Судья Е.В. Волкова дело № 33-4376/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 марта 2023г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Калашниковой Н.М.,
судей Котельниковой Л.П., Федорова А.В.,
при секретаре Заярском А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№2-3546/2022 по иску Балмышева Е.В. к Межрегиональной инспекции ФНС России по Южному федеральному округу о взыскании суммы недополученных выплат к отпуску при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков, компенсации морального вреда, судебных расходов по апелляционной жалобе МИ ФНС России по Южному федеральному округу на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 31 октября 2022г.
Заслушав доклад судьи Калашниковой Н.М., судебная коллегия
установила:
Истец Балмышева Е.В. обратилась в суд с иском к Межрегиональной инспекции ФНС России по Южному федеральному округу о взыскании суммы недополученных выплат к отпуску при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков, ссылаясь на то, что с 10.02.2014 г. она занимала должность специалиста 1 разряда отдела общего обеспечения Межрегиональной инспекции ФНС России по Южному федеральному округу, с 22.03.2017 г. - должность главного специалиста-эксперта отдела финансового и общего обеспечения Межрегиональной инспекции ФНС России по Южному федеральному округу. Служебный контракт расторгнут на основании заявления истца от 03.08.2021 г.
Истец указывает, что в период действия служебного контракта ей предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска, к которым выплаты выплаченных истцу средств материального стимулирования, что привело к необоснованному занижению выплат к ежегодным оплачиваемым отпускам.
Согласно справкам по форме 2-НДФЛ за 2017-2021 г.г., а также расчетным листкам за спорный период, размер фонда оплаты труда истца был необоснованно занижен. Общая недоплата выплат к отпуску при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков составила 125 188,06 рублей (в том числе НДФЛ).
Полагая свои права нарушенными, истец с учетом поданных в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнений, просила суд взыскать с ответчика сумму недополученных выплат к отпуску при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков в 2018-2021г.г. в размере 125 118,06 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.
Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 31 октября 2022 года исковые требования Балмышевой Е.В. удовлетворены частично.
Суд взыскал с МИ ФНС России по Южному Федеральному округу в пользу Балмышевой Е.В. недоплату по выплате отпускных при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков в 2018-2021 годах в размере 125 118,06 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
В остальной части требований отказал.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе МИ ФНС России по Южному Федеральному округ ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы материального права, поскольку материальное стимулирование является премией, которая входит в состав денежного содержания.
Ссылаясь на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2021г. №14-03-03/32289, Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2021 №14-0/10/В-5300, а также Федерального казначейства РФ от 10.06.2021 №07-04-05/08-13782, указывает, что судом не были учтены указанные акты, как и не учтены ч.2 и 5 ст.50 Закона №79-ФЗ о составе денежного вознаграждения гражданских служащих, не применен срок исковой давности.
Кроме того, по мнению апеллянта, размер судебных расходов является чрезмерным, не соответствующим необходимости, оправданности и разумности.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, с учетом сведений о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, со ссылкой на ч.3 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ, признав приведенный истцом расчет задолженности верным, исходил из того, что правовая природа указанного материального стимулирования, выплата которого производилась за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда входит в фонд оплаты труда гражданских служащих, который формируется в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, соответственно выплаченное Балмышевой Е.В. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для отпускных выплат при предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков.
При этом, разрешая ходатайство ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд указа на то, что о нарушении своих прав она узнала 02.06.2022 г., поэтому в данном случае срок исковой давности для обращения с настоящим иском в суд не пропущен.
Поскольку трудовые права истца нарушены, суд применил положения статьи 237 Трудового кодекса РФ о материальной ответственности работодателя за нарушение трудовых прав работника, определив размер компенсации морального вреда в сумме 1 000 рублей.
В порядке ст.100 ГПК РФ, суд взыскал с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, выплате отпускных за 2018 - 2021 года ответчиком не учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Вопреки довода апелляционной жалобы, взыскание расходов на оплату услуг представителя произведено судом с учетом положений ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом объема оказанных услуг, а также исходя из принципа разумности, учитывая конкретные обстоятельства и категорию дела, длительность его нахождения в суде и правомерно определил ко взысканию 15 000 рублей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые постановлены при верном определении юридически значимых обстоятельств, основаны на материалах дела, согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и по существу в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, апелляционная жалоба не содержит. По существу доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств и представленных доказательств, в связи с чем, не могут повлечь отмену правильного судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 31 октября 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МИ ФНС России по Южному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 20.03.2023 г.