Дело № 2-11006/2023
УИД 35RS0010-01-2023-013033-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 01 декабря 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Папушиной Г.А.,
при секретаре Бабушкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Вологда» к Никитину В. А. о возложении обязанности,
установил:
акционерное общество «Газпром газораспределение Вологда» (далее – АО «Газпром газораспределение Вологда», общество) обратилось в суд с иском к ответчику Никитину В.А. о возложении обязанности.
Требования мотивировало тем, что в соответствии с Региональной программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на территории Вологодской области на 2022-2031 годы, утвержденной постановлением Губернатора Вологодской области от 27 декабря 2021 года №, АО «Газпром газораспределение Вологда» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Вологодской области и является исполнителем данной программы газификации. В адрес общества поступили заявка о заключении договора о подключении в рамках догазификации от ФИО1, ФИО2, ФИО3 ФИО4, ФИО5 ФИО6, ФИО7, ФИО8, с которыми были заключены договоры о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующиего оборудования к сети газораспределения в рамках газификации. При рассмотрении заявок установлено, что ближайшим газопроводом подключения домовладений является газопровод «Наружное газоснабжение коттеджной жилой застройки в <адрес> (среднее давление с установкой ГРПШ)» с кадастровым номером №, находящийся в собственности Никитина В.А. Обществом в адрес Никитина В.А. неоднократно отправлялись запросы о даче согласие на подключение к газопроводу, на что в даче согласия было отказано.
Полагая, что действия Никитина В.А. по отказу в выдаче согласия противоречит нормам действующего законодательства, просит:
- обязать Никитина В.А. не чинить препятствий АО «Газпром газораспределение Вологда» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к газопроводу «Наружное газоснабжение коттеджной жилой застройки в <адрес> (среднее давление с установкой ГРПШ)» в целях исполнения Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на территории Вологодской области на 2022-2031 годы путем выдачи письменного согласия на подключение в течение 3 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу;
в случае неисполнения Никитиным В.А. решения суда в установленный срок согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к газопроводу «Наружное газоснабжение коттеджной жилой застройки в <адрес> (среднее давление с установкой ГРПШ)» в целях исполнения Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на территории Вологодской области на 2022-2031 годы, от Никитина В.А. считать полученным;
взыскать с Никитина В.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Представитель истца АО «Газпром газораспределение Вологда» по доверенности Иванов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил, что газопровод, принадлежащий ответчику, является ближайшим, обладает необходимой пропускной способностью, строился по проекту для подключения 44 квартирных индивидуальных жилых домов.
Ответчик Никитин В.А. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен. Его представитель по доверенности Сошилова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требования по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила в их удовлетворении отказать. В возражениях указала, что истцом не представлено достаточно доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности подключения к иным сетям, а также наличия достаточной пропускной способности газопровода. Кроме того, указанным постановлением не предусмотрено, что основной абонент, физическое лицо, обязано предоставлять сеть газораспределения исполнителю или единому оператору газификации безвозмездно, не получая стоимость компенсации затрат на строительство газопровода.
Третьи лица ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы дела № 2-171/2019, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно статье 4 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
В соответствии с Региональной программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на территории Вологодской области на 2022-2031 годы, утвержденной Постановлением Губернатора Вологодской области от 27 декабря 2021 года № 249, (далее Региональная программа газификации), АО «Газпром газораспределение Вологда» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Вологодской области и является исполнителем Региональной программы газификации.
Указанная Региональная программа газификации разработана и утверждена во исполнение Послания Федеральному собранию, данному Президентом Российской Федерации Путиным В.В. 21 апреля 2021 года, и предусматривает догазификация населенных пунктов Российской Федерации без привлечения денежных средств граждан.
Установлено и следует из материалов дела, что в адрес истца в рамках догазификации поступили заявки о заключении договоров о подключении жилых домов, находящихся в <адрес> ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО1 (далее вместе – Заявители).
Между Обществом и Заявителями заключены договоры от 16 ноября 2021 года № (ФИО6), от 23 декабря 2021 года № (ФИО7), от 14 января 2022 года № (ФИО1), от 20 ноября 2021 года № (ФИО2), от 07 февраля 2022 года № (ФИО3), от 15 марта 2022 года № (ФИО4), от 08 ноября 2021 года № (ФИО5), от 15 ноября 2021 года № (ФИО8) о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования объектов капитального строительства к сети газораспределения в рамках догазификации, по условиям которых Общество обязалось осуществить подключение объектов капитального строительства вышеуказанным заявителям к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю (основному абоненту) на праве собственности или ином законном праве.
При рассмотрении заявок Заявителей и определения технической возможности подключения Обществом установлено, что близлежащим газопроводом-источником подключения домовладений является газопровод «Наружное газоснабжение коттеджной жилой застройки в <адрес> (среднее давление с установкой ГРПШ)», принадлежащий на праве собственности Никитину В.А. (далее – Газопровод основного абонента).
Обществом в адрес Никитина В.А. неоднократно направлялись запросы от 10 января 2022 года, от 17 января 2022 года, от 28 октября 2021 года, от 29 ноября 2021 года, копии которых представлены в материалы дела, на выдачу согласия на подключение жилых домов по адресу: <адрес>, принадлежащих третьим лицам, основного абонента. Однако в даче согласия на подключение Никитиным В.А. было отказано, что подтверждается письмами, приложенными к иску.
Отказ Никитиным В.А. мотивирован тем, что он даст свое согласие на подключение путем присоединения к газопроводу только на условиях заключения соответствующих договоров возмездного оказания услуг с максимальным суммарным потреблением газа до 4,03 куб.м и внесением платы 244 000 рублей за каждое подключения (технологическое присоединение одного домовладения, объектов капитального строительства).
Между тем, из представленным суду материалов дела следует, что спорный газопровод был построен для обеспечения нужд 44 индивидуальных жилых домов, и пропускная способность газопровода низкого давления с кадастровым номером №, его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей. Газопровод обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа <адрес> и обеспечением необходимым количество газа планируемых к подключению домовладений в любой точке существующей и проектируемой газораспределительной сети. Подключение (технологическое присоединение) к нему жилых домов согласно схеме не повлечет нарушений безопасной эксплуатации газопровода-источника.
Данный факт подтверждается заявлением на выдачу технических условий на подключение к газораспределительным сетям, рабочим проектом объекта № «Наружное газоснабжение коттеджной жилой застройки в <адрес>», техническими условиями № от 24 июня 2013 года, договором о подключении к системе газоснабжения № от 24 июня 2013 года, схемой газопровода среднего давления
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
Согласно статье 545 Гражданского кодекса Российской Федерации, абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 5 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 года № 1547 (далее - Правила подключения), подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Пунктом 6 данных Правил предусмотрено, что договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
В случае если подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства осуществляется к сети газораспределения, принадлежащей региональному оператору газификации, либо к сети основного абонента, которая технологически связана с сетью газораспределения, принадлежащей региональному оператору газификации, то договор о подключении заключается между заявителем и региональным оператором газификации (исполнителем).
Под основным абонентом пункт 1 названных Правил подключения понимает юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Точка подключения - место соединения сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента с сетью газопотребления или газораспределения заявителя, а в случае обращения заявителя к исполнителю с просьбой осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил - наружная (внешняя) стена объекта капитального строительства.
Фактическое присоединение - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения сети газораспределения к другой сети газораспределения - в сеть газораспределения заявителя.
Согласно пункту 48 Правил подключения, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо или физическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Таким образом, в случае присоединения потребляющего оборудования к существующим сетям газораспределения, находящихся в собственности частного лица (основного абонента) собственником потребляющего оборудования осуществляется выбор соответствующего ресурса из сети по договору о газоснабжении и осуществляется эксплуатация потребительских качеств сетей газораспределения их собственника - основного абонента, не являющегося поставщиком энергоресурса. Между собой данные лица соотносятся по поводу отношений собственности - эксплуатации чужого имущества сетей газораспределения, и в связи с технологическим присоединением к сетям газораспределения основного абонента и заключением договора энергоснабжения через присоединенную сеть у присоединившегося возникает право их ограниченной эксплуатации, подчиняющееся правовому режиму организации газоснабжения в Российской Федерации и, при наличии, условиям договора между подключившимся и основным абонентом, не выступающим поставщиком энергоресурса и не приобретающим в связи с этим статус сетевой организации, договора оказания услуг по передаче энергии через присоединенную сеть. Основной абонент в силу правового статуса не может произвольно препятствовать осуществлению технологического присоединения к принадлежащему ему газопроводу.
Руководствуясь вышеприведенными требованиями закона, обязывающих ответчика, как владельцев газопровода и основного абонента, давать свое согласие на подключение объектов к газопроводу при наличии технологической возможности и достаточной пропускной способности, оценив представленные сторонами доказательства на основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и приняв во внимание, что объекты капитального строительства заявителей, от которых поступила заявка к истцу о заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения, поименован в пообъектном плане-графике догазификации населенных пунктов Вологодской области в рамках Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций томской области на 2022-2031 годы, мощность принадлежащего ответчику на праве собственности газопровода позволяет осуществить технологическое присоединение, суд приходит к выводу, что отказ ответчика в выдаче согласия на подключение к его газопроводу объектов капитального строительства противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
То обстоятельство, что основным абонентом является физическое лицо, а не юридическое, правового значения в данном случае не имеет, поскольку действующим законодательством установлен запрет основному абоненту препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей вне зависимости от отнесения его к юридическим или физическим лицам с учетом его определения в пункте 1 Правил подключения, а основным абонентом является как юридическое, так и физическое лица.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2023 года №,
от 05 октября 2023 года № по делу № 2-778/2023, Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 апреля 2023 года №.
С учетом изложенного, заявленные истцом требования к Никитину В.А. являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Довод ответчика о необходимости возмещения расходов, связанных с созданием и эксплуатацией газопровода, не освобождает от обязанности, согласовать подключение к газопроводу, при наличии к тому оснований, предусмотренных законом, поскольку получение согласия основного абонента при осуществлении газификации на условиях компенсации затрат «основного абонента» по строительству и эксплуатации газопровода правовыми актами не предусмотрено, как и не предусмотрено Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №, действующими на момент обращения к ответчику за согласием, так и утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №, вступивших в законную силу 18 октября 2021 года. При этом, вопрос о компенсации затрат ответчика на строительство и эксплуатацию газопровода не являлся предметом рассмотрения настоящего спора, что не лишает ответчика права, на урегулирование указанного вопроса в ином порядке.
На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
обязать Никитина В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан <данные изъяты>, не чинить препятствия акционерному обществу «Газпром газораспределение Вологда» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к газопроводу «Наружное газоснабжение коттеджной жилой застройки в <адрес> (среднее давление с установкой ГРПШ)» в целях исполнения Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Вологодской области на 2022 – 2031 годы, путем выдачи письменного согласия на подключение в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
В случае неисполнения Никитиным В. А. решения суда в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> к газопроводу «Наружное газоснабжение коттеджной жилой застройки в <адрес> (среднее давление с установкой ГРПШ)» считать полученным.
Взыскать с Никитина В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выдан <данные изъяты>, не чинить препятствия акционерному обществу «Газпром газораспределение Вологда», ОГРН №, расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.А. Папушина
Мотивированное решение изготовлено 08.12.2023 года.