Дело № 2а-1702/2020 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гурьевск 28 октября 2020 г.

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Коноваловой О.Ч.,

при секретаре Глазыриной С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муковиной Светланы Алексеевны к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом и возложении обязанности в установленный законом порядке сформировать земельный участок для обслуживания и эксплуатации многоквартирном жилом доме,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Муковина С.А. обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением к административному ответчику администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, в котором просит признать незаконным отказ органа местного самоуправления в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом № расположенным по адресу: <адрес >, выраженный в письме от и возложить на администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области обязанность в установленном законом порядке сформировать земельный участок для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома № расположенного по адресу: <адрес >

В обоснование заявленных требований административный истец Муковина С.А. ссылается на то, что ей (истцу) на праве собственности принадлежит квартира № , расположенная в многоквартирном жилом доме № , до 1945 г. постройки, расположенная по адресу: <адрес >

Земельный участок для формирования и эксплуатации указанного многоквартирного жилого дома не сформирован, однако имеет фактические границы, сложившиеся за период его использования собственниками и имеет площадь необходимую для обслуживания дома. Кроме того, земельный участок используется по назначению для облуживания и эксплуатации многоквартирного дома.

Для формирования земельного участка под многоквартирным домом она (административный истец) 18.06.2020 обратилась к административному ответчику с письменным заявлением вх. № ., однако, администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области было принято решение об отказе в удовлетворении заявления, выраженное в письме № 17/7469, на основании ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), в связи с отсутствием проекта межевания территории кадастрового квартала

Ссылаясь на положения, предусмотренные ст.ст. 35, 36 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 19, 124-127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ), Федерального закона Российской Федерации № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», административный истец Муковина С.А. просит разрешить данный спор в судебном порядке, указывая на то, что указание административного ответчика на отсутствие проекта межевания территории, не может являться основанием невыполнения в полной мере всех действий по формированию земельного участка и проведения кадастрового учете земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция, соответственно не может являться основанием в не предоставлении заявителю его конституционного права на формирование земельного участка, на котором находятся принадлежащее ему объекты недвижимости, поскольку в противном случае, в нарушение названных норм ограничило бы право собственников на распоряжение указанным имуществом и поставило бы в зависимость от субъективной воли органов местного самоуправления на принятие либо непринятие проектов планировки территории и проектов межевания.

Уведомленные надлежащим образом административный истец Муковина С.А. и её представитель Русько Г.А., действующий на основании нотариальной доверенности от 09.11.2018, в судебное заседание не явились, при том Муковина С.А. представила суду 23.10.2020 заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, со ссылкой на то, что заявленные административные требования она поддерживает и просит их удовлетворить.

Представляющий интересы административного ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области ФИО9 действующий на основании доверенности от 10.07.2019 и имеющий диплом о высшем юридическом образовании, 28.09.2020 представил суду заявление, в котором просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного ответчика, а также просил в удовлетворении административных исковых требованиях Муковиной С.А. отказать в полном объеме, мотивируя тем, что отказ № является законным и обоснованным.

Исследовав письменные материалы дела, собранные по делу доказательства и дав им оценку в их совокупности в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из анализа положений ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании решения, действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Из материалов дела следует, что административный истец Муковина С.А. является собственником квартиры № 1, расположенной в многоквартирном жилом доме № с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес >, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.08.2015 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, сформированной регистрационным органом по состоянию на ДД.ММ.ГГ.

С целью формирования земельного участка под указанным выше домовладением, административный истец Муковина С.А. 18.06.2020 обратилась в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области с заявлением вход. № о формировании земельного участка под указанным выше многоквартирным жилым домом.

07 июля 2020 г. администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области было принято решение об отказе в удовлетворении заявления, выраженное в письме за № , со ссылкой на ст. 11.3 ЗК РФ, согласно которой образование земельного участка осуществляется исключительно в соответствие с утвержденным проектом межевания территории застроенной многоквартирными домами.

Проверяя правомерность отказа администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в согласовании представленной схемы расположения земельного участка, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями, предусмотренными ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее по тексту - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных ЗК РФ (ч. 19 ст. 11.10 ЗК РФ).

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату указанной схемы утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762. Согласно п. 6 утвержденных требований в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения участка; проектная площадь земельного участка, список координат характерных точек, границы образуемого земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка; наименование вида документа об утверждении схемы расположения участка (приказ, постановление, решение) в случае утверждения схемы решением уполномоченного органа.

Как следует из материалов дела, административным истцом Муковиной С.А. при обращении в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, была представлена схема, составленная обществом с ограниченной ответственностью «ГеоВестГрад» в лице исполнителя ФИО10 Данная схема содержит: условный кадастровый номер участка, планируемый к образованию, координаты участка с обозначением характерных точек в системе координат, проектную площадь участка, изображение границ участка, а также имеет указание на наименование документа об утверждении схемы – постановление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области.

Надлежит отметить, что сведений о наличии какого-либо спора о границах образуемого участка материалы дела не содержат, наложения границ образуемого участка с границами иных земельных участков в ходе судебного разбирательства не установлено, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Как следует из ответа администрации Гурьевского городского округа, причиной отказа в согласовании схемы расположения участка явилось отсутствие проекта межевания территории кадастрового квартала , в котором расположен многоквартирный жилой дом, в котором находится принадлежащая административному истцу квартира, и испрашиваемый ею земельный участок.

В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

Согласно положениям ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 указанной выше статьи.

В силу пп. 1 ст. 45 ГрК РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории комплексного развития, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством; правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции; субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

При этом закон не содержит указания на возможность отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, приведенным администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области в ответе от 07 июля 2020 г. за №

Обращает суд внимание на то, что такая позиция органа местного самоуправления относительно невозможности согласования административному истцу схемы расположения земельного участка и соответственно формирования участка для испрашиваемой ею цели по причине отсутствия проекта межевания кадастрового квартала, в котором расположен многоквартирный жилой дом, в котором находится принадлежащая административному истцу квартира, не основана на законе.

В рассматриваемом случае, отсутствие утвержденного проекта межевания, проекта планировки территории не может являться основанием для отказа гражданину в реализации его права на формирование и предоставление земельного участка.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 2 ст. 16 ЖК РФ установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).

В силу ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

На основании ч. 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Приобретая право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, лицо становится сособственником фундамента, крыши, лестничных клеток и других частей многоквартирного дома, а также земельного участка под домом и придомовой территории, при этом, земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

При изложенных выше обстоятельствах в их совокупности, учитывая бремя доказывания, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлено объективных доказательств, свидетельствующих о законности принятого решения об отказе в формировании земельного участка под многоквартирным домом № , расположенным по адресу: <адрес >, №

Иные ссылки, изложенные административным ответчиком в ответе от 07 июля 2020 г. № , адресованном административному истцу, не освобождают орган местного самоуправления от возложенной на него законом обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом.

Проанализировав установленные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу о незаконности ответа администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 07 июля 2020 г. № о формировании земельного участка под многоквартирным домом № , расположенным по адресу: <адрес >

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об обосновании заявленных Муковиной С.А. административных исковых требований и исходит из того, что оспариваемый отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца Муковиной С.А. и создает препятствия в реализации прав в образовании и оформлении земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома.

С целью восстановления прав административного истца, на основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в установленном законом порядке сформировать земельный участок для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, повторно в предусмотренный законом срок рассмотреть заявление административного истца Муковиной С.А. от 18.06.2020 вх. № о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом № , расположенным по адресу: <адрес >

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ >, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ № , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ >

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 12 ░░░░░░ 2020 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░

2а-1702/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Муковина Светлана Алексеевна
Ответчики
Администрация ГГО
Суд
Гурьевский районный суд Калининградской области
Судья
Коновалова Оксана Чеславовна
Дело на сайте суда
gurievsky.kln.sudrf.ru
10.07.2020Регистрация административного искового заявления
14.07.2020Передача материалов судье
14.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.08.2020Предварительное судебное заседание
23.09.2020Предварительное судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
12.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее