УИД 39RS0011-01-2022-001098-96
РЕШЕНИЕ
25 июля 2022 года г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Ильин М.С.
при секретаре Евсиковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Лукойл-КМН» на постановление о привлечении к административной по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ от 12 мая 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № ад-377/12/2022 от 12 мая 2022 года о назначении административного наказания ООО «Лукойл-КМН» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, а именно в том, что в нарушении ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об охране атмосферного воздуха» в период с 1 января 2021 года по 24 июня 2021 года в отсутствие разрешения на объекте негативного воздействия на окружающую среду, расположенного по адресу Калининградская область Зеленоградский район пос. Романово, осуществляло выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Данным постановлением ООО «Лукойл-КМН» назначен штраф 190000 рублей.
ООО «Лукойл-КМН» не согласилось с указанным постановлением и обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обосновании своих требований указывает, что не подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, поскольку ранее было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, также указывает, что отсутствует вина общества в совершении административного правонарушения, поскольку обществом предприняты все меры для получения разрешения на выбросы вредных веществ в воздух.
Защитники Кремешкова Е.В., Унгурян Т.В. в судебном заседании поддержали доводы жалобы, просили прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Сроки обжалования постановления от 12 мая 2022 года соблюдены.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения
Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Как следует из представленных материалов, ООО «Лукойл-КМН» в нарушении ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об охране атмосферного воздуха» в период с 1 января 2021 года по 24 июня 2021 года в отсутствие разрешения на объекте негативного воздействия на окружающую среду, расположенного по адресу Калининградская область Зеленоградский район пос. Романово, осуществляло выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Данные обстоятельства указаны в протоколе об административном правонарушении, сведениями об охране атмосферного воздуха.
При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к выводу о доказанности вины ООО «Лукойл-КМН» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Однако с такими выводами согласиться нельзя.
Ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
16 октября 2020 Общество обратилось в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлениями об установлении нормативов предельно допустимых выбросов (исх. № 48-6279-1) и о выдаче разрешения на выбросы (исх. № 48-6280-1).
Однако письмом от 25 ноября 2020 № 05-24/21457 Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора Обществу было отказано в утверждении нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для НСП Романово, выданы замечания по Проекту.
В связи с вышеуказанным отказом в утверждении нормативов предельно допустимых выбросов, Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора письмом от 27 ноября 2020 № 05-24/21610 также отказало
Обществу в выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Основанием для отказа послужило то, что Обществом в Проекте были использованы методики, не включенные в Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ согласно постановлению Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 (далее - перечень методик расчета).
Однако на момент составления Проекта (27.04.2020), а также на дату отказа Обществу в утверждении нормативов ПДВ и выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (25.11.2020 и 27.11.2020), в перечень методик расчета, размещенный на сайте Минприроды России, распоряжением Минприроды России от 2 июня 2019 была включена только одна методика, при этом касающаяся проведения взрывных работ в разрезах (карьерах), которая неприменима в деятельности Общества.
Таким образом, неполучение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух было вызвано объективными причинами, в отсутствие вины общества.
Ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ устанавливает, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. № 440 (Приложение № 18), при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов разрешений на выброс загрязняющих веществ, было разрешено до 1 июля 2021 г. применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С учетом внесенных изменений постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2021 года,, 25 июня 2021 года общество получило разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на площадке нефтесборного пункта «Романово» с количественным указанием поступающих веществ, которые совпадают с количеством указанных веществ, указанных в ранее поданном проекте.
В представленной отчетности за 2021 год количественные показатели загрязняющих веществ выброшенных в атмосферный воздух не превышают показатели, указанные в проекте на разрешение и указанные в самом разрешении.
Таким образом, учитывая, что постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2021 года было разрешено применение любых методик при расчетах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а не только теми, которые включены в перечень, что улучшает положение привлекаемого лица, суд считает, что отсутствует вина ООО «Лукойл- КМН» в совершении вменяемого деяния.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению, а постановление отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление о назначении административного наказания от 12 мая 2022 года № ад-377/12/2022 года отменить
производство по делу прекратить в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья, подпись –
Верно - М.С. Ильин