Решение по делу № 33-582/2023 от 10.07.2023

Судья Копырина В.Г.

Дело № 2-108/2023

Дело № 33-582/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 августа 2023 г.                                                                          г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Князь Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области на решение Ленинского районного суда ЕАО от 02.05.2023, которым постановлено:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» ИНН 7904000906, ОГРН 1027900633606 в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ремонт нежилого помещения, приспособленного под цели патологоанатомического отделения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, устранив дефекты покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала в соответствии с требованием главы II СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44, с оборудованием канализации секционного зала сеткой-уловителем в соответствии с требованием п. 4.20.3 СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44.

Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области ИНН 7900001070, ОГРН 1027900513156 течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование:

ремонта нежилого помещения, приспособленного под цели патологоанатомического отделения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б -устранение дефектов покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала в соответствии с требованием главы П СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44;

оборудования канализации секционного зала сеткой-уловителем в соответствии с требованием п. 4.20.3 СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44.

В удовлетворении требований к областному государственному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области возложении обязанности произвести финансирование и оборудовать отдельным входом для доставки трупов, нежилое помещение, приспособленное под патологоанатомическое отделение, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, обеспечить оснащение микроскопом световым стандартным, весами лабораторными электронными, холодильником лабораторным, весами для взвешивания органов при аутопсии в соответствии со стандартом оснащения патологоанатомического бюро (отделения), предусмотренным приложением № 3 к Правилам организации деятельности патологоанатомического бюро (отделение), утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.03.2016 № 179н - отказать.

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» ИНН 7904000906, ОГРН 1027900633606 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения процессуального истца прокурора Волохович А.Д., представителя ответчика департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области Цыбукеевой А.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района ЕАО, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», больница), департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что проведённой проверкой в деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» выявлены нарушения требований санитарного законодательства. Техническое состояние здания патологоанатомического отделения требует проведение ремонта. Выявленные в ходе проверки нарушения приводят здание к разрушению, влекут нарушение прав работников на безопасные условия работы, не обеспечивают безопасность неопределённого круга лиц.

С учётом уточнения требований, просил обязать ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ремонт нежилого помещения - патологоанатомического отделения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район,             с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, устранить дефекты покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала в соответствии с требованием главы II СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44; оборудовать канализации секционного зала сеткой-уловителем в соответствии с требованием п. 4.20.3 СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44; оборудовать патологоанатомическое отделение отдельным входом для доставки трупов; обеспечить оснащение микроскопом световым стандартным, весами лабораторными электронными, холодильником лабораторным, весами для взвешивания органов при аутопсии в соответствии со стандартом оснащения патологоанатомического бюро (отделения), предусмотренным приложением № 3 к Правилам организации деятельности патологоанатомического бюро (отделение), утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.03.2016 № 179н.

Обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование указанных мероприятий.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района ЕАО Приймак Г.С. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил суду возражения на исковое заявление.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, представил суду возражения, в которых просил в удовлетворении требований к департаменту здравоохранения правительства ЕАО отказать, указывает, что в соответствии со статьёй 123.22 ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения несёт субсидиарную ответственность только по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание. ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» оказывает платные услуги, получает финансовое обеспечение за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования. В дополнении к возражениям указывает, что в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» нет патологоанатомического бюро (отделения), имеется только приспособленное для этих целей помещение, между ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» и привлечённым врачом патологоанатомом заключён трудовой договор, отсутствие оборудования, указанного в иске не препятствует проведению микроскопического изучения секционного (трупного) материала, поскольку материал направляется в ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», где имеется оборудованная лаборатория, также заключён трудовой договор с фельдшером-лаборантом, которая детально исследует секционный (трупный) и биопсийный (операционный) материалы, в                                              ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» за год врачом патологоанатомом не проводится такого количества прижизненных патологоанатомических исследований различной степени сложности, при котором имелась бы необходимость в патологоанатомическом отделении.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика судом привлечено правительство ЕАО, представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о времени и месте его проведения надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. просит решение суда отменить в части возложения на департамент в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанности осуществить финансирование работ.

Указала, что решение суда в части возложения на департамент обязанности осуществить финансирование работ, является незаконным, поскольку судом дана неверная оценка представленным доказательствам, неправильно применены нормы закона.

При формировании бюджета ЕАО на 2023 год денежные средства на финансирование работ, указанных в решении суда не были предусмотрены в областном бюджете, и соответственно не будут доведены до департамента здравоохранения.

У департамента здравоохранения правительства ЕАО не предусмотрена статья расходов на проведение работ, указанных в решении суда в виду ограниченных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете департаменту здравоохранения на 2023 года и плановый период 2023 и 2024 годов, и имеющих целевое назначение

Ссылаясь на положения части 5 статьи 123.22 ГК РФ полагает, что спорные отношения по обязанию департамента в течение трёх месяцев со дня вступления решения в силу осуществить финансирование работ, не относятся к вреду, причиненному гражданам, в связи с чем на департамент не может быть возложена такая обязанность.

Кроме того, указывает, что департамент осуществляет полномочия не собственника, как указано в решении суда, а учредителя, в соответствии с подпунктом 2.1.1 Положения о департаменте здравоохранения правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.04.25012 № 152-пп.

Также полагает, что ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» своими силами может организовать проведение работ, указанных в резолютивной части решения и, только, при недостаточности денежных средств и возникновении необходимости в выделении бюджетных ассигнований на проведение работ учреждение должно обратиться в департамент и предоставить обоснованную заявку, после получения которой, департамент направляет её в департамент финансов правительства ЕАО для решения вопроса о выделении дополнительных бюджетных ассигнований.

Производство перечисленных в решении работ, возможно при наличии выделенных лимитов бюджетных средств.

Возлагая на департамент здравоохранения обязанность по финансированию работ, указанных в решении суда, суд не учёл, что подобное понуждение является ограничением права главного распорядителя средств областного бюджета.

В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор Ленинского района ЕАО Левченко И.И. просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. доводы и требования жалобы поддержала.

Помощник прокурора ЕАО Волохович А.Д. с доводами жалобы не согласилась, поддержала поданные на неё возражения.

Представители ответчика ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика правительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции проверено судом апелляционной инстанции в пределах доводов и требований апелляционной жалобы.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, охрана здоровья граждан это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами, санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со статьей 11 данного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона).

Из материалов дела следует, что здание ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», расположенное по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район,                  с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, является государственной собственностью ЕАО и находится в оперативном управлении ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ».

Согласно уставу ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» осуществляет оказание медицинской помощи населению. Функции и полномочия учредителя названной медицинской организации осуществляет управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент) (пункт 1.4 устава).

Прокуратурой Ленинского района ЕАО проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении и оборудовании патологоанатомического отделения, исполнение порядка оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи, по результатам которой установлено, что в патологоанатомическом отделении ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», расположенном по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское,                      ул. Кагыкина, д. 2 Б, выявлены нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, что представителями ответчиков в ходе рассмотрения дела не отрицалось.

В этой связи в адрес ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» прокурором Ленинского района ЕАО 19.01.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Неисполнение требований прокурора повлекло его обращение в суд с настоящим исковым заявлением.

Рассматривая исковые требования суд установив, что ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» является действующим учреждением системы здравоохранения и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» обязанности организовать ремонт здания, приспособленного под цели патологоанатомического отделения, устранить дефекты покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала, с оборудованием канализации секционного зала сеткой-уловителем; возложил на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанность осуществить финансирование ремонта нежилого помещения и оборудовать канализацию секционного зала сеткой-уловителем в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы о недопустимости возложения на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанности по осуществлению финансирования в целях устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» подлежат отклонению по следующим основаниям.

Нормативное регулирование в области санитарной безопасности предполагает соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований санитарной безопасности.

Устанавливая ответственности субъектов и исполнения обязанности по устранению нарушений требований санитарной безопасности, суд первой инстанции правильно исходил из того, что наряду с ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» ответственность в данной части несёт департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Юридическая основа и формы исполнения обязанности по устранению в медицинском учреждении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства у бюджетного учреждения и органа государственной власти являются следующими: исполнение судебного акта в части непосредственного устранения выявленных нарушений (в натуре) предполагается действиями самого бюджетного учреждения; финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарных требований должно осуществляться и с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от <...>             № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В пункте 2 указанной статьи установлено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно пунктов 1.3-1.4 Устава ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени Еврейской автономной области осуществляет управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент).

Собственником имущества учреждения является Еврейская автономная область в лице правительства ЕАО (пункт 6.3 Устава).

Имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, является обособленным и отражается на самостоятельном балансе учреждения (пункты 6.1, 6.10 Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, средства от оказания платных услуг, средства спонсоров и добровольные пожертвования, иные источники, не запрещенные законом (пункт 6.9 Устава).

Финансовое обеспечение деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» производится за счет средств областного бюджета в виде субсидий, а задачей департамента здравоохранения правительства ЕАО является материально-техническое обеспечение областных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которые осуществляет данный департамент (пункт 1.3.4 Положения о департаменте здравоохранения правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО 17.04.2012 № 152-пп).

Суд, пришёл к правильному выводу о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на учредителя юридического лица в лице соответствующего отраслевого органа.

Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает департамент здравоохранения правительства ЕАО как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.

Обязанность по финансированию работ, связанных с устранением выявленных нарушений правомерна, возложена судом на департамент здравоохранения правительства ЕАО, поскольку несоответствие нежилого помещения, приспособленного под патологоанатомическое отделение требованиям санитарного законодательства создаёт угрозу причинению вреда жизни и здоровью работников.

Доводы жалобы департамента здравоохранения правительства ЕАО о том, что одним из обязательных условий привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения является недостаточность имущества и лишь по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, является несостоятельным.

В данном случае на департамент здравоохранения правительства ЕАО возложена обязанность не по долгам бюджетного учреждения, а в связи с необходимостью устранения выявленных нарушений законодательства.

Являясь обязанным лицом по финансированию учреждения, не осуществляя финансирование в необходимом и достаточном для устранения в полном объёме всех выявленных нарушений санитарного законодательства, отраслевой орган надлежаще не выполнил возложенную на него законом обязанность, в связи с чем суд правомерно возложил на департамент здравоохранения правительства ЕАО ответственность по финансированию выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.

При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия, финансовой возможности. На Департамент должна быть возложена обязанность по устранению нарушений с учётом недостаточности имеющихся у бюджетного учреждения (выделенных ему) денежных средств.

Указанное отвечает требованиям об обязательной исполнимости судебных актов (статья 13 ГПК РФ), соответствует положениям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданского кодекса РФ, в том числе статьи 210 Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, самостоятельная имущественная ответственность ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» по своим обязательствам не освобождает департамент здравоохранения правительства ЕАО как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности подведомственного ему учреждения.

Учитывая, что финансовое обеспечение деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» производится за счёт средств областного бюджета в виде субсидий, а задачей департамента здравоохранения правительства ЕАО является материально-техническое обеспечение областных государственных предприятий, функции и полномочия учредителя которых осуществляет данный департамент, суд правомерно возложил на департамент обязанность осуществить финансирование на указанные цели.

В силу вышеизложенного остальные доводы жалобы об отсутствии финансирования правового значения для дела не имеют, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления гарантированных законом прав неопределённого круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Таким образом, решение Ленинского районного суда ЕАО от 02.05.2023 по доводам апелляционной жалобы департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области отмене либо изменению не подлежит.

Вместе с тем, судебная коллегия не изменяя решение суда, считает необходимым изложить абзац третий резолютивной части решения в иной редакции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 02.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.

Абзац третий резолютивной части решения изложить в иной редакции:

«При недостаточности у областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» денежных средств возложить на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование:».

Председательствующий       Н.С. Серга

Судьи          О.А. Конева

В.Ю. Тараник

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 04.08.2023.

Судья Копырина В.Г.

Дело № 2-108/2023

Дело № 33-582/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 августа 2023 г.                                                                          г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Князь Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области на решение Ленинского районного суда ЕАО от 02.05.2023, которым постановлено:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» ИНН 7904000906, ОГРН 1027900633606 в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ремонт нежилого помещения, приспособленного под цели патологоанатомического отделения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, устранив дефекты покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала в соответствии с требованием главы II СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44, с оборудованием канализации секционного зала сеткой-уловителем в соответствии с требованием п. 4.20.3 СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44.

Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области ИНН 7900001070, ОГРН 1027900513156 течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование:

ремонта нежилого помещения, приспособленного под цели патологоанатомического отделения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б -устранение дефектов покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала в соответствии с требованием главы П СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44;

оборудования канализации секционного зала сеткой-уловителем в соответствии с требованием п. 4.20.3 СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44.

В удовлетворении требований к областному государственному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области возложении обязанности произвести финансирование и оборудовать отдельным входом для доставки трупов, нежилое помещение, приспособленное под патологоанатомическое отделение, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, обеспечить оснащение микроскопом световым стандартным, весами лабораторными электронными, холодильником лабораторным, весами для взвешивания органов при аутопсии в соответствии со стандартом оснащения патологоанатомического бюро (отделения), предусмотренным приложением № 3 к Правилам организации деятельности патологоанатомического бюро (отделение), утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.03.2016 № 179н - отказать.

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» ИНН 7904000906, ОГРН 1027900633606 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения процессуального истца прокурора Волохович А.Д., представителя ответчика департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области Цыбукеевой А.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района ЕАО, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», больница), департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что проведённой проверкой в деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» выявлены нарушения требований санитарного законодательства. Техническое состояние здания патологоанатомического отделения требует проведение ремонта. Выявленные в ходе проверки нарушения приводят здание к разрушению, влекут нарушение прав работников на безопасные условия работы, не обеспечивают безопасность неопределённого круга лиц.

С учётом уточнения требований, просил обязать ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ремонт нежилого помещения - патологоанатомического отделения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район,             с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, устранить дефекты покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала в соответствии с требованием главы II СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44; оборудовать канализации секционного зала сеткой-уловителем в соответствии с требованием п. 4.20.3 СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44; оборудовать патологоанатомическое отделение отдельным входом для доставки трупов; обеспечить оснащение микроскопом световым стандартным, весами лабораторными электронными, холодильником лабораторным, весами для взвешивания органов при аутопсии в соответствии со стандартом оснащения патологоанатомического бюро (отделения), предусмотренным приложением № 3 к Правилам организации деятельности патологоанатомического бюро (отделение), утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.03.2016 № 179н.

Обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование указанных мероприятий.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района ЕАО Приймак Г.С. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил суду возражения на исковое заявление.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, представил суду возражения, в которых просил в удовлетворении требований к департаменту здравоохранения правительства ЕАО отказать, указывает, что в соответствии со статьёй 123.22 ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения несёт субсидиарную ответственность только по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание. ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» оказывает платные услуги, получает финансовое обеспечение за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования. В дополнении к возражениям указывает, что в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» нет патологоанатомического бюро (отделения), имеется только приспособленное для этих целей помещение, между ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» и привлечённым врачом патологоанатомом заключён трудовой договор, отсутствие оборудования, указанного в иске не препятствует проведению микроскопического изучения секционного (трупного) материала, поскольку материал направляется в ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», где имеется оборудованная лаборатория, также заключён трудовой договор с фельдшером-лаборантом, которая детально исследует секционный (трупный) и биопсийный (операционный) материалы, в                                              ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» за год врачом патологоанатомом не проводится такого количества прижизненных патологоанатомических исследований различной степени сложности, при котором имелась бы необходимость в патологоанатомическом отделении.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика судом привлечено правительство ЕАО, представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о времени и месте его проведения надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. просит решение суда отменить в части возложения на департамент в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанности осуществить финансирование работ.

Указала, что решение суда в части возложения на департамент обязанности осуществить финансирование работ, является незаконным, поскольку судом дана неверная оценка представленным доказательствам, неправильно применены нормы закона.

При формировании бюджета ЕАО на 2023 год денежные средства на финансирование работ, указанных в решении суда не были предусмотрены в областном бюджете, и соответственно не будут доведены до департамента здравоохранения.

У департамента здравоохранения правительства ЕАО не предусмотрена статья расходов на проведение работ, указанных в решении суда в виду ограниченных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете департаменту здравоохранения на 2023 года и плановый период 2023 и 2024 годов, и имеющих целевое назначение

Ссылаясь на положения части 5 статьи 123.22 ГК РФ полагает, что спорные отношения по обязанию департамента в течение трёх месяцев со дня вступления решения в силу осуществить финансирование работ, не относятся к вреду, причиненному гражданам, в связи с чем на департамент не может быть возложена такая обязанность.

Кроме того, указывает, что департамент осуществляет полномочия не собственника, как указано в решении суда, а учредителя, в соответствии с подпунктом 2.1.1 Положения о департаменте здравоохранения правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.04.25012 № 152-пп.

Также полагает, что ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» своими силами может организовать проведение работ, указанных в резолютивной части решения и, только, при недостаточности денежных средств и возникновении необходимости в выделении бюджетных ассигнований на проведение работ учреждение должно обратиться в департамент и предоставить обоснованную заявку, после получения которой, департамент направляет её в департамент финансов правительства ЕАО для решения вопроса о выделении дополнительных бюджетных ассигнований.

Производство перечисленных в решении работ, возможно при наличии выделенных лимитов бюджетных средств.

Возлагая на департамент здравоохранения обязанность по финансированию работ, указанных в решении суда, суд не учёл, что подобное понуждение является ограничением права главного распорядителя средств областного бюджета.

В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор Ленинского района ЕАО Левченко И.И. просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. доводы и требования жалобы поддержала.

Помощник прокурора ЕАО Волохович А.Д. с доводами жалобы не согласилась, поддержала поданные на неё возражения.

Представители ответчика ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика правительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции проверено судом апелляционной инстанции в пределах доводов и требований апелляционной жалобы.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, охрана здоровья граждан это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами, санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со статьей 11 данного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона).

Из материалов дела следует, что здание ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», расположенное по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район,                  с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, является государственной собственностью ЕАО и находится в оперативном управлении ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ».

Согласно уставу ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» осуществляет оказание медицинской помощи населению. Функции и полномочия учредителя названной медицинской организации осуществляет управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент) (пункт 1.4 устава).

Прокуратурой Ленинского района ЕАО проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении и оборудовании патологоанатомического отделения, исполнение порядка оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи, по результатам которой установлено, что в патологоанатомическом отделении ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», расположенном по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское,                      ул. Кагыкина, д. 2 Б, выявлены нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, что представителями ответчиков в ходе рассмотрения дела не отрицалось.

В этой связи в адрес ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» прокурором Ленинского района ЕАО 19.01.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Неисполнение требований прокурора повлекло его обращение в суд с настоящим исковым заявлением.

Рассматривая исковые требования суд установив, что ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» является действующим учреждением системы здравоохранения и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» обязанности организовать ремонт здания, приспособленного под цели патологоанатомического отделения, устранить дефекты покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала, с оборудованием канализации секционного зала сеткой-уловителем; возложил на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанность осуществить финансирование ремонта нежилого помещения и оборудовать канализацию секционного зала сеткой-уловителем в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы о недопустимости возложения на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанности по осуществлению финансирования в целях устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» подлежат отклонению по следующим основаниям.

Нормативное регулирование в области санитарной безопасности предполагает соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований санитарной безопасности.

Устанавливая ответственности субъектов и исполнения обязанности по устранению нарушений требований санитарной безопасности, суд первой инстанции правильно исходил из того, что наряду с ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» ответственность в данной части несёт департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Юридическая основа и формы исполнения обязанности по устранению в медицинском учреждении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства у бюджетного учреждения и органа государственной власти являются следующими: исполнение судебного акта в части непосредственного устранения выявленных нарушений (в натуре) предполагается действиями самого бюджетного учреждения; финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарных требований должно осуществляться и с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от <...>             № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В пункте 2 указанной статьи установлено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно пунктов 1.3-1.4 Устава ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени Еврейской автономной области осуществляет управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент).

Собственником имущества учреждения является Еврейская автономная область в лице правительства ЕАО (пункт 6.3 Устава).

Имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, является обособленным и отражается на самостоятельном балансе учреждения (пункты 6.1, 6.10 Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, средства от оказания платных услуг, средства спонсоров и добровольные пожертвования, иные источники, не запрещенные законом (пункт 6.9 Устава).

Финансовое обеспечение деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» производится за счет средств областного бюджета в виде субсидий, а задачей департамента здравоохранения правительства ЕАО является материально-техническое обеспечение областных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которые осуществляет данный департамент (пункт 1.3.4 Положения о департаменте здравоохранения правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО 17.04.2012 № 152-пп).

Суд, пришёл к правильному выводу о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на учредителя юридического лица в лице соответствующего отраслевого органа.

Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает департамент здравоохранения правительства ЕАО как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.

Обязанность по финансированию работ, связанных с устранением выявленных нарушений правомерна, возложена судом на департамент здравоохранения правительства ЕАО, поскольку несоответствие нежилого помещения, приспособленного под патологоанатомическое отделение требованиям санитарного законодательства создаёт угрозу причинению вреда жизни и здоровью работников.

Доводы жалобы департамента здравоохранения правительства ЕАО о том, что одним из обязательных условий привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения является недостаточность имущества и лишь по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, является несостоятельным.

В данном случае на департамент здравоохранения правительства ЕАО возложена обязанность не по долгам бюджетного учреждения, а в связи с необходимостью устранения выявленных нарушений законодательства.

Являясь обязанным лицом по финансированию учреждения, не осуществляя финансирование в необходимом и достаточном для устранения в полном объёме всех выявленных нарушений санитарного законодательства, отраслевой орган надлежаще не выполнил возложенную на него законом обязанность, в связи с чем суд правомерно возложил на департамент здравоохранения правительства ЕАО ответственность по финансированию выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.

При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия, финансовой возможности. На Департамент должна быть возложена обязанность по устранению нарушений с учётом недостаточности имеющихся у бюджетного учреждения (выделенных ему) денежных средств.

Указанное отвечает требованиям об обязательной исполнимости судебных актов (статья 13 ГПК РФ), соответствует положениям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданского кодекса РФ, в том числе статьи 210 Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, самостоятельная имущественная ответственность ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» по своим обязательствам не освобождает департамент здравоохранения правительства ЕАО как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности подведомственного ему учреждения.

Учитывая, что финансовое обеспечение деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» производится за счёт средств областного бюджета в виде субсидий, а задачей департамента здравоохранения правительства ЕАО является материально-техническое обеспечение областных государственных предприятий, функции и полномочия учредителя которых осуществляет данный департамент, суд правомерно возложил на департамент обязанность осуществить финансирование на указанные цели.

В силу вышеизложенного остальные доводы жалобы об отсутствии финансирования правового значения для дела не имеют, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления гарантированных законом прав неопределённого круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Таким образом, решение Ленинского районного суда ЕАО от 02.05.2023 по доводам апелляционной жалобы департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области отмене либо изменению не подлежит.

Вместе с тем, судебная коллегия не изменяя решение суда, считает необходимым изложить абзац третий резолютивной части решения в иной редакции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 02.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.

Абзац третий резолютивной части решения изложить в иной редакции:

«При недостаточности у областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» денежных средств возложить на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование:».

Председательствующий       Н.С. Серга

Судьи          О.А. Конева

В.Ю. Тараник

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 04.08.2023.

Судья Копырина В.Г.

Дело № 2-108/2023

Дело № 33-582/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 августа 2023 г.                                                                          г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Коневой О.А., Тараника В.Ю.,

при секретаре Князь Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области на решение Ленинского районного суда ЕАО от 02.05.2023, которым постановлено:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к областному государственному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия - удовлетворить частично.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» ИНН 7904000906, ОГРН 1027900633606 в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ремонт нежилого помещения, приспособленного под цели патологоанатомического отделения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, устранив дефекты покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала в соответствии с требованием главы II СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44, с оборудованием канализации секционного зала сеткой-уловителем в соответствии с требованием п. 4.20.3 СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44.

Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области ИНН 7900001070, ОГРН 1027900513156 течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование:

ремонта нежилого помещения, приспособленного под цели патологоанатомического отделения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б -устранение дефектов покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала в соответствии с требованием главы П СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44;

оборудования канализации секционного зала сеткой-уловителем в соответствии с требованием п. 4.20.3 СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44.

В удовлетворении требований к областному государственному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области возложении обязанности произвести финансирование и оборудовать отдельным входом для доставки трупов, нежилое помещение, приспособленное под патологоанатомическое отделение, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, обеспечить оснащение микроскопом световым стандартным, весами лабораторными электронными, холодильником лабораторным, весами для взвешивания органов при аутопсии в соответствии со стандартом оснащения патологоанатомического бюро (отделения), предусмотренным приложением № 3 к Правилам организации деятельности патологоанатомического бюро (отделение), утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.03.2016 № 179н - отказать.

Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» ИНН 7904000906, ОГРН 1027900633606 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения процессуального истца прокурора Волохович А.Д., представителя ответчика департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области Цыбукеевой А.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района ЕАО, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» (далее - ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», больница), департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что проведённой проверкой в деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» выявлены нарушения требований санитарного законодательства. Техническое состояние здания патологоанатомического отделения требует проведение ремонта. Выявленные в ходе проверки нарушения приводят здание к разрушению, влекут нарушение прав работников на безопасные условия работы, не обеспечивают безопасность неопределённого круга лиц.

С учётом уточнения требований, просил обязать ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ремонт нежилого помещения - патологоанатомического отделения, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район,             с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, устранить дефекты покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала в соответствии с требованием главы II СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44; оборудовать канализации секционного зала сеткой-уловителем в соответствии с требованием п. 4.20.3 СП 2.1.3678-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44; оборудовать патологоанатомическое отделение отдельным входом для доставки трупов; обеспечить оснащение микроскопом световым стандартным, весами лабораторными электронными, холодильником лабораторным, весами для взвешивания органов при аутопсии в соответствии со стандартом оснащения патологоанатомического бюро (отделения), предусмотренным приложением № 3 к Правилам организации деятельности патологоанатомического бюро (отделение), утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.03.2016 № 179н.

Обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование указанных мероприятий.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района ЕАО Приймак Г.С. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил суду возражения на исковое заявление.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, представил суду возражения, в которых просил в удовлетворении требований к департаменту здравоохранения правительства ЕАО отказать, указывает, что в соответствии со статьёй 123.22 ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения несёт субсидиарную ответственность только по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание. ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» оказывает платные услуги, получает финансовое обеспечение за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования. В дополнении к возражениям указывает, что в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» нет патологоанатомического бюро (отделения), имеется только приспособленное для этих целей помещение, между ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» и привлечённым врачом патологоанатомом заключён трудовой договор, отсутствие оборудования, указанного в иске не препятствует проведению микроскопического изучения секционного (трупного) материала, поскольку материал направляется в ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы», где имеется оборудованная лаборатория, также заключён трудовой договор с фельдшером-лаборантом, которая детально исследует секционный (трупный) и биопсийный (операционный) материалы, в                                              ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» за год врачом патологоанатомом не проводится такого количества прижизненных патологоанатомических исследований различной степени сложности, при котором имелась бы необходимость в патологоанатомическом отделении.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика судом привлечено правительство ЕАО, представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о времени и месте его проведения надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. просит решение суда отменить в части возложения на департамент в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанности осуществить финансирование работ.

Указала, что решение суда в части возложения на департамент обязанности осуществить финансирование работ, является незаконным, поскольку судом дана неверная оценка представленным доказательствам, неправильно применены нормы закона.

При формировании бюджета ЕАО на 2023 год денежные средства на финансирование работ, указанных в решении суда не были предусмотрены в областном бюджете, и соответственно не будут доведены до департамента здравоохранения.

У департамента здравоохранения правительства ЕАО не предусмотрена статья расходов на проведение работ, указанных в решении суда в виду ограниченных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете департаменту здравоохранения на 2023 года и плановый период 2023 и 2024 годов, и имеющих целевое назначение

Ссылаясь на положения части 5 статьи 123.22 ГК РФ полагает, что спорные отношения по обязанию департамента в течение трёх месяцев со дня вступления решения в силу осуществить финансирование работ, не относятся к вреду, причиненному гражданам, в связи с чем на департамент не может быть возложена такая обязанность.

Кроме того, указывает, что департамент осуществляет полномочия не собственника, как указано в решении суда, а учредителя, в соответствии с подпунктом 2.1.1 Положения о департаменте здравоохранения правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.04.25012 № 152-пп.

Также полагает, что ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» своими силами может организовать проведение работ, указанных в резолютивной части решения и, только, при недостаточности денежных средств и возникновении необходимости в выделении бюджетных ассигнований на проведение работ учреждение должно обратиться в департамент и предоставить обоснованную заявку, после получения которой, департамент направляет её в департамент финансов правительства ЕАО для решения вопроса о выделении дополнительных бюджетных ассигнований.

Производство перечисленных в решении работ, возможно при наличии выделенных лимитов бюджетных средств.

Возлагая на департамент здравоохранения обязанность по финансированию работ, указанных в решении суда, суд не учёл, что подобное понуждение является ограничением права главного распорядителя средств областного бюджета.

В возражениях на апелляционную жалобу, прокурор Ленинского района ЕАО Левченко И.И. просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. доводы и требования жалобы поддержала.

Помощник прокурора ЕАО Волохович А.Д. с доводами жалобы не согласилась, поддержала поданные на неё возражения.

Представители ответчика ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика правительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц, с учётом их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции проверено судом апелляционной инстанции в пределах доводов и требований апелляционной жалобы.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, охрана здоровья граждан это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами, санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со статьей 11 данного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Закона).

Из материалов дела следует, что здание ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», расположенное по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район,                  с. Ленинское, ул. Кагыкина, д. 2 Б, является государственной собственностью ЕАО и находится в оперативном управлении ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ».

Согласно уставу ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» осуществляет оказание медицинской помощи населению. Функции и полномочия учредителя названной медицинской организации осуществляет управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент) (пункт 1.4 устава).

Прокуратурой Ленинского района ЕАО проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении и оборудовании патологоанатомического отделения, исполнение порядка оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи, по результатам которой установлено, что в патологоанатомическом отделении ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», расположенном по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с. Ленинское,                      ул. Кагыкина, д. 2 Б, выявлены нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, что представителями ответчиков в ходе рассмотрения дела не отрицалось.

В этой связи в адрес ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» прокурором Ленинского района ЕАО 19.01.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Неисполнение требований прокурора повлекло его обращение в суд с настоящим исковым заявлением.

Рассматривая исковые требования суд установив, что ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» является действующим учреждением системы здравоохранения и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, пришёл к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» обязанности организовать ремонт здания, приспособленного под цели патологоанатомического отделения, устранить дефекты покрытия лакокрасочного слоя стен общего коридора и облицовочной плитки секционного зала, с оборудованием канализации секционного зала сеткой-уловителем; возложил на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанность осуществить финансирование ремонта нежилого помещения и оборудовать канализацию секционного зала сеткой-уловителем в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы о недопустимости возложения на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанности по осуществлению финансирования в целях устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» подлежат отклонению по следующим основаниям.

Нормативное регулирование в области санитарной безопасности предполагает соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований санитарной безопасности.

Устанавливая ответственности субъектов и исполнения обязанности по устранению нарушений требований санитарной безопасности, суд первой инстанции правильно исходил из того, что наряду с ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» ответственность в данной части несёт департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Юридическая основа и формы исполнения обязанности по устранению в медицинском учреждении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства у бюджетного учреждения и органа государственной власти являются следующими: исполнение судебного акта в части непосредственного устранения выявленных нарушений (в натуре) предполагается действиями самого бюджетного учреждения; финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарных требований должно осуществляться и с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от <...>             № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В пункте 2 указанной статьи установлено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно пунктов 1.3-1.4 Устава ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» функции учредителя и собственника имущества учреждения от имени Еврейской автономной области осуществляет управление здравоохранения правительства ЕАО (в настоящее время департамент).

Собственником имущества учреждения является Еврейская автономная область в лице правительства ЕАО (пункт 6.3 Устава).

Имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, является обособленным и отражается на самостоятельном балансе учреждения (пункты 6.1, 6.10 Устава).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, средства от оказания платных услуг, средства спонсоров и добровольные пожертвования, иные источники, не запрещенные законом (пункт 6.9 Устава).

Финансовое обеспечение деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» производится за счет средств областного бюджета в виде субсидий, а задачей департамента здравоохранения правительства ЕАО является материально-техническое обеспечение областных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которые осуществляет данный департамент (пункт 1.3.4 Положения о департаменте здравоохранения правительства ЕАО, утверждённого постановлением правительства ЕАО 17.04.2012 № 152-пп).

Суд, пришёл к правильному выводу о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на учредителя юридического лица в лице соответствующего отраслевого органа.

Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает департамент здравоохранения правительства ЕАО как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.

Обязанность по финансированию работ, связанных с устранением выявленных нарушений правомерна, возложена судом на департамент здравоохранения правительства ЕАО, поскольку несоответствие нежилого помещения, приспособленного под патологоанатомическое отделение требованиям санитарного законодательства создаёт угрозу причинению вреда жизни и здоровью работников.

Доводы жалобы департамента здравоохранения правительства ЕАО о том, что одним из обязательных условий привлечения собственника имущества бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения является недостаточность имущества и лишь по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, является несостоятельным.

В данном случае на департамент здравоохранения правительства ЕАО возложена обязанность не по долгам бюджетного учреждения, а в связи с необходимостью устранения выявленных нарушений законодательства.

Являясь обязанным лицом по финансированию учреждения, не осуществляя финансирование в необходимом и достаточном для устранения в полном объёме всех выявленных нарушений санитарного законодательства, отраслевой орган надлежаще не выполнил возложенную на него законом обязанность, в связи с чем суд правомерно возложил на департамент здравоохранения правительства ЕАО ответственность по финансированию выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.

При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия, финансовой возможности. На Департамент должна быть возложена обязанность по устранению нарушений с учётом недостаточности имеющихся у бюджетного учреждения (выделенных ему) денежных средств.

Указанное отвечает требованиям об обязательной исполнимости судебных актов (статья 13 ГПК РФ), соответствует положениям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданского кодекса РФ, в том числе статьи 210 Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, самостоятельная имущественная ответственность ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» по своим обязательствам не освобождает департамент здравоохранения правительства ЕАО как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности подведомственного ему учреждения.

Учитывая, что финансовое обеспечение деятельности ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» производится за счёт средств областного бюджета в виде субсидий, а задачей департамента здравоохранения правительства ЕАО является материально-техническое обеспечение областных государственных предприятий, функции и полномочия учредителя которых осуществляет данный департамент, суд правомерно возложил на департамент обязанность осуществить финансирование на указанные цели.

В силу вышеизложенного остальные доводы жалобы об отсутствии финансирования правового значения для дела не имеют, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ущемления гарантированных законом прав неопределённого круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия.

Таким образом, решение Ленинского районного суда ЕАО от 02.05.2023 по доводам апелляционной жалобы департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области отмене либо изменению не подлежит.

Вместе с тем, судебная коллегия не изменяя решение суда, считает необходимым изложить абзац третий резолютивной части решения в иной редакции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 02.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.

Абзац третий резолютивной части решения изложить в иной редакции:

«При недостаточности у областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» денежных средств возложить на департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование:».

Председательствующий       Н.С. Серга

Судьи          О.А. Конева

В.Ю. Тараник

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 04.08.2023.

33-582/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района ЕАО
Волохович Анастасия Дмитриевна
Ответчики
ОГБУЗ «Ленинская центральная районная больница»
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
Цыбукеева Александра Евгеньевна
Правительство ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
11.07.2023Передача дела судье
02.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2023Передано в экспедицию
02.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее