РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-8530/2016
г. Абакан 21 ноября 2016 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Сандыковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матвеева О.В. к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия, Министерству внутренних дел Российской Федерации об обязании предоставить единовременную социальную выплату,
с участием истца Матвеева О.В.,
представителей ответчика МВД по Республике Хакасия Алимбаевой Т.А., Канзычаковой М.Н.,
третьего лица Матвеевой Е.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Матвеев О.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия (далее – МВД по РХ) о признании незаконным решения Жилищно-бытовой комиссии (далее – ЖБК) МВД по РХ от 02.08.2016, оформленного протоколом № от 02.08.2016, в части исключения Матвеева О.В. из протокола о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании МВД по РХ включить Матвеева О.В. в протокол № от 02.08.2016 о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании МВД по РХ выплатить Матвееву О.В. единовременную социальную выплату в размере, определенном в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223. Исковые требования мотивированы тем, что Матвеев О.В. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени является сотрудником органов внутренних дел и состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – ЕСВ) четвертым в очереди. Протоколом от 02.06.2016 № рассмотрен вопрос о предоставлении истцу ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, который направлен в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ (далее – Департамент тыла МВД России) для утверждения и был возвращен письмом от 22.06.2016 с указанием, что у истца отсутствуют основания для получения ЕСВ, поскольку специальный отряд быстрого реагирования, в котором проходит службу истец, указом Президента РФ включен в состав войск национальной гвардии. Полагая, что на сотрудников национальной гвардии РФ распространяется действие Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел РФ», а на территории Республики Хакасия до настоящего времени не создан территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии России, Матвеев О.В. считает, что решение жилищно-бытовой комиссии МВД по РХ от 02.08.2016, оформленное протоколом №, является незаконным. Учитывая наличие денежных средств (бюджетных ассигнований), поступивших на счет МВД по РХ в феврале 2016 г. для выплаты ЕСВ, истец просит обязать МВД по РХ выплатить ему ЕСВ в размере, определенном в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223.
Определением суда от 22.09.2016 производство по делу в части требований о признании незаконным решения ЖБК МВД по РХ от 02.08.2016, оформленного протоколом № от 02.08.2016, в части исключения Матвеева О.В. из протокола о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании МВД по РХ включить Матвеева О.В. в протокол № от 02.08.2016 о рассмотрении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения прекращено на основании заявления истца.
В судебном заседании истец Матвеев О.В. настаивал на удовлетворении требований об обязании МВД по РХ выплатить ему ЕСВ в размере, определенном в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223, по основаниям, изложенным в иске.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Матвеева Е.Г. в судебном заседании поддержала требования искового заявления, полагала, что право на получение ЕСВ у Матвеева О.В. возникло с момента утверждения протокола заседания Жилищно-бытовой комиссии МВД по РХ от 03.06.2016, которым данная выплата истцу была предоставлена. Указала, что действующим законодательством не предусмотрена необходимость направления такого протокола для согласования в МВД России. Считала, что поскольку протокол был направлен в МВД России до внесения изменений в Положение № 1223 о первоочередном предоставлении ЕСВ сотрудникам, имеющим многодетные семьи, следовательно, права таких сотрудников названным протоколом не нарушаются, и выплата должна быть предоставлена Матвееву О.В.
Представители ответчика МВД по РХ Алимбаева Т.А., Канзычакова М.Н., действующие на основании доверенностей от 09.12.2015 и 21.11.2016 соответственно, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что у истца не возникло право на получение ЕСВ, поскольку сотрудники, имеющие в составе трех и более детей, имеют преимущественное право на получение такой выплаты. Дополнительно пояснили, что поскольку протокол заседания Жилищно-бытовой комиссии МВД по РХ от 03.06.2016 № Министром внутренних дел России утвержден не был, оснований для предоставления истцу ЕСВ не имеется. Просили в удовлетворении требований отказать.
Определением суда от 22.09.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
МВД России представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, что подтверждается телеграфным уведомлением. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил, рассмотреть дело в отсутствие представителя МВД России.
Вместе с тем от представителя МВД России Чуприной Е.С., действующей по доверенности от 14.07.2016, в адрес суда поступил отзыв на иск, в котором представитель, анализируя действующее законодательство, регулирующее предоставление сотрудникам органов внутренних дела ЕСВ, приводя порядок предоставления названной выплаты, указывает, что истец, настаивая на взыскании ЕСВ, фактически ставит вопрос о ее предоставлении во внеочередном порядке. Дополнительно представитель ответчика указала, что Матвеев О.В. с ДД.ММ.ГГГГ не является сотрудником органов внутренних дел, поскольку назначен на должность <данные изъяты> Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, в связи с чем правовых оснований для предоставления истцу ЕСВ не имеется. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Обеспечение сотрудника полиции жилым помещением, согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такими федеральными законами являются Федеральный закон «О полиции», согласно ч. 1 ст. 47 которого финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета, а также Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О социальных гарантиях»).
Согласно ч. ч. 1, 4, 5 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее – единовременная социальная выплата, ЕСВ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В силу п. 4 указанных Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила) единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, в том числе справки отдела по работе с личным составом МВД по РХ от 08.08.2016 №, <данные изъяты> Матвеев О.В., <данные изъяты> являлся сотрудником органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 13.04.2015, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РХ от 08.07.2015, признано незаконным решение Жилищно-бытовой комиссии МВД по РХ от 31.12.2014, оформленное протоколом № от 31.12.2014, в части снятия Матвеева О.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; суд обязал МВД по РХ восстановить Матвеева О.В. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, с семьей в составе четырех человек: ФИО9, ФИО7, ФИО8
Протоколом заседания Жилищно-бытовой комиссии МВД по РХ от 30.11.2015 № Матвеев О.В. с семьей в составе четырех человек (он, жена ФИО9, дочь ФИО8, сын ФИО7) восстановлены на учете на получение ЕВС для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению Департамента тыла МВД России от 09.02.2016 № до сведения МВД по РХ доведена информация о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных сотрудникам для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 2016 г. в объеме 21 267 230 руб.
В соответствии с протоколом заседания Жилищно-бытовой комиссии МВД по РХ от 02.06.2016 № постановлено: предоставить ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в размере 2 379 508,20 руб. <данные изъяты> Матвееву О.В., <данные изъяты>, на семью в составе 4-х человек. Данный протокол утвержден распоряжением Министра внутренних дел по Республике Хакасия от 03.06.2016 № и направлен для утверждения в Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ.
Письмом Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ от 22.06.201 №, направленному в адрес начальника тыла МВД по РХ, протокол заседания ЖБК МВД по РХ от 02.06.2016 № возвращен в связи с тем, что в нем рассмотрены вопросы предоставления ЕСВ, в том числе, <данные изъяты> Матвееву О.В. Из письма следует вывод о том, что поскольку специальные отряды быстрого реагирования и отряды мобильные особого назначения территориальных органов МВД РФ Указом Президента РФ от 05.04.2015 № 157 включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, оснований для предоставления таким сотрудникам ЕСВ не имеется.
Ответом врио начальника отдела организации тылового обеспечения МВД по РХ от 15.08.2016 № на рапорт Матвееву О.В. сообщено, что на основании указанного выше письма Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД РФ его кандидатура на предоставление ЕВС на проведенном 03.08.2016 заседании Жилищно-бытовой комиссии МВД по РХ не рассматривалась, он стоит в очереди на получение ЕСВ под №.
Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет (абзац 1).
При этом абзацем 2 указанного пункта (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.08.2016 № 751) предусмотрено, что сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной выплаты и имеющие 3 и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Аналогичная норма содержится в ч. 10 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях», введенная Федеральным законом от 23.11.2015 № 315-ФЗ.
С учетом приведенных норм, несмотря на то, что в приведенном выше письме Департамента по тылу МВД России от 22.06.201 № в качестве основания для отказа Матвееву О.В. в предоставлении ЕСВ указано лишь на включение отрядов быстрого реагирования территориальных органов МВД РФ в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, юридически значимым, подлежащим выяснению обстоятельством по настоящему делу является установление очередности Матвеева О.В. на получение ЕСВ либо выяснение того факта, обладает ли истец внеочередным правом на получение ЕСВ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Матвеев О.В. поставлен на учет на получение ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ, в очереди состоит под номером «<данные изъяты>», что следует из уникального номера №, составленного в соответствии с требованиями Приказа МВД Российской Федерации от 30.03.2012 № 207 «О порядке формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета», где «12» - дата постановки на учет, «11» - месяц постановки на учет, «12» - год постановки на учет, «<данные изъяты>» - порядковый номер. Сотрудники, состоящие на учете на получение ЕСВ, под уникальными номерами с 1 по 40 выплату получили, что подтверждается сведения МВД по РХ от 17.11.2016 №.
Согласно протоколу заседания ЖБК МВД по РХ от 02.06.2016 сотрудники МВД под порядковыми номерами с <данные изъяты> по <данные изъяты> с уникальными номерами № – № наряду с Матвеевым О.В. включены в данный протокол на предоставление ЕСВ.
Из справки МВД по РХ от 17.11.2016 № следует, что ДД.ММ.ГГГГ на учет поставлены также четыре многодетных сотрудника МВД с составом семьи по 5 человек под порядковыми номерами «<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>».
Учитывая положения ч. 10 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях» и абзаца 2 п. 31 Правил № 1223 указанные сотрудники обладают внеочередным правом на получение единовременной социальной выплаты.
Доказательств того, что Матвеев О.В. обладает преимущественным правом на получение социальной выплаты, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание, что истец не относится к категории лиц, имеющих первоочередное право на получение единовременной социальной выплаты, при этом он поставлен в очередь на получение ЕСВ с учетом состава семьи, его право на получение выплаты не утрачено и может быть реализовано в порядке очередности.
Настаивая на требованиях об обязании МВД по РХ предоставить ЕСВ в установленном размере, Матвеев О.В. фактически ставит вопрос о предоставлении указанной выплаты во внеочередном порядке, что противоречит приведенным нормам закона, поскольку реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для обязания ответчиков произвести Матвееву О.В. единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Кроме этого, суд обращает внимание, что приказом от 01.10.2016 № Матвеев О.В. с ДД.ММ.ГГГГ назначен <данные изъяты> Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по РХ.
Между тем, в соответствии ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 03.07.2016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на истца распространяются положения Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе сохраняется право на включение в список очередников с даты постановки на учет по прежнему месту службы для получения жилого помещения либо предоставления единовременной субсидии на его приобретение (п. 16 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ»).
Таким образом, право на получение ЕСВ Матвеевым О.В. не утрачено. Истец вправе получить единовременную выплату в установленном порядке очередности после реализации права на получение такой выплаты лицами, имеющими преимущественное право.
Доводы третьего лица Матвеевой Е.Г. о том, что поскольку протокол заседания ЖБК МВД по РХ от 02.06.2016 был направлен в МВД России до внесения изменений в Положение № о первоочередном предоставлении ЕСВ сотрудникам, имеющим многодетные семьи, следовательно, права таких сотрудников названным протоколом не нарушаются, и выплата должна быть предоставлена Матвееву О.В., суд во внимание не принимает на основании следующего. Действительно, абзац 2 с указанием лиц, которые в первоочередном порядке подлежат обеспечению ЕСВ, в п. 31 Правила предоставления единовременной социальной выплаты введен Постановлением Правительства РФ от 03.08.2016 № 751, тогда как протокол и решение о предоставлении Матвееву О.В. единовременной социальной выплаты утверждены 03.06.2016. Вместе с тем аналогичное положение о преимущественном праве на предоставление единовременной социальной выплаты определенной категории лиц закреплено в ч. 10 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях» еще Федеральным законом от 23.11.2015 № 315-ФЗ и вступило в силу с 04.12.2015. Следовательно, при оформлении протокола заседания от 02.06.2016 жилищно-бытовая комиссия МВД по РХ обязана была учесть лиц, имеющих первоочередное право на получение ЕСВ.
Считает суд несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права указание третьего лица на то, что право на получение ЕСВ у Матвеева О.В. возникло с момента утверждения протокола заседания Жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Хакасия Министром внутренних дел РХ от 03.06.2016, которым указанная выплата истцу была предоставлена, поскольку действующим законодательством не предусмотрена необходимость направления такого протокола для согласования в МВД России.
Во-первых, в положении о МВД по Республике Хакасия, утвержденное 27.04.2011 № 266, не содержится полномочий Министра внутренних дел РХ по предоставлению сотрудникам МВД по РХ ЕСВ.
Во-вторых, из взаимосвязанных положений п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и ч. 2 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях» следует, что единовременная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в котором проходит службу сотрудник, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел – лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, в силу п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248, является МВД России, которое возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации (п. 18 названного Положения), осуществляющий полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России (подп. 13 п. 21 Положения).
МВД по Республике Хакасия, как следует из положения от 27.04.2011 № 266, является территориальным органом МВД России на региональном уровне.
Таким образом, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику органов внутренних дел только после принятия такого решения Министром внутренних дел Российской Федерации, какого в отношении Матвеева О.В. не принималось.
Обобщая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе Матвееву О.В. в удовлетворении требований об обязании предоставить единовременную социальную выплату.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Матвеева О.В. к Министерству внутренних дел по Республике Хакасия, Министерству внутренних дел Российской Федерации об обязании предоставить единовременную социальную выплату отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение изготовлено и подписано 25 ноября 2016 г.
Судья М.Г. Земба