Решение по делу № 2-1393/2019 от 06.08.2019

№__

Дело № 2-1393/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,

при секретаре Каминской Н.А.,

с участием истицы Думих М.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 9 сентября 2019 г. дело по иску Думих М. В. к Государственному учреждению Республики Коми РК "Центр занятости населения города Инты" о признании незаконным решения об отказе в сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения, обязании принять решение о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения от 29.07.2019 об отказе в сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения в связи с ликвидацией предприятия, обязании принять решение о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения. В обоснование своих требований указала, что 29.07.2019 ответчиком было принято решение об отказе в сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения в связи с ликвидацией предприятия. В решении указано основание – в соответствии с ч. 2 ст. 318 ТК РФ, протоколом организационно-методической (экспертной) комиссии ГУ РК "ЦЗН г. Инты" от 29.07.2019 №__ и в связи с нарушением условий и сроков перерегистрации. Считает решение незаконным. В течение периода, когда она была зарегистрирована в связи с выплатой первых трех месяцев ею были собраны и представлены документы, которые подтверждают исключительность – наличие на иждивении ребенка <....>, страдающего тяжелым <....> заболеванием и требующего постоянного ухода и сопровождения. Она должна была явиться на перерегистрацию 30.05.2019, а явилась на следующий день по причине не умышленных действий с ее стороны, а обострения заболевания дочери, она сообщила об этом во время приема, то есть пропуск на один день был вызван уважительной причиной, о которой она сообщила. Решение ответчика подлежит отмене.

Истица в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик - ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" (далее - ГУ РК "ЦЗН г. Инты"), третье лицо – АО "Интауголь" о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. Представитель ответчика – ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в отзыве на исковое заявление указал, что исковые требования не признает в полном объеме, в ходатайстве представитель просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель третьего лица – АО "Интауголь" в отзыве на иск указал, что возражает против удовлетворения исковых требований истца.

Суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Думих М.В. состояла в трудовых отношениях с АО "Интауголь" в должности <....>, 27.03.2019 уволена в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Думих М.А. обратилась в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" 26.04.2019 с целью поиска подходящей работы.

Согласно сведениям в период с 26.04.2019 по 27.08.2019 варианты подходящей работы для Думих М.В. отсутствуют.

Таким образом, обращение Думих М.В. в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в месячный срок после увольнения и невозможность ее трудоустройства в период с даты обращения в течение 4 месяцев со дня увольнения подтверждается документально.

29.07.2019 Думих М.В. обратилась в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" с заявлением о сохранении среднемесячного заработка за 4 месяц со дня увольнения.

29.07.2019 решением ГУ РК "ЦЗН г. Инты" №__ в соответствии со ст. 318 ТК РФ, протоколом организационно-методической (экспертной) комиссии ГУ РК "ЦЗН г. Инты" от 29.07.2019 №__ в связи с нарушением условий и сроков перерегистрации отказано Думих М.В. в выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (ст. 313-327).

Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 ст. 313).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены ст. 318 ТК РФ.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017), утвержденному 26.04.2017 Президиумом Верховного Суда РФ, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника. По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения. Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Из плана поиска работы Думих М.В. усматривается, что самостоятельно поиск подходящей работы ею не осуществлялся.

Согласно Правилам регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы (п. 13). Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки (п. 14). Безработные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате следующего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы (п. 18).

Из личного дела Думих М.В. усматривается, что в браке она не состоит и имеет дочь ФИО1, __.__.__ года рождения, которая имеет <....> заболевание и является <....>. Также усматривается нарушение сроков перерегистрации, прием был назначен на 30.05.2019 в 09.15, Думих М.В. пришла на прием 31.05.2019 в 09.07.

В соответствии с Перечнем документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, утвержденным Приказом Минтруда России от 15.01.2013 № 10н, документами, подтверждающими наличие уважительных причин неявки являются: листок нетрудоспособности; документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе; документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя; документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого; документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения; документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения; документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство); документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения; решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

Документов, подтверждающих уважительность причины нарушения сроков перерегистрации, материалы личного дела Думих М.В. не содержат и суду истицей не представлено.

Согласно сведениям УПФР в г. Инте РК от 26.08.2019 Думих М.В. является с 16.01.2014 получателем страховой пенсии по старости, размер которой на июль 2019 года составил <....> руб. ФИО1 также является получателем пенсии <....> с 26.11.2008, размер которой на июль 2019 года составил <....> руб.

Согласно сведениям ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" от 28.08.2019 Думих М.В. не состояла и не состоит на учете в качестве малоимущей, состоит на учете по категории "Ветеран труда" в качестве получателя мер социальной поддержки в виде республиканской ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом РК от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".

При решении вопроса о социальной защищенности Думих М.В., суд принимает во внимание выплаченные Думих М.В. работодателем при увольнении суммы.

Из справки АО "Интауголь" от 06.09.2019 следует, что при увольнении в марте 2019 года Думих М.В. было начислено <....> руб., в том числе выходное пособие в размере <....> руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере <....> руб. Средний заработок за второй месяц трудоустройства составил <....> руб., за третий месяц трудоустройства составил <....> руб.

В спорный период постановлением Правительства РК от 26.04.2019 № 208 установлена величина прожиточного минимума для северной зоны Республики Коми: для трудоспособного населения – 15618 руб.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Согласно справке ООО "Инта-приполярье" от 26.08.2019 Думих М.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ____ других зарегистрированных лиц нет. Согласно справке ООО "Юпитер" от 26.08.2019 ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: ____, других зарегистрированных лиц нет.

ФИО1 достигла совершеннолетия, является получателем пенсии <....>, доказательств осуществления за ней постоянного ухода и нуждаемости в осуществлении такого ухода истцом суду не представлено. Факт необходимости сопровождения во время поездки к месту лечения и обследования не является доказательством нахождения на иждивении истицы, доказательств нахождения на иждивении в установленном законом порядке истицей суду не представлено.

Таким образом, стороной истца суду никаких доказательств, подтверждающих исключительные обстоятельства для сохранения за ней среднего месячного заработка за 4 месяц со дня увольнения, не представлено.

Поскольку судом не установлено иных обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными, позволяющими признать Думих М.В. социально незащищенной и требующей дополнительно материальной поддержки в виде сохранения за ней среднего месячного заработка за 4 месяц со дня увольнения, Думих М.В. является получателем страховой пенсии, достаточных и безуспешных мер к трудоустройству Думих М.В. предпринималось не в полном объеме, так как самостоятельно поиск работы ею не осуществлялся, имел место факт нарушения срока перерегистрации без предоставления доказательств уважительности причины пропуска, то суд находит требования истицы о признании незаконным решения от 29.07.2019 №__ об отказе в сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения, обязании принять решение о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения подлежащими отклонению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Думих М. В. в удовлетворении иска к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" о признании незаконным решения от 29.07.2019 №__ об отказе в сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения, обязании принять решение о сохранении среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16.09.2019.

Судья

И.М. Румянцева

2-1393/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Думих Мария Васильевна
Ответчики
Государственное учреждение Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Другие
Акционерное общество "Интауголь"
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
intasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее