Решение по делу № 2а-115/2017 от 21.02.2017

Дело № 2а-115/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Барда                      09 марта 2017 года

Бардымский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Махмудовой А.Р.

с участием помощника прокурора Бардымского района Назарова Н.Х.,

представителя административного ответчика Тякина Д.К.

при секретаре Тляшевой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бардымского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к администрации Печменского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, заинтересованное лицо нотариальная палата Пермского края, о понуждении к исполнению полномочий, предусмотренных законодательством о нотариате,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бардымского района Пермского края обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, где в исковых требованиях просит признать бездействие администрации Печменского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, выражающееся в непринятии мер по направлению сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности в Нотариальную палату Пермского края, незаконным и не соответствующим требованиям Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВСРФ 11.02.1993 № 4462-1, а также Порядку направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, утвержденному Приказом Минюста России от 29.06.2015 № 156, обязать администрацию Печменского сельского поселения принять меры к неукоснительному исполнению полномочий, предусмотренных статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе приобрести необходимое для этого оборудование и программное обеспечение, а также направить установленные законом сведения в Нотариальную палату Пермского края за 2016 год в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате.

Иск мотивирован тем, что при проведении прокурорской проверки установлено, что администрацией Печменского сельского поселения за период с 2016 года по январь 2017 года сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в электронной форме в уполномоченный орган не направлены.

Вышеуказанное бездействие администрации Печменского сельского
поселения свидетельствует о формальном подходе должностных лиц
администрации к возложенным на них обязанностям, что может способствовать коррупционным    проявлениям, нарушениям прав субъектов предпринимательской деятельности и граждан, а, следовательно неопределенного круга лиц.

Такая ситуация практически не позволяет надлежащим образом реализовывать не только цель правовой нормы, направленной на формирование единого электронного реестра нотариальных действий, но и поставленную перед нотариатом задачу по защите конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц в целом.

Кроме того, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления осуществляются нотариальные действия в отношении неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних, в том числе жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, гарантии по социальной поддержке которых обеспечиваются и охраняются государством.

В судебном заседании помощник прокурора Бардымского района исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Тякин Д.К. требования административного иска признал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Нотариальной палаты Пермского края в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

Заслушав представителей истца, ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом при рассмотрении данного дела установлено, что прокурор обратился в суд в соответствии со ст. 39 КАС РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации.

Согласно ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее – Основы законодательства РФ о нотариате), нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства РФ о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

В силу пунктов 3 и 6 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденного приказом Минюста РФ от 27.12.2007 № 256, должностные лица местного самоуправления при совершении нотариальных действий руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами Российской Федерации.

Нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами местного самоуправления в соответствии с правилами нотариального делопроизводства, утверждаемыми Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Согласно части 4 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции

Законодательством о нотариате предусмотрено создание Единой информационной системы нотариата (ЕИСН) автоматизированной информационной системы, принадлежащей на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена), оператором которой является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий (ст.34.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

При этом в силу ст.34.4 Основ законодательства РФ о нотариате сведения ЕИСН, необходимые для совершения нотариального действия или проверки действительности нотариально оформленного документа, не только незамедлительно в автоматизированном режиме предоставляются нотариусам по их запросам, поданным через единую информационную систему нотариата, но и подлежат использованию иными лицами. Так, Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к указанным в данной статье закона сведениям, содержащимся в ЕИСН, в частности к сведениям о доверенности (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена). Федеральная нотариальная палата посредством ЕИСН обеспечивает по направленным в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций и при присоединении к запросу электронного образа проверяемого нотариально удостоверенного документа подтверждение нотариусом содержания удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.Как установлено ст.189 ГК РФ сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий, ведение которого осуществляется в электронной форме, указанные сведения предоставляются Федеральной нотариальной палатой неограниченному кругу лице использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно статье 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать, следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах:

удостоверять завещания;

удостоверять доверенности.

Сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких введений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действии единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

В соответствии с пунктами 3-5 Порядка направления в нотариальную палату субъекта российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, утвержденного Приказом Минюста России от 29.06.2015 № 156, должностные лица местного самоуправления представляют в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в установленной форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью отправителя, в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17 июня 2014 г. N 129 (зарегистрирован Минюстом России 18.06.2014, регистрационный N 32716).

Сведения могут быть представлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации на электронных носителях (дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти и т.п.) в виде файла (файлов) утвержденного формата сведений с сопроводительными документами на бумажном носителе.

Полномочия представителя должностного лица местного самоуправления должны быть подтверждены копией приказа или доверенности о наделении такого лица соответствующими полномочиями.

Сведения могут быть направлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации:

при помощи программно-технических средств гарантированной доставки, обеспечивающих защиту содержащихся в сведениях персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных;

с использованием портала, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу, опубликованному на официальном сайте оператора единой информационной системы нотариата (www.notariat.ru).

В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления Фондом «Центр инноваций и информационных технологий» (далее - Фонд), учрежденным Федеральной нотариальной палатой, подготовлена Инструкция для органов местного самоуправления по направлению в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности, которая размещена на официальном сайте Фонда www.fciit.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (письмо Минюста России от 19.11.2015 № 12-134375 «О применении приказов Минюста России по вопросам нотариата»).

В судебном заседании установлено, что администрацией Печменского сельского поселения реализовано право на осуществление нотариальных действий, в том числе удостоверение завещаний и доверенностей, на территории данного сельского поселения возложено на ведущего специалиста администрации Р.Е., а также в силу закона - на главу Печменского сельского поселения Тякина Д.К. (л.д.10)

При этом из информации главы Печменского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2016 году должностными лицами администрации поселения было удостоверено 67 доверенностей, в 2017 году удостоверено 4 доверенности. Сведения о данных нотариальных действиях в Нотариальную палату Пермского края не направлялись. (л.д.8)

В судебном заседании представитель административного ответчика подтвердил, что сведения об удостоверенных или отмененных завещаниях и доверенностях в установленном порядке до настоящего времени не представлены в Нотариальную палату Пермского края, соответственно, не внесены в единую информационную систему нотариата. Таким образом, установлено, что приведенные выше требования закона и нормативно-правовых актов администрацией Печменского сельского поселения не исполняются.

Бездействие администрации Печменского сельского поселения нарушает не только установленный порядок совершения нотариальных действий, не позволяет надлежащим образом формировать единый электронный реестр нотариальных действий, но и поставленную перед нотариатом задачу по защите конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц в целом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Бардымского района, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить исковые требования, признать бездействие администрации Печменского сельского поселения, выражающееся в непринятии мер по направлению сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности в Нотариальную палату Пермского края, незаконным и не соответствующим требованиям Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, а также Порядку, утвержденному Приказом Минюста России от 29.06.2015 № 156, обязать ответчика принять меры к неукоснительному исполнению полномочий, предусмотренных статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе приобрести необходимое для этого оборудование и программное обеспечение, а также направить установленные законом сведения в Нотариальную палату Пермского края за 2016 год в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате.

Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены - 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей. Безусловных оснований для опубликования решения суда по данному административному делу суд не находит.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

С учетом изложенного, государственная пошлина с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Печменского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края, выражающееся в непринятии мер по направлению сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности в Нотариальную палату Пермского края, незаконным и не соответствующим требованиям Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, а также Порядку направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, утвержденному Приказом Минюста России от 29.06.2015 № 156.

Обязать администрацию Печменского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края принять меры к неукоснительному исполнению полномочий, предусмотренных статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, в том числе приобрести необходимое для этого оборудование и программное обеспечение, а также направить установленные законом сведения в Нотариальную палату Пермского края за 2016 год в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате.

Установить срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Администрации Печменского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и прокурору Бардымского района об исполнении решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 10 марта 2017 года.

Судья                            А.Р. Махмудова

2а-115/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Бардымского района
Ответчики
Администрация Печменского сельского поселения Бардымского муниципального района Пермского края
Другие
Нотариальная палата Пермского края
Суд
Бардымский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
barda.perm.sudrf.ru
21.02.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.02.2017[Адм.] Передача материалов судье
22.02.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2017[Адм.] Судебное заседание
10.03.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее