Дело № 2-2138/2024
54RS0008-01-2024-002956-61
Поступило в суд 05.09.2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2024 г. г. Новосибирск
Первомайский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Павленко С.В.,
при секретаре судебного заседания Мироненко Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Череватовой В. К. к Ереминой Е. В., Королевой О. В. о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
истец обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просит признать за ней в порядке наследования после смерти Череватого В.Г., умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> факел, 9-7, общей площадью 35,9 кв.м., жилой площадью 23,4 кв.м.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер Череватый В.Г. После его смерти открылось наследство в виде ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 35,9 кв.м., жилой площадью 23,4 кв.м. Череватова В.К. является наследником первой очереди по закону (супруга), приняла наследство в установленный законом срок. Наследниками первой очереди по закону также являются Еремина Е.В. (дочь) и Королева О.В. (дочь), которые не приняли наследство в установленный законом срок. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Бирк Е.А. было отказано в совершении нотариального действия, поскольку право собственности наследодателя не зарегистрировано в уполномоченном органе.
Истец Череватова В.К. в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась, направила в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Киркина О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дала соответствующие объяснения.
Ответчик Королева О.В. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором исковые требования признала в полном объеме. Указала, что признание иска сделано добровольно. Просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Ответчик Еремина Е.В. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором исковые требования признала в полном объеме. Указала, что признание иска сделано добровольно. Просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО, мэрия <адрес> в судебное заседании не явились, извещались судом надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд, исходя из положений ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимает признание иска ответчиками Ереминой Е.В. и Королевой О.В., поскольку закону оно не противоречит, прав и охраняемых интересов третьих лиц не нарушает, сделано ответчиками добровольно, последствия признания иска им разъяснены и понятны.
В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования Череватовой В. К. к Ереминой Е. В., Королевой О. В. в части признании за ней права собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 35,9 кв.м., жилой площадью 23,4 кв.м.
Разрешая требования истца о признании за ней права собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> факел, 9-7, общей площадью 35,9 кв.м., жилой площадью 23,4 кв.м., суд исходит из следующего.
Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован брак между Череватым В.Г. и Череватовой (до брака Андрейченко) В.К. (л.д.11). От брака супруги имеют детей Еремину Е.В. и Королеву О.В. (л.д.13-19).
ДД.ММ.ГГГГ умер Череватый В.Г. (л.д.10).
После его смерти открылось наследство в виде ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 35,9 кв.м., жилой площадью 23,4 кв.м.
Череватова В.К. является наследником первой очереди по закону (супруга), приняла наследство в установленный законом срок. Наследниками первой очереди по закону также являются Еремина Е.В. (дочь) и Королева О.В. (дочь), которые не приняли наследств в установленный законом срок.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Бирк Е.А. было отказано в совершении нотариального действия, поскольку право собственности наследодателя не зарегистрировано в уполномоченном органе (л.д.26).
Имущество принадлежало наследодателю на основании договора на передачу квартиры в общую совместную собственность граждан №-в от ДД.ММ.ГГГГ, которое было предоставлено Новосибирским отделением Зап-Сиб жд (л.д.20-21).
Решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение – <адрес> сохранено в перепланированном состоянии общей площадью 35,9 кв.м., жилой площадью 23,4 кв.м., подсобной площадью 12,5 кв.м., согласно выкопировке из поэтажного плана здания и экспликации от ДД.ММ.ГГГГ, со следующими техническими характеристиками: коридор (№) – 4,0 кв.м., санузел (№) – 2,5 кв.м., кухня (№) – 6,0 кв.м., жилая (№) – 13,4 кв.м., жилая (№) – 10,0 кв.м. (л.д.23-24).
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.В силу ст. 40 Конституции РФ право на жилище охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Согласно п. 1 ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
По смыслу вышеуказанной статьи Закона, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что служебные жилые помещения, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус служебных в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 г. № 425-О-О, обусловлено задачей защиты прав граждан, которые после передачи органам местного самоуправления жилых помещений, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем.
Соответственно, распространяя на служебные жилые помещения правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 4-П).
Таким образом, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец Череватова В.К., вселившись в 1996 году в качестве нанимателя в жилое помещение – <адрес> приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
Руководствуясь ст. 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Череватовой В. К. удовлетворить.
Признать за Череватовой В. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 35,9 кв.м., жилой площадью 23,4 кв.м., инвентарный (ранее присвоенный учетный номер) №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.12.2024.
Судья С.В. Павленко