Решение по делу № 33-1582/2024 от 13.02.2024

УИД:11RS0002-01-2023-000839-29

г. Сыктывкар                 Дело № 2-3572/2023 г. (№ 33-1582/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2024 года дело по апелляционным жалобам МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2023, по которому:

возложена обязанность на муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Орехову В.В. с 1 февраля по 27 октября 2022 г. тарифную ставку (оклад) 20 783,08 руб., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений с 1 февраля по 27 октября 2022 г. и выплатить недополученные суммы.

Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Орехова В.В. компенсация морального вреда в размере 5 000,00 руб.

В удовлетворении иска прокурора г. Воркуты в интересах Орехова В.В. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» отказано.

Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 300,00 руб.

и на дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 ноября 2023, по которому:

взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Орехова В.В. недополученная в результате занижения тарифной ставки (оклада) заработная плата, отпускные и иные выплаты за период с 1 февраля по 27 октября 2022 г. в размере 639 608,79 руб., денежная компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере 153 881,61 руб., всего 793 490 (семьсот девяносто три тысячи четыреста девяносто) рублей 40 копеек.

Возложена обязанность на муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» произвести расчёт и выплатить Орехову В.В. денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная с 11 ноября 2023 г. по день фактического расчёта включительно.

Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 11 134 (одиннадцать тысяч сто тридцать четыре) рубля 90 копеек.

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения помощника прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском в интересах Орехова В.В. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - МБУ «СДУ»), администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - администрации МО ГО «Воркута») о возложении обязанностей установить Орехову В.В. с 01 февраля 2022 по 27 октября 2022 тарифную ставку в размере 20 783,08 руб., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых правоотношений, выплатить недополученные суммы с 01 февраля 2022, взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000,00 руб.

В обоснование требований указал, что истец с 10 февраля 2020 по 28 июня 2020 работал в МБУ «СДУ» в должности ... 2 разряда с окладом 7 565,00 руб., с 29 июня 2020 по 11 сентября 2022 - в должности ... с окладом 9 725,00 руб., с 12 сентября 2022 по 27 октября 2022 - в должности ... с окладом 10 365,00 руб. 11 декабря 2019 было подписано отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее по тексту - ОТС, Соглашение), которое вступило в силу 01.01.2020, действовало по 31.12.2022, и по которому минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда с 1 января 2020 установлена в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. На основании Положения об оплате труда МБУ «СДУ» тарифному разряду по должности истца соответствует тарифный коэффициент 1,08, следовательно, с 1 января 2022 работодатель обязан производить начисление и выплату заработной платы истцу исходя из оклада, равного произведению 1,15 прожиточного минимума с повышением на 15%, предусмотренного для 1 группы по оплате труда руководителей, то есть в размере 20 783,08 руб.

Ответчик МБУ «СДУ» по доводам письменных возражений просил в удовлетворении исковых требованиях истцу отказать, указывая о том, что выплата истцу заработной платы производится в соответствии с Положением о системе оплаты труда Учреждения, разработанного в соответствии с постановлениями администрации МО ГО «Воркута» и в соответствии с трудовым законодательством.

Третье лицо администрация МО ГО «Воркута» в письменных возражениях возражает против удовлетворения исковых требований на том основании, что МБУ «СДУ» не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Учредителем МБУ «СДУ» является МО ГО «Воркута» в лице администрации, функции и полномочия учредителя осуществляет УГХиБ. ОТС не распространяется на МБУ «СДУ», поскольку учредителем его является муниципальное образование, а источником финансирования – средства муниципального бюджета. Тарифная ставка истцу установлена на основании постановлений администрации МО ГО «Воркута» от 15.10.2018 № 1449, от 30.07.2018 № 1103, а также на основании трудового договора.

Третье лицо УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» в письменных объяснениях указывает на необоснованность требований к ответчику, так как установление тарифной ставки (оклада) относится к полномочиям органа местного самоуправления – администрации МО ГО «Воркута». Постановление главы администрации об установлении тарифных ставок является действующим и обязательно для исполнения.

Судом вынесены приведенные выше решение и дополнительное решение, об отмене которых просит МБУ «СДУ», настаивая на том, что ОТС не распространяется на работников МБУ «СДУ», оснований для изменения тарифной ставки не имеется.

Прокурором г. Воркуты поданы возражения на апелляционные жалобы.

Дело в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие сторон, третьего лица, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда и дополнительного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что из трудового договора от 10 февраля 2020 № 1137 следует, что Орехов В.В. принят на работу в МБУ «СДУ» на должность ... 2 разряда с тарифной ставкой (окладом) 7 565,00 руб. в месяц.

Приказом от 29 июня 2020 Орехов В.В. переведён на должность ... с окладом 9 725,00 руб., приказом от 12 сентября 2022 - на должность ...

Дополнительными соглашениями от 29 июня 2020, 8 ноября 2021, 5 сентября 2022, 29 сентября 2022, 27 октября 2022 к трудовому договору № 1137 истцу с 10 июля 2020 установлен оклад в размере 9 725,00 руб., с 15 ноября 2021 – 10 365,00 руб., с 12 сентября 2022 – 10 365,00 руб., с 29 сентября 2022 – 11 420,00 руб., с 27 октября 2022 – 11 017,00 руб.

Приказом от 21 октября 2022 действие трудового договора № 1137 прекращено, Орехов В.В. 27 октября 2022 уволен в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника.

Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и работодателем является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449, и Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденное приказом от 19.10.2018 № 201 руководителем МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута».

Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).

Согласно пункту 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями №№ 1,2,3,4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО «Воркута».

В соответствии с разделом 2 постановления администрации МО ГО «Воркута» № 1103 «Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих второго уровня» должность мастера участка относится к 4 квалификационному уровню, по которой установлен оклад в размере 9 580,00 руб., должность начальника участка – к 5 квалификационному уровню, по которой установлен оклад в размере 9 915,00 руб.

Согласно примечанию к приложению № 1 постановления № 1103, если служащий осуществляет трудовую деятельность в муниципальном учреждении муниципального образования городского округа «Воркута», которое относится к 1 группе по оплате труда руководителей, служащему устанавливается повышенный на 15% должностной оклад.

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьями 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Согласно ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

11.12.2019 Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы», которое действует с 01.01.2020.

Пунктом 3.1 Раздела III Федерального отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 пункта 3.5 Раздела III Соглашения).

Основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», ни учредитель – администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном части 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации не направляли.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика и учредителя присоединиться к отраслевому соглашению, на работодателя распространяет свое действие Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020.

Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд исходил из положений пунктов 3.1 и 3.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации, принял во внимание размер прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения на 2021, а также приложением № 1 к постановлению № 1103, согласно которому служащему, осуществляющему трудовую деятельность МУ МОГО «Воркута», которое относится к 1 группе по оплате труда руководителей, устанавливается повышенный на 15% должностной оклад, и рассчитал тарифную ставку истца с 1 февраля 2022 в размере 20 783,08 руб. (15 715 руб. х 1,15 х 15%).

Установив нарушение трудовых прав истца, суд на основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с работодателя компенсацию морального вреда.

В дополнительном решении суд произвел соответствующие расчеты недополученной заработной платы, исходя из установленного судом размера тарифной ставки, взыскал образовавшуюся недоплату за период с 1 февраля 2022 по 27 октября 2022.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные ими доказательства.

Доводы апелляционных жалоб о том, что МБУ «СДУ» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Федеральное тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «СДУ» судебная коллегия находит несостоятельными.

По сведениям из Единого государственно реестра юридических лиц, основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД ОК 52.21.22). Согласно пункту 2.2 раздела 2 Устава, ответчик создан, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Как следует из Устава, МБУ «СДУ» является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута». МБУ «СДУ» с целью осуществления уставного вида деятельности принимает работников, заключая с ними трудовые договоры, и выступает по отношению к этим работникам работодателем.

Следовательно, МБУ «СДУ» относится к числу организаций, осуществляющих дорожную деятельность.

По смыслу статей 48, 49 Трудового кодекса Российской Федерации, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.

В письменных возражениях ответчиков указано, что мотивированный отказ от присоединения к ОТС ни МБУ «СДУ», ни администрация МО ГО «Воркута» не направляли.

Также отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком представлено письменное предложение к сторонам Соглашения о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении МБУ «СДУ».

Следовательно, действие данного Соглашения распространяется на ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и его положения являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников.

Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022, не содержат, поэтому при отсутствии мотивированного письменного отказа от присоединения к Федеральному отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022, действие данного соглашения считается распространенным на данное предприятие.

На основании изложенного, доводы апелляционных жалоб ответчика о невозможности распространить действие ФОТС на МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Доводов относительно произведенных судом расчетов размера тарифной ставки и недоплаты заработной платы, апелляционные жалобы не содержат.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2023 года и дополнительное решение от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 19.02.2024.

Председательствующий:

Судьи:

33-1582/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Орехов Виталий Владимирович
прокуратура г. Воркуты
Ответчики
Администрация МО ГО Воркута
МБУ Специализированное дорожное управление
Другие
УГХиБ администрации МО ГО Воркута
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
19.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2024Передано в экспедицию
19.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее