Дело № 11-12892/2022 Судья: Соколова А.А.
Дело № 2-2646/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2022 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой В.Е.,
судей Кучина М.И., Велякиной Е.И.
при секретаре Ишкининой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Копейского городского суда Челябинской области от 27 июля 2022 года по иску прокурора г. Копейска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Копейского городского округа Челябинской области о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения прокурора Гурской О.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Копейска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - администрация КГО), просив возложить обязанность по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) № № в центральной части г. Копейска, в том числе оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО подъездным путем, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в срок до 01.12.2022 года.
В обоснование указано, что постановлением администрации КГО от 29.12.2020 года № 2998-п утверждена схема и реестр существующих мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Копейского городского округа, согласно которым в центральной части города закреплено место (площадка) накопления ТКО № №. В ходе выездной проверки прокуратуры города 06.06.2022 года установлено, что эта площадка не в полной мере соответствует требованиям п.3 СанПиН 2.1.3684-21, так как не имеет подъездного пути, твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Ранее, 13.06.2019 года заместителем прокурора города выносилось представление на имя ВрИП Главы Копейского городского округа об устранении нарушений требований законодательства об обращении с ТКО, которое исполнено не было.
В судебном заседании помощник прокурора г. Копейска Звонарев А.И. исковые требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных представителей ответчика администрации КГО, третьих лиц Муниципального учреждения «Городская служба заказчика» (далее – МУ «ГСЗ»), МКУ КГО «Управление благоустройства».
Суд постановил решение, которым возложил на администрацию КГО в срок до 01.07.2023 года обязанность по приведению в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства места (площадки) накопления ТКО № № в Центральной части г. Копейска, в том числе оборудовать контейнерную площадку для накопления ТКО подъездным путём, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В апелляционной жалобе администрация КГО просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что постановлением администрации Копейского городского округа № 2971-п от 17.12.2021 года утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды в Копейском городском округе», которой предусмотрены мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, доведение технического и эксплуатационного состояния действующих и создаваемых контейнерных площадок для ТКО до установленных нормативных требований. Сроки и этапы реализации муниципальной программы: 2022-2024 годы. Мероприятия выполняются планомерно в установленные программой сроки поступления денежных средств в бюджет. Администрация КГО, реализуя свои полномочия в этой сфере, создала муниципальное учреждение «Городская служба заказчика», основным видом деятельности которой согласно Уставу является выполнение функций муниципального заказчика по вопросам городского хозяйства, в том числе по организации благоустройства, озеленения и санитарного состояния округа. Таким образом, считает, что ответственным за содержание спорной площадки является специально созданный отраслевой орган при администрации «Городская служба заказчика». Площадка для сбора ТКО возле дома № в центральной части г. Копейска не вошла в список по обустройству площадок для сбора ТКО на 2022 год, что не учтено судом. Срок, определенный судом для исполнения судебного решения до 01 июля 2023 года, является фактически невыполнимым, поскольку муниципалитет при проведении работ ограничен сроками, предусмотренными бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе. Считает, что минимальный срок исполнения решения суда – до 30 декабря 2023 года.
Представители ответчика администрации КГО, третьих лиц МУ «ГСЗ», МКУ КГО «Управление благоустройства» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определила рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда первой инстанции не установила.
В силу статей 12, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; в силу статьи 45 ГПК РФ прокурор наделен правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Согласно постановлению Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО. Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 года №131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки ТКО.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (далее - СанПиН) 2.1.7.3550-19 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и жидких бытовых отходов.
Согласно п.2.1 СанПиН на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
СанПиН 42-128-4690-88 содержит основные положения, которые обеспечивают санитарное состояние территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых зданий.
В соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Согласно муниципальной программе «Охрана окружающей среды в Копейском городском округе», утвержденной постановлением администрации КГО от 17.12.2021 г. № 2971-п, ответственным исполнителем программы является отдел экологии и природопользования администрации КГО, соисполнителями муниципальной программы являются: МКУ КГО «Управление благоустройства» и МУ «ГСЗ», Управление образования администрации КГО. Срок реализации программы установлен 2022-2024 годы.
Муниципальной программой предусмотрены мероприятия по обеспечению контейнерным сбором образующихся в жилом фонде ТКО (заключение в установленном порядке муниципальных контрактов на обустройство в кварталах индивидуальной жилой застройки контейнерных площадок (устройство, основания, ограждение), ответственный исполнитель – МУ «ГСЗ».
Муниципальным контрактом № 016-071 от 25.04.2021 г., заключенным между МУ «ГСЗ» (заказчиком) и ООО «Стройрегион» (подрядчиком) предусмотрено выполнение работ по устройству в зоне индивидуальной жилой застройки контейнерных площадок (устройство, основания, ограждения).
Как установлено судом первой инстанции, следует из отзыва администрации КГО, место (площадка) ТКО <адрес> в центральной части г. Копейска в данный контракт не включена; в 2022 г. по муниципальному контракту выполняются работы по устройству в зоне индивидуальной жилой застройки контейнерных площадок ТКО по судебным решениям 2020-2021 г. (л.д. 22).
В соответствии с подп.24 п.1 ст.6 Устава муниципального образования «Копейский городской округ» к вопросам местного значения отнесена организация сбора, вывоза, утилизация и переработки бытовых и промышленных отходов.
Постановлением администрации КГО от 29.12.2020 года №2998п утверждены схемы и реестры существующих мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Копейского городского округа.
Согласно утвержденной схеме и реестру на территории Копейского городского округа в Центральной части г. Копейска закреплено место (площадка) накопления ТКО: № № <адрес>.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Копейска, установлено, что площадка накопления ТКО не имеет подъездного пути, твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Ранее, 13.06.2019 года по результатам проверки заместителем прокурора г. Копейска в адрес администрации КГО вынесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из ответа администрации КГО на представление заместителя прокурора г. Копейска следует, что в настоящее время администрацией формируется заявка в адрес Министерства экологии Челябинской области на приобретение контейнеров для накопления ТКО. После получения межбюджетных трансферов из областного бюджета планируется провести мероприятия по приобретению контейнеров и определению подрядной организации на выполнение работ по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ненадлежащее оборудование контейнерной площадки вблизи жилых домов влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
С учетом вышеприведенных норм, установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у администрации КГО, к полномочиям которой относится участие в организации мероприятий по охране окружающей среды на территории города, в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, обязанности привести в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства спорное место (площадку) накопления ТКО в срок до 01 июля 2023 года, что соответствует положениям статьи 207 ГПК РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы о том, что администрация создала специальный отраслевой орган – МУ «Городская служба заказчика», которому делегировала полномочия по организации соответствующего санитарного состояния территории округа, не являются основанием для отмены решения суда.
Учитывая положения Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Федерального закона "Об охране окружающей среды", создание и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО относится к вопросам местного значения, разрешение которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится муниципальное образование "Копейский городской округ". Выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации) не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей. Администрация, как уполномоченный орган местного самоуправления, обязана исполнять указанные выше обязанности в силу закона, кроме того, администрация, несмотря на делегирование части своих полномочий МУ «ГСЗ», является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем в отношении МУ «ГСЗ», непосредственно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, в соответствии с Уставом.
Поскольку спорная площадка по накоплению ТКО расположена на земельном участке указанного муниципального образования, то обязанность по её содержанию в надлежащем состоянии лежит на указанном муниципальном образовании.
Отсутствие финансовых средств на устранение допущенных нарушений закона, указанное в качестве одного из доводов апелляционной жалобы, не влияет на правильность выводов суда и законность постановленного судебного акта, поскольку исполнение возложенных на исполнительный орган местного самоуправления обязанностей не ставится законом в зависимость от финансовых возможностей публичного образования. Обязанность по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, согласно Реестру мест (площадок) накопления ТКО, возложена на заявителя законом. Отсутствие надлежащего финансирования не является основанием для её невыполнения. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
Доводы жалобы о том, что решение суда является неисполнимым, срок, установленный судом для исполнения решения, недостаточен, а ответчик не успеет в указанный срок произвести действия, предусмотренные решением, не влекут отмены принятого решения, поскольку в случае невозможности исполнить решение суда в срок, установленный судом, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда или продлении срока для исполнения решения суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы в целом повторяют позицию ответчика по делу, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о том, что судом допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Решение суда первой инстанции является верным, нормам материального права не противоречит и не может быть отменено по доводам апелляционной жалобы. Существенных процессуальных нарушений, в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Копейского городского суда Челябинской области от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Копейского городского округа Челябинской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
17 октября 2022 года