Решение по делу № 33-315/2022 (33-10566/2021;) от 15.11.2021

Судья Гусев А.В. Дело № 33-315/2022

2-588/2021

25RS0009-01-2021-001058-74

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2022 г. г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Н.,

судей Вишневской С.С., Храмцовой Л.П.,

при ведении пртокола судебного заседания помощником судьи Щербак А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Хмельницкой Ольги Валерьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных выплат, компенсации морального вреда и денежной компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 26 июля 2021 года, которым иск удовлетворен. Взысканы с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю в пользу Хмельницкой Ольги Валерьевны четырехмесячное денежное содержание в сумме 231770,36 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 108765,80 рублей, отпускные выплаты за 2020 год в размере 31762,88 рублей, компенсация морального вреда в размере 5000 рублей, денежная компенсация за задержку выплат, причитающихся работнику в размере 24311,13 рублей, всего 401610,17 рублей.

Заслушав доклад судьи Вишневской С.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Хмельницкая О.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 9 по Приморскому краю, просила с учетом уточнения требований взыскать с ответчика не выплаченные денежные средства в виде четырехмесячного денежного содержания в сумме 231770,36 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 108765,80 рублей, отпускные выплаты за 2020 год в размере 31762,88 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, денежную компенсацию за задержку выплат, причитающихся работнику в размере 24311,13 рублей.

В обоснование требований указала, что с 15 марта 2004 года проходила государственную гражданскую службу в должности ... Межрайонной ИФНС № 7 по Приморскому краю. Приказом Межрайонной ИФНС России № 7 по Приморскому краю от 23 декабря 2020 года № 01-3-04/48 служебный контракт с ней расторгнут, она уволена по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. При увольнении ей выплачена компенсация четырехмесячного денежного содержания в сумме 173075,16 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 77753,50 рублей. При исчислении ее месячного денежного содержания и расчете компенсаций не учтено полученное в период с 1 декабря 2019 года по 30 ноября 2020 года материальное стимулирование в размере 695311,13 рублей.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась Межрайонная ИФНС России № 9 по Приморскому краю, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, принятого с нарушением норм материального права.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07. 2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 п. 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» п. 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу 2 п. 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу ст. 51 Федерального закона от 27.07. 2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч. 1).

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2).

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч. 6).

Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год) (п. 8).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9).

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 Постановлений Правительства РФ от 06.032018 № 229-6, от 19.03.2019 № 283-14 и от 17.02.2020 № 168-8 в 2018-2020 гг. предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

При рассмотрении данного дела суд первой инстанции правильно применил указанные правовые нормы к спорным отношениям.

Так, судом установлено, что Хмельницкая О.В. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № 7 по Приморскому краю в должности ...; приказом Межрайонной ИФНС России по Приморскому краю от 23 декабря 2020 года № 01-3-04/48 служебный контракт с ней расторгнут по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе 30.12.2020; при увольнении ей выплачена компенсация четырехмесячного денежного содержания в сумме 173075,16 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 77753,50 рублей.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований и взыскивая в пользу Хмельницкой О.В. денежные средства исходя из произведенного ей расчета, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период выделялись дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета, которые пошли на материальное стимулирование государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования; выплаченное истцу материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, относится к категории иных выплат и подлежит учету при определении месячного денежное содержания истца и расчете компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск и сумм отпускных и компенсации за отпуск, в связи с чем взыскал с ответчика сумму четырехмесячной компенсации при увольнении в размере 231770,36 рублей, сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере 108765,80 рублей и сумму отпускных выплат, произведенных в 2020 год, в размере 31762,88 рублей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в перечень дополнительных выплат, предусмотренных п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09. 2007 № 562, поэтому не должно учитываться при расчете денежного содержания, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.

Кроме того, нормативные положения, на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе, были предметом оценки Верховного Суда РФ при рассмотрении административного искового заявления по делу № АКПИ19-773 о признании частично недействующим п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09. 2007 № 562.

Из правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 27.11.2019, следует, что оспариваемые нормативные положения не препятствует возможности учета средств, выплачиваемых гражданскому служащему за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, при условии объективной и правильной системы распределения этих средств непосредственно в каждом федеральном государственном органе с соблюдением установленной системы оплаты труда (денежного содержания). Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, учитываются при исчислении денежного содержания в соответствии с указанными Правилами.

Представленное ответчиком в суд апелляционной инстанции письмо Минтруда России от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300 на правильность выводов суда первой инстанции не влияет.

Вместе с тем, судебная коллегия не согласна с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания компенсации за задержку выплаты причитающихся сумм в размере 24311,13 рублей, считает их основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.

Из смысла ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты лишь начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, по трудовому договору.

Из обстоятельств дела следует, что между сторонами трудовых отношений существовал спор о праве работника на указанные в иске выплаты, которые ему не были начислены. Данный спор разрешен при обращении истца с настоящим иском.

Учитывая изложенное, решение суда в части взыскания с ответчика денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере 24311,13 рублей нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 26 июля 2021 года отменить в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю в пользу Хмельницкой Ольги Валерьевны денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм в размере 24311,13 рублей.

Вынести в этой части новое решение, которым исковые требования Хмельницкой Ольги Валерьевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю в части взыскания денежной компенсации за нарушение срока выплаты причитающихся сумм оставить без удовлетворения.

В остальной части решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 26 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Приморскому краю без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 января 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-315/2022 (33-10566/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Хмельницкая О.В.
Ответчики
МИФНС России № 9
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Вишневская Светлана Сергеевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
15.11.2021Передача дела судье
14.12.2021Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
31.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2022Передано в экспедицию
25.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее