Решение по делу № 33-12976/2024 от 03.07.2024

УИД: 66RS0029-02-2023-000399-45

Дело № 33-12976/2024 (№ 2-2-21/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 29.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Кучеровой Р.В.,

Фефеловой З.С.

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Дружининой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пышминского района в интересах Кожокару Якова Леонидовича к Администрации Пышминского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении определенных обязанностей,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 22.01.2024.

Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Чернова В.С., судебная коллегия

установила:

прокурор Пышминского района в интересах Кожокару Я.Л. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Пышминского городского округа о признании незаконным бездействия, выраженного в части неприятия надлежащих мер по обеспечению наличия контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров для жилого дома № 53 по ул. Некрасова в пгт. Пышма Пышминского района Свердловской области, о возложении обязанности установить контейнерную площадку для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров для жилого дома <адрес>.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Пышминского района проведена проверка соблюдения законодательства по обращению Кожокару Я.Л. по факту несогласия с порядком начисления платы за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Проверкой установлено, что Администрацией Пышминского городского округа не обеспечено наличие контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров для жилого дома <адрес>. До ближайшей контейнерной площадки, расположенной по адресу: пгт. Пышма, ул. Восточная составляет более 450 метров. Нарушения закона стали возможны в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами Администрации Пышминского городского округа, что повлекло нарушение законодательства. Прокуратурой Пышминского района 13.07.2023 года вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства по выявленным фактам.

Согласно ответу Администрации от 02.08.2023, реальные меры для устранения нарушений федерального законодательства Администрацией Пышминского района не приняты. По состоянию на 23.10.2023 нарушения прав инвалида второй группы Кожокару Я.Л. не устранены.

В связи с чем с учетом уточнения требований, прокурор в интересах Кожокару Я.Л., просил о признании незаконным бездействия Администрации Пышминского городского округа в части непринятия надлежащих мер по обеспечению наличия контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров для жилого дома <адрес>, о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, организовать включение в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления территории Пышминского городского округа и в реестр мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа контейнерную площадку, расположенную не более 100 метров от жилого дома <адрес>, о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров от жилого дома <адрес>.

Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 22.01.2024 исковые требования удовлетворены частично.

Признаны незаконными бездействия Администрации Пышминского городского округа в части непринятия мер по обеспечению наличия контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии не более 100 метров для жилого дома <адрес>.

На Администрацию Пышминского городского округа возложена обязанность не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

организовать включение в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления территории Пышминского городского округа и в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа контейнерной площадки, расположенной не более 100 метров от жилого дома <адрес>,

организовать установку контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии не более 100 метров от жилого дома <адрес>.

В удовлетворении остальной части искового заявления прокурора Пышминского района в интересах Кожокару Якова Леонидовича - отказано.

С решением не согласился ответчик, подана апелляционная жалоба, в которой представитель просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает на то, что суд первой инстанции, возлагая на администрацию Пышминского городского округа обязанность по установке контейнерной площадки, в целях исполнимости судебного решения должен исследовать вопрос о соответствии размещения данной площадки требованиям, предусмотренным законом. Однако данные обстоятельства судом не исследовались, им не была дана надлежащая правовая оценка. Полагает, что возложение на ответчика соответствующей обязанности без исследования существенных для разрешения спора обстоятельств не будет отвечать принципу исполнимости судебного акта.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика прокурор Пышминского района указал на отсутствие оснований для отмены решения суда, просил в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Чернов В.С., возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в возражениях, указал на необоснованность доводов, отсутствие оснований для отмены судебного решения.

Иные участники процесса не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена 19.07.2024 на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).

С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов гражданского дела следует, что на территории Пышминского городского округа региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ЕМУП «Спецавтобаза» приступил к исполнению своих обязанностей с 12.01.2018, согласно соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 12.01.2018, заключенным между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и ЕМУП «Спецавтобаза», в соответствии с которым последний обязуется обеспечить сбор (в том числе, раздельный сбор, накопление), транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в Восточной зоне деятельности регионального оператора, в том числе Пышминского городского округа, опубликованного на его основании региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами(далее ТКО) на официальном сайте ЕМУП «Спецавтобаза» в сети Интернет».

