Решение по делу № 2-А-64/2022 от 14.02.2022

Дело № 2-А-<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>/2022

УИД 21RS0009-02-2022-<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2022 года                                                                                                     <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>

Красноармейский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Толстовой Л.В., при секретаре судебного заседания Никифоровой Н.В., с участием представителя истца - помощника прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики Хотяева Р.С., представителя ответчика –заведующей МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Яковлевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республикивинтересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики об устранении нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,

установил:

<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики (далее по тексту – «МБДОУ» либо «Учреждение») о возложении обязанности оборудовать объект (территорию) детского сада <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обосновав тем, что 09.02.2022прокуратурой <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что здание МБДОУ не оборудовано системой оповещения и управления эвакуациейлибо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, предусмотренного п.п. «д» п.24 Постановления Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> «1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сферам деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> прокуратурой района в адрес Учреждения внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое не исполнено и выявленные нарушения не устранены.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Хотяев Р.С. поддержал требования и.о. прокурора по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» Яковлева В.А. в судебном заседании требования истца признала, указав, что ею приняты меры по устранению нарушений, в отдел образования администрации района направлено письмо о выделении финансирования на указанные цели, однако финансирование собственником имущества до настоящего времени не выделено, что и явилось основанием не исполнения предписания прокурора, а собственных финансовых средств, руководимое ею Учреждение не имеет.

Третье лицо - администрация <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не направило своего представителя, не известив о причинах неявки, не просило об отложении рассмотрения дела, возражений относительно требований истца не представило.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В силу ст. 2Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка", одобренной Генеральной Ассамблеей ООН <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст.10 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования, одним из которых является дошкольное образование.

В соответствии с п. 2 ч. 6, части 7 ст. 28 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 273-ФЗ (ред. от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>) "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода заобучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии со ст. 2, п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма. Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены Постановлением Правительства РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сферам деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее по тексту – «Постановление»).

Согласно п.п. «а» п.21 Постановления минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного выявления и незамедлительного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В соответствии с п.п. «д» п.24 Постановления, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации (п.31).

Как следует из положений 6.48 "СП 118.13330.2012*. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009"(утв. Приказом Минрегиона России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 635/10)(ред. от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>) для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны образовательных организаций следует предусматривать на первом этаже помещения для размещения сотрудников организаций, обеспечивающих их охрану, с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

Из п. 1.1.1 приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации.

Согласно п.п. 1.1., 2.4. Устава МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, Учреждение по типу реализуемых основных образовательных программ является дошкольным образовательным учреждением; основной целью деятельности Учреждения является организация образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Как следует из представленных в ходе судебного заседания стороной ответчика договора и акта приема-передачи от 21.03.2007г., распоряжения «О закреплении имущества на праве оперативного управления», Перечня передаваемых основных средств, относящихся к имущественному комплексу по МДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел», свидетельства о государственной регистрации права от 09.10.2007г., постановления «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и свидетельства о государственной регистрации права от 31.05.2013г., объекты недвижимости: имущественный комплекс МДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел», 1980 года постройки, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, находится в муниципальной собственности <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики, закреплено на праве оперативного управления за Муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел», (далее по тексту – «МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел»), которое приняло муниципальное имущество для использования на праве оперативного управления в соответствии с Уставом МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел»; в постоянное (бессрочное) пользование МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов для содержания и эксплуатации зданий и сооружений, общей площадью 4490 кв.м., с кадастровым <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.

Согласно п.2.6 договора от 21.03.2007г., МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления обязуется, в том числе, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению; содержать имущество и прилегающую к нему территорию в соответствующем нормам состоянии; осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, при этом не подлежат возмещению со стороны собственника любые произведенные улучшения имущества.

Согласно распоряжению главы администрации <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-к на должность заведующей МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» назначена Яковлева Венера Александровна.

Как следует из материалов дела прокуратурой <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики по итогам проверки, проведенной <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> на основании приказов Генерального прокурора РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, приказа прокурора Чувашской Республики от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, задания прокуратуры Чувашской Республики от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> в отношении МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности: ограждение (забор), расположенный по периметруУчреждения имеет дыры; Учреждение не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; монитор системы видеонаблюдения находится в нерабочем состоянии (п.п. «д» п.19 и п.п. «д» п.24 Постановления); о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, в месячный срок сообщить о принятых мерах.

Из акта, составленного помощником прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> усматривается, что здание МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> согласно паспорту безопасности от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> относится к 4 категории опасности. В ходе проверки установлено, что объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не представлен журнал (тетрадь) обхода и осмотра объекта, его помещений; объект оборудован лишь одним собственным фонарем освещения, расположенным в фасадной части здания над входом в здание, освещающим зону перед входом, в задней стороне здания и территории объекта освещение отсутствует.

Согласно письму МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, представление прокурора рассмотрено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. В Учреждении ведется пропускной режим и внутриобъектовый режим в соответствии с Положением, утвержденным приказом заведующего от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>. Ведется учет посетителей с записью в специальном журнале. В 2019 году разработан Паспорт безопасности. Отделом образования, социального развития, опеки и попечительства, молодежной политики, культуры и спорта администрации <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики 21.05.2021г. отправлена заявка на выделение финансовых средств на оснащение системы видеонаблюдения, ограждения, освещения, охранной сигнализации. Разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт Учреждения и получена положительная экспертиза, где предусмотрена полная замена ограждения (забора) на новый. Капитальный ремонт планируется в 2022 году. Ответственным за организацию антитеррористической безопасности Учреждения возложена на руководителя, в связи с этим отсутствует возможность привлечения иных должностных лиц к ответственности.

В ходе судебного заседания представитель ответчика Яковлева В.А., не опровергала доводы иска о нарушении требований законодательства об антитеррористической защищенности, указав, что ею предпринимались меры по выполнению требований закона, и о невозможности исполнения требований законодательства в полной мере в виду отсутствия финансирования на указанные цели.

В подтверждение указанных доводов представителем ответчика суду представлены: договор <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от 28.02.2022г., локальный сметный расчет, согласно которым между МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> и ИП <ФИО>4 заключен договор на поставку и установку усилителя трансляционного Tantos, однако в представленном договоре отсутствует условие о сроках исполнения предмета договора «поставки и установки технического средства террористической защищенности объекта дошкольного образовательного учреждения», со слов представителя заказчика это связано с отсутствием финансирования на установку указанного технического средства.

Между тем, отсутствие финансирования не является основанием освобождения от выполнения обязанностей, установленных требованиями федерального закона, поскольку выполнение требований законодательства об антитеррористической защищенности направлено на благополучие и защиту жизни и здоровья лиц, которые посещают вверенное ответчику учреждение.

В силу изложенных обстоятельств и руководствуясь вышеприведенными нормами права, принимая во внимание отсутствие доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений, учитывая, что допущенное нарушение требований законодательства об антитеррористической защищенности может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц, суд считает требования прокурора по возложению на МБДОУ «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> обязанности оборудовать объект (территорию) детского сада системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, исходя из отсутствия возражений ответчика относительно указанного прокурором срока исполнения решения суда, суд считает достаточным срок для устранения допущенных ответчиком нарушений федерального законодательства, равный трем месяцам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ

решил:

Требования прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Аликовский детский сад <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму путем оборудования объекта (территории) детского сада <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Хевел» <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Чувашской Республики, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд Чувашской Республики.

Судья                                                                                                                        Л.В.Толстова

Мотивированное решение составлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

2-А-64/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Аликовского района ЧР
Ответчики
МБДОУ "Аликовский детский сад №2 "Хевел" Аликовского района ЧР
Другие
Администрация Аликовского района ЧР
Суд
Красноармейский районный суд Чувашии
Судья
Толстова Луиза Васильевна
Дело на странице суда
krasnoarmeisky.chv.sudrf.ru
14.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2022Передача материалов судье
17.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.03.2022Судебное заседание
22.03.2022Судебное заседание
29.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2022Дело оформлено
24.11.2022Дело передано в архив
22.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее