Судья Калганова С.В. дело № 33-2629/2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 августа 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Козуб Е.В., Радовиль В.Л.,
при участии секретаря – Снимщиковой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения города Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 апреля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Степановой И.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента здравоохранения города Севастополя №186 от 18.12.2018 г., ответ главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Детская поликлиника №2» от 10.01.2019 г. во ввозе и обеспечении незарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин) несовершеннолетней Степановой В.Н. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., за счет средств бюджета города Севастополя.
Обязать Департамент здравоохранения города Севастополя ежегодно по медицинским показаниям обеспечивать ребенка Степанову В.Н. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., жизненно необходимыми лекарствами «Сабрил» (Вигабатрин) в соответствии с рекомендациями врачебного консилиума за счет средств бюджета города Севастополя с последующим увеличением количественного содержания препарата Сабрил (Вигабатрин) по рекомендационной выписке консилиума.
В удовлетворении требований Степановой И.А. к Министерству Здравоохранения Российской Федерации отказать.
Решение в порядке ст.212 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя ответчика Департамента здравоохранения г.Севастополя – Магомедовой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, полагавшей решение суда подлежащим отмене, пояснения истицы Степановой И.А., ее представителя Агабабяна С.С. (по устному заявлению), возражавшей против доводов апелляционной жалобы, полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица Степанова И.А., действующая в интересах несовершеннолетней Степановой В.Н., обратилась в суд с иском к ответчикам и, уточнив требования, просила о защите прав несовершеннолетней путем признания незаконным решения Департамента здравоохранения города Севастополя и ответа главного врача ГБУЗ «Детская поликлиника № 2» об отказе во ввозе и обеспечении лекарственным препаратом за счет средств бюджета города Севастополя и обязать закупить лекарственный препарат. В обоснование заявленных требований истица указала, что она является матерью Степановой В.Н., 31.07.2017 года рождения, которая является ребенком-инвалидом с установленным диагнозом: туберозный склероз, симптоматическая эпилепсия, задержка психомоторного развития, немногочисленные ангиомиолипомы и киста почек, кисты многочисленные в головном мозге. Данный диагноз внесен в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ № 403 от 26.04.2012 г. «О порядке ведения федерального реестра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента». Несовершеннолетняя Степанова В.Н. постоянно наблюдается в ГБУЗ «Детская поликлиника №2» и в детском научно-практическом противосудорожном центре НИКИ им. Академика Ю.Е. Вельтищева г. Москва. Решением врачебного консилиума учреждения последнего от 22.11.2018 г. Степановой В.Н. по жизненным показаниям был назначен прием лекарственного препарата Сабрил. Однако, поскольку данный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, то истице было отказано в его ввозе на территорию Российской Федерации и обеспечении им ребенка-инвалида за счет средств бюджета города Севастополя, что истица считает незаконным и нарушающим их права.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с решением, Департаментом здравоохранения города Севастополя подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что судом не была дана надлежащая оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела, в связи с чем суд пришел к выводам не соответствующим обстоятельствам дела и неправильно разрешил спор.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение указанным требованиям закона отвечает.
Как установлено судом первой инстанции, истица Степанова И.А. является матерью несовершеннолетней Степановой В.Н., 31.07.2017 года рождения, которой поставлен диагноз: туберозный склероз, симптоматическая эпилепсия, задержка психомоторного развития, немногочисленные ангиомиолипомы и киста почек, кисты многочисленные в головном мозге.
Решением консилиума врачей НИКИ им. Ю.Е. Вельтищева г. Москвы от 22.11.2018 г. постановлено разрешить к индивидуальному ввозу и применению не зарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата «Вигабатрин (Сабрил)» для оказания медицинской помощи Степановой В.Н. по жизненным показаниям с расчетом количества упаковок препарата на год – 11 упаковок.
Ответами ГБУЗ «Детская поликлиника № 2» истице Степановой И.А. было сообщено, что комиссией Департамента здравоохранения города Севастополя ее персинифицированная заявка об обеспечении лекарственным препаратом «Вигабатрин (Сабрил)» ребенка Степанову В.Н. была рассмотрена и решено, что, поскольку данный лекарственный препарат не зарегистрирован в Российской Федерации, то он не может быть закуплен за счет бюджетных средств. В связи с чем, Степановой И.А. было рекомендовано обратиться в благотворительный фонд (пожертвования) и/или в суд.
Обращаясь в суд с данным иском, Степанова И.А. просила о защите прав несовершеннолетней.
Разрешая дело, суд обосновано пришел к выводу об удовлетворении ее иска.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не усматривает оснований не согласиться и считает, что необеспечение несовершеннолетнего ребенка-инвалида рекомендованным ей лекарственным препаратом действительно ведет к нарушению ее прав, в частности, фундаментального права на жизнь и здоровье, что недопустимо, поскольку данный препарат ей назначен консилиумом врачей по жизненным показаниям. Отсутствие данного препарата в Перечне лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий, не может являться основанием к отказу в обеспечении им, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы в указанной части признаются судебной коллегией необоснованными.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Положениями Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Положениями Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утвержденному Правительством РФ, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Из положений ст. 81 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 и части 2 статьи 15, части 9 статьи 83 и части 4 статьи 101 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что организационные и финансовые полномочия по обеспечению больных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, относятся к полномочиям Российской Федерации, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации с их финансовым обеспечением за счет субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, именно на органы государственной власти субъектов возложены задачи по созданию устойчивого механизма по бесперебойному предоставлению нуждающимся гражданам необходимых лекарственных препаратов.
При этом в силу положений ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2016 год, которая предусматривает обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами. Предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется, в том числе, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой.
В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890, дети-инвалиды в бесплатном порядке обеспечиваются всеми лекарственными средствами по медицинским показаниям.
Учитывая наличие заключения консилиума врачей НИКИ им. Ю.Е. Вельтищева г. Москвы от 22.11.2018 г. о назначении Степановой В.Н. для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям такого лекарственного препарата как «Вигабатрин (Сабрил)», то выводы обжалуемого решения о возникшем праве на получение указанного препарата обоснованы.
Доводы апеллянта о том, что лечение указанным препаратом такого диагноза, как туберозный склероз не предусмотрено установленным стандартом, а также, что препарат не зарегистрирован в Российской Федерации, в связи с чем невозможна его закупка и обеспечение им выводов обжалуемого решения не оспаривают и о незаконности их не свидетельствуют, в связи с чем во внимание судебной коллегией не принимаются.
Между тем, материалами дела установлено, что после принятия судом обжалуемого решения, апеллянт обращался в суд с заявлением о предоставлении ему отсрочки исполнения судебного решения, которым за счет средств бюджета города несовершеннолетняя Степанова В.Н. подлежала обеспечению данным лекарственным препаратом и из указанного заявления невоможность его исполнения в принципе не усматривается. Напротив, апеллянт указывал о возможности исполнения судебного решения с учетом дополнительного времени.
Анализируя установленное, оснований сомневаться в выводах суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции при принятии решения допущено не было.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение следует признать отвечающим требованиям ст. 195 ГПК РФ и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежащим.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения города Севастополя – без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: Е.В. Козуб
В.Л. Радовиль