Истец Кожакару Я.Л. является потребителем услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), согласно квитанциям ЕМУП «Спецавтобаза» (л.д.11,19-20), досудебной претензии ЕМУП «Спецавтобаза» к Кожокару Я.Л. с требованием о выплате задолженности по услуге по обращению с ТКО в размере 23 976 руб. 41 коп. (л.д.12), постановления о возбуждении исполнительного производства от 08.12.2021 о взыскании коммунальных платежей в размере 10 724 руб. 06 коп. в пользу взыскателя ЕМУП «Спецавтобаза» (л.д.13-15), определения мирового судьи судебного участка № 4 Камышловского судебного района от 03.05.2023, которым был отменен судебный приказ № 2-1537/2021, выданный 21.06.2021 мировым судьей судебного участка № 4 Камышловского судебного района о взыскании с Кожокару Я.Л. в пользу ЕМУП «Спецавтобаза» задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО в размере 10 513 руб. 73 коп. (л.д.18).

В соответствии с заявлением от 09.06.2023, Кожокару Я.Л. обратился к ЕМУП «Спецавтобаза» с требованием об установке мусорных баков ближе к его дому по адресу: <адрес> и заключении с ним договора (л.д. 21).

Из ответа ЕМУП «Спецавтобаза» от 13.06.2023, следует, что на территории Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2018 № 696-ПП, ст. 39 содержит исчерпывающие разъяснения относительно субъекта, на которого возложена обязанность по содержанию контейнерной площадки. Из указанной статьи следует, что обязанность по созданию контейнерных площадок лежит на органах местного самоуправления муниципальных образований. Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором и собственником твердых коммунальных отходов установлен в разделе 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156. В силу п. 8 (4) Правил одни из оснований для заключения договора является предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Согласно п. 8 (17) Правил, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Данное предложение было опубликовано ЕМУП «Спецавтобаза» 07.12.2018 на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в печатном средстве массовой информации, установленном для официального опубликования правовых актов органов государственной власти Свердловской области «Областная газета» №228 (8528) от 11.12.2018 в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. Поскольку предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от Кожокару Я.Л. не поступило, заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора, предусмотренного Правилами, вступившими в силу 29.12.2018. Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, между Кожокару Я.Л. и ЕМУП «Спецавтобаза» считается заключенным. В силу п. 4 данного договора, с 01.01.2019 и по настоящее время ЕМУП «Спецавтобаза» на возмездной основе оказывает Кожокару Я.Л. услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: Пышминский городской округ, пгт. Пышма, ул. Некрасова, д.53 (л.д.22-23).

Согласно ответу ЕМУП «Спецавтобаза» от 03.07.2023, лицевой счет № 800361891 заведен на Кожокару Я.Л., как собственника индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> с 01.01.2019 (л.д. 24).

Из справки Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 12.07.2023, следует, что юридическим лицом Администрацией Пышминского городского округа не обеспечено наличие контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров для жилого дома <адрес>, а именно, расстояние от дома <адрес> до ближайшей контейнерной площадки, расположенной по адресу: пгт. Пышма, ул. Восточная составляет около 450 м, что является нарушением п.4 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских помещений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (л.д. 27-28), что подтверждается рапортом помощника прокурора Пышминского района Ручьевой Е.А.(л.д. 33), фототаблицей к нему (л.д. 34-35).

Прокурором Пышминского района 13.07.2023 было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды в адрес и.о.главы Пышминского городского округа Обоскалова А.А., поскольку прокурорской проверкой было установлено нарушение требований п. 4 СаПиН 2.1.3684-21, п. 2 ст. 21 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а именно, Администрацией Пышминского городского округа не обеспечено наличие контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии более 100 метров для жилого дома <адрес>, так как до ближайшей контейнерной площадки, расположенной по адресу: пгт. Пышма, ул. Восточная составляет более 450 м.(л.д.29-30).

Из ответа Администрации Пышминского городского округа на указанное представление прокурора, следует, что в соответствии с ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в области обращения с ТКО определенных действующим законодательством, Администрацией Пышминского городского округа принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по обращению с ТКО на территории Пышминского городского округа. В соответствии с Генеральной схемой санитарной очистки территории населенных пунктов Пышминского городского округа, определены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа. Всего необходимо благоустроить 250 контейнерных площадок в районах жилой застройки Пышминского городского округа. На сегодняшний день создано 218 таких площадок. Работа по обустройству 35 контейнерных площадок продолжаются. При размещении и содержании контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов необходимо соблюдать санитарные правила, которые регламентированы СанПиН 2.1.3684-21. Так, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров и иметь свободный подъезд для мусоровозов и спецтехники. Вокруг площадки (в радиусе не менее 10 метров) не должно быть зарослей растительности свалок бытовых и промышленных отходов. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детский игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 метров. По решению специальной комиссии эти требования можно обойти, например, в случаях, когда полностью соблюсти эти требования невозможно. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимо числа контейнеров, исходя из того, сколько жильцов будет обслуживаться. Выделенный участок должен быть согласован с санитарно-эпидемиологической службой и управляющей организацией. В связи с чем, для урегулирования вопроса по обустройству контейнерной площадки вблизи жилого дома в пгт. Пышма, ул. Некрасова, д. 53, Администраций Пышминского городского округа будет организована выездная комиссия для обследования предполагаемого места обустройства, контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов нормам СаПиН. После чего, в целях оценки контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, на предмет соблюдения требования законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, необходимые материалы (документы) будут направлены в Роспотребнадзор. По результатам полученного (положительного) заключения от Роспотребнадзора, будут организованы работы по строительству площадки накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 31-32).

Согласно постановления Администрации Пышминского городского округа №17 от 16.01.2019, утвержден Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа и Положение о комиссии Администрации Пышминского городского округа для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включении их в реестр (л.д.78-82).

Согласно ответу Отдела архитектуры и градостроительства Администрации Пышминского городского округа № 5286 от 28.11.2023, схема размещения площадок ТКО на ул. Некрасова в пгт. Пышма, сведения о площадках ТКО в реестре таких площадок, план площадок ТКО на ул.Некрасова в пгт.Пышма отсутствуют, в отделе имеется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, в котором место (площадка) для накопления ТКО по ул.Некрасова пгт.Пышма отсутствует(л.д.47), что следует из реестра таких площадок, в котом отсутствует контейнерная площадка по адресу: <адрес> (л.д.48-53).

В соответствии с заявкой, поданной заведующей Ощепковским территориальным управлением Администрации Пышминского городского округа, просит согласовать место (площадку) накопления ТКО, расположенное по адресу: <адрес> (точный ориентир будет установлен по результатам кадастровых работ без изменения местоположения места (площадки накопления ТКО) 623551, <адрес> количество зарегистрированных жителей составляет 43 человек(л.д.83).

Согласно протоколу заседания комиссии Администрации Пышминского городского округа, для принятия решения о создании мест (площадок) накопления ТКО и включения их в реестр от 24.10.2023, комиссией решено определить место (площадки) накопления ТКО по адресу: <адрес> (л.д.89).

Из акта Администрации Пышминского городского округа № 6 от 24.10.2023, об определении места (площадки) твердых коммунальных отходов, следует, что, в случае отсутствия возможности соблюдения установленных разрывов от контейнерной площадки в районах сложившейся застройки многоквартирных домов и территории частных домовладений, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, комиссия провела осмотр территории предполагаемого места сбора и накопления ТКО по адресу: <адрес> На основании принятого Комиссией решения, определено место (площадки) накопления ТКО по адресу: <адрес> (л.д.84), схемой к нему, согласно которой расположение контейнерной площадки накопления ТКО определено в 110 метрах до дома <адрес> по адресу: <адрес>(л.д. 84).

В соответствии с заключением Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области № 66-14-15/07-59-2024 от 11.01.2024, при рассмотрении запроса Администрации Пышминского городского округа вх.№66-14-14-2024 от 09.01.2024 и представленных к нему материалов о создании места (площадки) накопления ТКО по адресу: <адрес> установлено, что заявка в адрес Администрации Пышминского городского округа, карта места (площадки) накопления ТКО по адресу: <адрес>, на котором предполагается разместить 2 контейнерных бака для накопления отходов в количестве 2 единиц объемом баков 1,1 м3, с организацией твердого (бетонного) основания и ограждения, расстояния до нормируемых объектов, позволяют оценить соблюдение заявленного места (площадки) требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а том числе СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (л.д.88).

Судом установлено, что до настоящего времени ответчик Администрация Пышминского городского округа бездействовала, не приняв мер по обеспечению наличия контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии не более 100 метров для жилого дома № <адрес>. При этом указание на неприятие именно необходимых мер суд находит излишним, поскольку предполагается, что такие меры не могут быть иными, нежели надлежащими.

Установив фактические обстоятельства по делу, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями закона, регулирующего спорное правоотношение, приведенных в решении, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Порядок обустройства мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра и Правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к его содержанию определен постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 года.

Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 5 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правила.

В силу пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), действующих с 01.03.2021, на территориях городских и сельских поселений (далее населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно п.4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемилогических (профилактических) мероприятий», расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

По смыслу приведенных нормативных положений, в их взаимосвязи, орган местного самоуправления определяет схему размещения мест (площадок) накопления ТКО, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, правил благоустройства и при соблюдении установленных СанПиН 2.1.3684-21 расстояний.

Согласно п. 2.1 Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, место сбора и накопления ТКО определяется в соответствии с действующими законодательством Российской Федерации, санитарными нормами и правилами, и визуальным осмотром Комиссией места планируемой установки.

Согласно п. 2.2 Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, место для сбора и накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда спецтехники, осуществляющей сбор и вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и Правилами благоустройства.

Согласно п. 2.4 Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, по результатам рассмотрении заявки Комиссия принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления ТКО.

Согласно п. 2.5, п. 2.7 Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, по результатам обследования территории, в случае согласования места (площадки) накопления ТКО, Комиссией составляется акт об определении места (площадки) накопления, который является основанием для размещения контейнерной площадки или отдельно стоящих контейнеров на определенном месте для сбора и накопления ТКО.

Согласно п. 2.8 Порядка создания мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, основаниями отказа Комиссии в согласовании места для сбора и накопления ТКО являются: несоответствие заявки установленной форме, несоответствие заявленного места для сбора и накопления ТКО требованиям Правил благоустройства, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам для сбора и накопления ТКО.

Согласно п. 3.1 Положения о комиссии Администрации Пышминского городского округа для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включении их в реестр, Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции: рассмотрение заявление и обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросами о согласовании создания мест(площадок) накопления ТКО, о включении сведений о месте(площадке) накопления ТКО в реестр.

Согласно п. 3.2 Положения о комиссии Администрации Пышминского городского округа для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включении их в реестр, Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет организацию в случае необходимости выездов на предполагаемые места сбора и накопления ТКО с целью их дальнейшего согласования.

Согласно п. 3.4.1 Положения о комиссии администрации Пышминского городского округа для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включении их в реестр, Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами принимает решения о согласовании (либо отказе в согласовании) создания мест(площадок) накопления ТКО.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом первой инстанции не исследован вопрос о размещении спорной площадки в соответствии требованиям, предусмотренным законом, в целях исполнимости судебного решения, судебная коллегия отклоняет.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение вышеуказанной нормы, стороной ответчика не представлено доказательств невозможности размещения площадки на расстоянии в соответствии с требованиями п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 от дома Кожукару Я.Л.

Судом первой инстанции дана надлежащая оценка тому, что обеспечении Кожокару Я.Л. контейнерной площадкой, в соответствии с принятым решением Администрации Пышминского городского округа, согласно акту Администрации Пышминского городского округа № 6 от 24.10.2023 об определении места (площадки) твердых коммунальных отходов, № 6 об определении места (площадки) твердых коммунальных отходов от 24.10.2023, схемы к нему и заключения Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области №66-14-15/07-59-2024 от 11.01.2024, не является восстановлением нарушенных прав Кожукара Я.Л., поскольку расстояние контейнерной площадки до дома Кожокару Я.Л. не соответствует расстоянию, установленному п.4 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий». Более того, в вышеуказанном заключении Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области № 66-14-15/07-59-2024 от 11.01.2024 не указано о соответствии расположения контейнерной площадки именно для дома Кожокару Я.Л.,

Довод апелляционной жалобы ответчика о неисполнимости решения суда, не является основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергает правильность сделанного судом вывода о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Учитывая, что до настоящего времени контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов от жилого Кожукару Я.Л. не оборудована на расстоянии, установленном санитарным законодательством, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию Пышминского городского округа обязанность по ее установлению.

В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение при вынесении судебного акта, или могли бы повлиять на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергнуть выводы суда первой инстанции. По своей сути, доводы апелляционной жалобы полностью повторяют позицию ответчика, изложенную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, сводятся к переоценке исследованных доказательств, однако выводов суда не опровергают. Оснований для переоценки доказательств и установленных обстоятельств судебная коллегия не находит, поскольку все представленные сторонами доказательства, в их совокупности, оценены судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 330 данного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьями 326, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Камышловского районного суда Свердловской области от 22.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий Д.Е. Ковелин

Судьи Р.В. Кучерова

З.С. Фефелова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.09.2024.

УИД: 66RS0029-02-2023-000399-45

Дело № 33-12976/2024 (№ 2-2-21/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 29.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ковелина Д.Е.,

судей

Кучеровой Р.В.,

Фефеловой З.С.

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Дружининой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пышминского района в интересах Кожокару Якова Леонидовича к Администрации Пышминского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении определенных обязанностей,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 22.01.2024.

Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Чернова В.С., судебная коллегия

установила:

прокурор Пышминского района в интересах Кожокару Я.Л. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Пышминского городского округа о признании незаконным бездействия, выраженного в части неприятия надлежащих мер по обеспечению наличия контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров для жилого дома № 53 по ул. Некрасова в пгт. Пышма Пышминского района Свердловской области, о возложении обязанности установить контейнерную площадку для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров для жилого дома <адрес>.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Пышминского района проведена проверка соблюдения законодательства по обращению Кожокару Я.Л. по факту несогласия с порядком начисления платы за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Проверкой установлено, что Администрацией Пышминского городского округа не обеспечено наличие контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров для жилого дома <адрес>. До ближайшей контейнерной площадки, расположенной по адресу: пгт. Пышма, ул. Восточная составляет более 450 метров. Нарушения закона стали возможны в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами Администрации Пышминского городского округа, что повлекло нарушение законодательства. Прокуратурой Пышминского района 13.07.2023 года вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства по выявленным фактам.

Согласно ответу Администрации от 02.08.2023, реальные меры для устранения нарушений федерального законодательства Администрацией Пышминского района не приняты. По состоянию на 23.10.2023 нарушения прав инвалида второй группы Кожокару Я.Л. не устранены.

В связи с чем с учетом уточнения требований, прокурор в интересах Кожокару Я.Л., просил о признании незаконным бездействия Администрации Пышминского городского округа в части непринятия надлежащих мер по обеспечению наличия контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров для жилого дома <адрес>, о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, организовать включение в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления территории Пышминского городского округа и в реестр мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа контейнерную площадку, расположенную не более 100 метров от жилого дома <адрес>, о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать установку контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров от жилого дома <адрес>.

Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 22.01.2024 исковые требования удовлетворены частично.

Признаны незаконными бездействия Администрации Пышминского городского округа в части непринятия мер по обеспечению наличия контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии не более 100 метров для жилого дома <адрес>.

На Администрацию Пышминского городского округа возложена обязанность не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

организовать включение в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления территории Пышминского городского округа и в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа контейнерной площадки, расположенной не более 100 метров от жилого дома <адрес>,

организовать установку контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии не более 100 метров от жилого дома <адрес>.

В удовлетворении остальной части искового заявления прокурора Пышминского района в интересах Кожокару Якова Леонидовича - отказано.

С решением не согласился ответчик, подана апелляционная жалоба, в которой представитель просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает на то, что суд первой инстанции, возлагая на администрацию Пышминского городского округа обязанность по установке контейнерной площадки, в целях исполнимости судебного решения должен исследовать вопрос о соответствии размещения данной площадки требованиям, предусмотренным законом. Однако данные обстоятельства судом не исследовались, им не была дана надлежащая правовая оценка. Полагает, что возложение на ответчика соответствующей обязанности без исследования существенных для разрешения спора обстоятельств не будет отвечать принципу исполнимости судебного акта.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика прокурор Пышминского района указал на отсутствие оснований для отмены решения суда, просил в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Чернов В.С., возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в возражениях, указал на необоснованность доводов, отсутствие оснований для отмены судебного решения.

Иные участники процесса не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении дела размещена 19.07.2024 на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).

С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов гражданского дела следует, что на территории Пышминского городского округа региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ЕМУП «Спецавтобаза» приступил к исполнению своих обязанностей с 12.01.2018, согласно соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 12.01.2018, заключенным между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и ЕМУП «Спецавтобаза», в соответствии с которым последний обязуется обеспечить сбор (в том числе, раздельный сбор, накопление), транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в Восточной зоне деятельности регионального оператора, в том числе Пышминского городского округа, опубликованного на его основании региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами(далее ТКО) на официальном сайте ЕМУП «Спецавтобаза» в сети Интернет».

Истец Кожакару Я.Л. является потребителем услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), согласно квитанциям ЕМУП «Спецавтобаза» (л.д.11,19-20), досудебной претензии ЕМУП «Спецавтобаза» к Кожокару Я.Л. с требованием о выплате задолженности по услуге по обращению с ТКО в размере 23 976 руб. 41 коп. (л.д.12), постановления о возбуждении исполнительного производства от 08.12.2021 о взыскании коммунальных платежей в размере 10 724 руб. 06 коп. в пользу взыскателя ЕМУП «Спецавтобаза» (л.д.13-15), определения мирового судьи судебного участка № 4 Камышловского судебного района от 03.05.2023, которым был отменен судебный приказ № 2-1537/2021, выданный 21.06.2021 мировым судьей судебного участка № 4 Камышловского судебного района о взыскании с Кожокару Я.Л. в пользу ЕМУП «Спецавтобаза» задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО в размере 10 513 руб. 73 коп. (л.д.18).

В соответствии с заявлением от 09.06.2023, Кожокару Я.Л. обратился к ЕМУП «Спецавтобаза» с требованием об установке мусорных баков ближе к его дому по адресу: <адрес> и заключении с ним договора (л.д. 21).

Из ответа ЕМУП «Спецавтобаза» от 13.06.2023, следует, что на территории Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2018 № 696-ПП, ст. 39 содержит исчерпывающие разъяснения относительно субъекта, на которого возложена обязанность по содержанию контейнерной площадки. Из указанной статьи следует, что обязанность по созданию контейнерных площадок лежит на органах местного самоуправления муниципальных образований. Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором и собственником твердых коммунальных отходов установлен в разделе 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156. В силу п. 8 (4) Правил одни из оснований для заключения договора является предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Согласно п. 8 (17) Правил, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Данное предложение было опубликовано ЕМУП «Спецавтобаза» 07.12.2018 на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в печатном средстве массовой информации, установленном для официального опубликования правовых актов органов государственной власти Свердловской области «Областная газета» №228 (8528) от 11.12.2018 в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. Поскольку предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от Кожокару Я.Л. не поступило, заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора, предусмотренного Правилами, вступившими в силу 29.12.2018. Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, между Кожокару Я.Л. и ЕМУП «Спецавтобаза» считается заключенным. В силу п. 4 данного договора, с 01.01.2019 и по настоящее время ЕМУП «Спецавтобаза» на возмездной основе оказывает Кожокару Я.Л. услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: Пышминский городской округ, пгт. Пышма, ул. Некрасова, д.53 (л.д.22-23).

Согласно ответу ЕМУП «Спецавтобаза» от 03.07.2023, лицевой счет № 800361891 заведен на Кожокару Я.Л., как собственника индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> с 01.01.2019 (л.д. 24).

Из справки Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 12.07.2023, следует, что юридическим лицом Администрацией Пышминского городского округа не обеспечено наличие контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров для жилого дома <адрес>, а именно, расстояние от дома <адрес> до ближайшей контейнерной площадки, расположенной по адресу: пгт. Пышма, ул. Восточная составляет около 450 м, что является нарушением п.4 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских помещений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (л.д. 27-28), что подтверждается рапортом помощника прокурора Пышминского района Ручьевой Е.А.(л.д. 33), фототаблицей к нему (л.д. 34-35).

Прокурором Пышминского района 13.07.2023 было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды в адрес и.о.главы Пышминского городского округа Обоскалова А.А., поскольку прокурорской проверкой было установлено нарушение требований п. 4 СаПиН 2.1.3684-21, п. 2 ст. 21 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а именно, Администрацией Пышминского городского округа не обеспечено наличие контейнерной площадки для накопления ТКО на расстоянии более 100 метров для жилого дома <адрес>, так как до ближайшей контейнерной площадки, расположенной по адресу: пгт. Пышма, ул. Восточная составляет более 450 м.(л.д.29-30).

Из ответа Администрации Пышминского городского округа на указанное представление прокурора, следует, что в соответствии с ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в области обращения с ТКО определенных действующим законодательством, Администрацией Пышминского городского округа принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по обращению с ТКО на территории Пышминского городского округа. В соответствии с Генеральной схемой санитарной очистки территории населенных пунктов Пышминского городского округа, определены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа. Всего необходимо благоустроить 250 контейнерных площадок в районах жилой застройки Пышминского городского округа. На сегодняшний день создано 218 таких площадок. Работа по обустройству 35 контейнерных площадок продолжаются. При размещении и содержании контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов необходимо соблюдать санитарные правила, которые регламентированы СанПиН 2.1.3684-21. Так, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров и иметь свободный подъезд для мусоровозов и спецтехники. Вокруг площадки (в радиусе не менее 10 метров) не должно быть зарослей растительности свалок бытовых и промышленных отходов. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детский игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 метров. По решению специальной комиссии эти требования можно обойти, например, в случаях, когда полностью соблюсти эти требования невозможно. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимо числа контейнеров, исходя из того, сколько жильцов будет обслуживаться. Выделенный участок должен быть согласован с санитарно-эпидемиологической службой и управляющей организацией. В связи с чем, для урегулирования вопроса по обустройству контейнерной площадки вблизи жилого дома в пгт. Пышма, ул. Некрасова, д. 53, Администраций Пышминского городского округа будет организована выездная комиссия для обследования предполагаемого места обустройства, контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов нормам СаПиН. После чего, в целях оценки контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, на предмет соблюдения требования законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, необходимые материалы (документы) будут направлены в Роспотребнадзор. По результатам полученного (положительного) заключения от Роспотребнадзора, будут организованы работы по строительству площадки накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 31-32).

Согласно постановления Администрации Пышминского городского округа №17 от 16.01.2019, утвержден Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа и Положение о комиссии Администрации Пышминского городского округа для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включении их в реестр (л.д.78-82).

Согласно ответу Отдела архитектуры и градостроительства Администрации Пышминского городского округа № 5286 от 28.11.2023, схема размещения площадок ТКО на ул. Некрасова в пгт. Пышма, сведения о площадках ТКО в реестре таких площадок, план площадок ТКО на ул.Некрасова в пгт.Пышма отсутствуют, в отделе имеется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, в котором место (площадка) для накопления ТКО по ул.Некрасова пгт.Пышма отсутствует(л.д.47), что следует из реестра таких площадок, в котом отсутствует контейнерная площадка по адресу: <адрес> (л.д.48-53).

В соответствии с заявкой, поданной заведующей Ощепковским территориальным управлением Администрации Пышминского городского округа, просит согласовать место (площадку) накопления ТКО, расположенное по адресу: <адрес> (точный ориентир будет установлен по результатам кадастровых работ без изменения местоположения места (площадки накопления ТКО) 623551, <адрес> количество зарегистрированных жителей составляет 43 человек(л.д.83).

Согласно протоколу заседания комиссии Администрации Пышминского городского округа, для принятия решения о создании мест (площадок) накопления ТКО и включения их в реестр от 24.10.2023, комиссией решено определить место (площадки) накопления ТКО по адресу: <адрес> (л.д.89).

Из акта Администрации Пышминского городского округа № 6 от 24.10.2023, об определении места (площадки) твердых коммунальных отходов, следует, что, в случае отсутствия возможности соблюдения установленных разрывов от контейнерной площадки в районах сложившейся застройки многоквартирных домов и территории частных домовладений, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, комиссия провела осмотр территории предполагаемого места сбора и накопления ТКО по адресу: <адрес> На основании принятого Комиссией решения, определено место (площадки) накопления ТКО по адресу: <адрес> (л.д.84), схемой к нему, согласно которой расположение контейнерной площадки накопления ТКО определено в 110 метрах до дома <адрес> по адресу: <адрес>(л.д. 84).

В соответствии с заключением Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области № 66-14-15/07-59-2024 от 11.01.2024, при рассмотрении запроса Администрации Пышминского городского округа вх.№66-14-14-2024 от 09.01.2024 и представленных к нему материалов о создании места (площадки) накопления ТКО по адресу: <адрес> установлено, что заявка в адрес Администрации Пышминского городского округа, карта места (площадки) накопления ТКО по адресу: <адрес>, на котором предполагается разместить 2 контейнерных бака для накопления отходов в количестве 2 единиц объемом баков 1,1 м3, с организацией твердого (бетонного) основания и ограждения, расстояния до нормируемых объектов, позволяют оценить соблюдение заявленного места (площадки) требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а том числе СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (л.д.88).

Судом установлено, что до настоящего времени ответчик Администрация Пышминского городского округа бездействовала, не приняв мер по обеспечению наличия контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии не более 100 метров для жилого дома № <адрес>. При этом указание на неприятие именно необходимых мер суд находит излишним, поскольку предполагается, что такие меры не могут быть иными, нежели надлежащими.

Установив фактические обстоятельства по делу, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями закона, регулирующего спорное правоотношение, приведенных в решении, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Порядок обустройства мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра и Правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к его содержанию определен постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 года.

Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 5 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правила.

В силу пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), действующих с 01.03.2021, на территориях городских и сельских поселений (далее населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно п.4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемилогических (профилактических) мероприятий», расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

По смыслу приведенных нормативных положений, в их взаимосвязи, орган местного самоуправления определяет схему размещения мест (площадок) накопления ТКО, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, правил благоустройства и при соблюдении установленных СанПиН 2.1.3684-21 расстояний.

Согласно п. 2.1 Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, место сбора и накопления ТКО определяется в соответствии с действующими законодательством Российской Федерации, санитарными нормами и правилами, и визуальным осмотром Комиссией места планируемой установки.

Согласно п. 2.2 Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, место для сбора и накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда спецтехники, осуществляющей сбор и вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и Правилами благоустройства.

Согласно п. 2.4 Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, по результатам рассмотрении заявки Комиссия принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления ТКО.

Согласно п. 2.5, п. 2.7 Порядка создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, по результатам обследования территории, в случае согласования места (площадки) накопления ТКО, Комиссией составляется акт об определении места (площадки) накопления, который является основанием для размещения контейнерной площадки или отдельно стоящих контейнеров на определенном месте для сбора и накопления ТКО.

Согласно п. 2.8 Порядка создания мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Пышминского городского округа, основаниями отказа Комиссии в согласовании места для сбора и накопления ТКО являются: несоответствие заявки установленной форме, несоответствие заявленного места для сбора и накопления ТКО требованиям Правил благоустройства, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам для сбора и накопления ТКО.

Согласно п. 3.1 Положения о комиссии Администрации Пышминского городского округа для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включении их в реестр, Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции: рассмотрение заявление и обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросами о согласовании создания мест(площадок) накопления ТКО, о включении сведений о месте(площадке) накопления ТКО в реестр.

Согласно п. 3.2 Положения о комиссии Администрации Пышминского городского округа для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включении их в реестр, Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет организацию в случае необходимости выездов на предполагаемые места сбора и накопления ТКО с целью их дальнейшего согласования.

Согласно п. 3.4.1 Положения о комиссии администрации Пышминского городского округа для принятия решения о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и включении их в реестр, Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами принимает решения о согласовании (либо отказе в согласовании) создания мест(площадок) накопления ТКО.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом первой инстанции не исследован вопрос о размещении спорной площадки в соответствии требованиям, предусмотренным законом, в целях исполнимости судебного решения, судебная коллегия отклоняет.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение вышеуказанной нормы, стороной ответчика не представлено доказательств невозможности размещения площадки на расстоянии в соответствии с требованиями п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 от дома Кожукару Я.Л.

Судом первой инстанции дана надлежащая оценка тому, что обеспечении Кожокару Я.Л. контейнерной площадкой, в соответствии с принятым решением Администрации Пышминского городского округа, согласно акту Администрации Пышминского городского округа № 6 от 24.10.2023 об определении места (площадки) твердых коммунальных отходов, № 6 об определении места (площадки) твердых коммунальных отходов от 24.10.2023, схемы к нему и заключения Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области №66-14-15/07-59-2024 от 11.01.2024, не является восстановлением нарушенных прав Кожукара Я.Л., поскольку расстояние контейнерной площадки до дома Кожокару Я.Л. не соответствует расстоянию, установленному п.4 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий». Более того, в вышеуказанном заключении Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области № 66-14-15/07-59-2024 от 11.01.2024 не указано о соответствии расположения контейнерной площадки именно для дома Кожокару Я.Л.,

Довод апелляционной жалобы ответчика о неисполнимости решения суда, не является основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергает правильность сделанного судом вывода о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Учитывая, что до настоящего времени контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов от жилого Кожукару Я.Л. не оборудована на расстоянии, установленном санитарным законодательством, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию Пышминского городского округа обязанность по ее установлению.

В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение при вынесении судебного акта, или могли бы повлиять на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергнуть выводы суда первой инстанции. По своей сути, доводы апелляционной жалобы полностью повторяют позицию ответчика, изложенную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, сводятся к переоценке исследованных доказательств, однако выводов суда не опровергают. Оснований для переоценки доказательств и установленных обстоятельств судебная коллегия не находит, поскольку все представленные сторонами доказательства, в их совокупности, оценены судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 330 данного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьями 326, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Камышловского районного суда Свердловской области от 22.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий Д.Е. Ковелин

Судьи Р.В. Кучерова

З.С. Фефелова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.09.2024.

33-12976/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Пышминского района в интересах Кожокару Я.Л.
Кожокару Яков Леонидович
Ответчики
Администрация Пышминского городского округа
Другие
ЕМУП Специализированная автобаза
Суд
Свердловский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
04.07.2024Передача дела судье
29.08.2024Судебное заседание
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2024Передано в экспедицию
29.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее