следовало оплатить с учетом имущественных и неимущественных требований 819,43 (519,43 + 300).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в размере 801,56 рублей (исходя из цены иска и удовлетворенных требований судом (501,56 за требования имущественного характера +300 рублей требования неимущественного характера)).
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ООО Управляющая компания «Кондопожстрой» (ОГРН 1091039000315) в пользу Ключарёва Д.Б., <...> недополученное пособие по безработице в размере 12 538,97 рублей, 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда и 801 рубль 56 копеек расходы по государственной пошлине.
В остальной части исковых требований отказать
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Бахорина
Решение в окончательной форме принято 19.04.2023