Дело №2а – 416/2021
21RS0007-01-2021-000600-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года гор. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ефимова О.Н., при секретаре Яковлевой И.М., с участием помощника прокурора <адрес> Чувашской Республики Ахмадуллиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Отдела МВД России по <адрес> к М. о дополнении ранее установленных административных ограничений,
установил:
Отдел МВД России по <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к М. о дополнении ранее установленных административных ограничений.
Требования мотивированы тем, что решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от <дата> в отношении М. установлен административный надзор сроком на восемь лет и установлены административные ограничения: являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить пребывание в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.
Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от <дата> административные ограничения дополнены: количество явок на регистрацию в орган внутренних дел увеличено до двух раз.
В период нахождения под административным надзором М. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, неоднократно привлекался к административной ответственности за несоблюдение установленных административных ограничений.
Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, склонность М. к совершению противоправных деяний, Отдел МВД России по <адрес> в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений просит дополнить ранее установленные поднадзорному административные ограничения запретом пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22 часов до 06 часов утра следующего дня в течение всего срока административного надзора и увеличением периодичности явок в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации до трех раз в месяц.
Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, и поскольку его явка обязательной судом не признавалась, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Административный ответчик М., явка которого обязательной судом также не признавалась, просил рассмотреть административное дело без его участия.
Исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора о наличии оснований для частичного удовлетворения административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от <дата> в отношении М. установлен административный надзор сроком на восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Тем же решением суда на М. возложены административные ограничения в виде: запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив; явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания один раз в месяц в дни, установленные надзирающим органом.
Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от <дата> установленные в отношении М. административные ограничения дополнены путем увеличения периодичности явок для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения до двух раз в месяц.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В качестве основания административного искового заявления ОМВД России по <адрес> приведены сведения о совершении М. административных правонарушений против порядка управления, а также отрицательные данные об образе жизни и о поведении поднадзорного, то есть те обстоятельства, которые формально соответствуют критериям, указанным в вышеприведенной правовой норме для дополнения ранее установленных ограничений.
Как следует из характеристики, представленной участковым уполномоченным полиции ОМВД России по <адрес>, М. по месту жительства характеризуется посредственно, довольствуется временными заработками, на профилактические беседы должным образом не реагирует, мер к трудоустройству не предпринимает, склонен к злоупотреблению спиртными напитками.
Постановлениями мирового судьи судебного участка № <адрес> Чувашской Республики от <дата> М. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за повторные несоблюдения административных ограничений, установленных ему судом, выразившиеся: в неявке на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства 4 и <дата> и <дата>.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. (абзац 4 пункта 22 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений.
По смыслу вышеприведенных положений Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, КАС РФ и акта их толкования в их взаимосвязи, при решении вопроса о дополнении ограничений определяющее значение имеет целесообразность такого вида ограничения с точки зрения его направленности на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений.
Следовательно, применительно к рассматриваемому делу даже оценочное суждение административного истца о необходимости установления поднадзорному М. запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания с 22 часов до 6 часов утра следующего дня должно иметь достаточную фактическую основу, чтобы представлять необходимость применения меры государственного принуждения путем вынесения соответствующего судебного акта.
По настоящему административному делу такого не наблюдается. Совершенные М. административные правонарушения, равно как и преступление, судимость по которому в настоящее время не погашена, не связаны с пребыванием поднадзорного вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, с 22 часов до 6 часов утра.
Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Склонность М. к злоупотреблению спиртными напитками учтены Новочебоксарским городским судом Чувашской Республики и Козловским районным судом Чувашской Республики в решениях от <дата> и от <дата> об установлении административного надзора и при выборе административных ограничений, которые в настоящее время не отменены.
Достаточных оснований полагать, что установление дополнительного ограничения в виде запрета на пребывание поднадзорного вне жилого помещения, являющегося его местом жительства, с 22 часов до 6 часов утра каким-либо образом способно изменить противоправную модель поведения поднадзорного, устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений или административных правонарушений, не имеется, в связи с чем, в указанной части административный иск удовлетворению не подлежит.
В то же время, поведение поднадзорного и характер совершенных М. административных правонарушений (неявки на регистрацию в орган внутренних дел в установленные этим органом дни) достаточно убедительно свидетельствует о необходимости усиления контроля за ним со стороны правоохранительных органов.
В этой связи увеличение периодичности явок на регистрацию в орган внутренних дел до трех раз в месяц будет соответствовать задачам административного надзора по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия..
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Отдела МВД России по <адрес> суд находит подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 180, 273 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Отдела МВД России по <адрес> к М. о дополнении ранее установленных административных ограничений удовлетворить частично.
Дополнить административные ограничения, установленные решениями Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от <дата> и Козловского районного суда Чувашской Республики от <дата> в отношении М., увеличив периодичность явок для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения до 3 (трех) раз в месяц.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня его принятия через Козловский районный суд.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.
Решение в окончательной форме принято 23 декабря 2021 года.
Председательствующий, судья Ефимов О.Н.