Дело № 2-3226/2022 УИД 23RS0002-01-2022-004410-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Сочи 28 июня 2022 года
Мотивированное решение изготовлено: 5 июля 2022 года.
Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи Федорова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО32
с участием представителя истца прокуратуры гор.Сочи – помощника прокурора гор.Сочи – ФИО33.,
представителей ответчика Васильева В.А. – ФИО34., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица администрации гор.Сочи – ФИО35.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора гор.Сочи в порядке ст.45 ГПК РФ к Васильеву Валерию Александровичу о признании отсутствующим права собственности, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор г. Сочи в интересах Российской Федерации обратился в Адлерский районный суд гор.Сочи к Васильеву В.А. с исковым заявлением о признании отсутствующим права собственности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402039:3578 частично располагается в пределах выдела <адрес>, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
Право собственности на спорный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за Васильевым В. В., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием первичной государственной регистрации права собственности ФИО36., ФИО37., ФИО38., ФИО39 ФИО40., ФИО41., ФИО42., ФИО43., ФИО44, ФИО45 ФИО46 ФИО48., ФИО47 ФИО49 ФИО50., ФИО51., ФИО52., ФИО53., ФИО54., ФИО55., ФИО56, ФИО57., ФИО58., ФИО59., ФИО60., ФИО61., на исходный земельный участок с кадастровым номером № послужило постановление администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ 3 27/1 «О разработке Адлерским казачьим кругом проекта индивидуальной жилой застройки в жилом микрорайоне «Блиново» (группа № 5) Адлерского района», а также решение Адлерского районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № о понуждении отдела регистрации прав на олимпийские объекты управления Росреестра по Краснодарскому краю произвести регистрацию права собственности на земельный участок.
Фактическое местоположение координат характерных границ исходного земельного участка не являлось предметом указанного судебного заседания. Первоначальный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402048:1068 подлежал постановке на кадастровый учет исключительно в пределах земель, находящихся в муниципальной собственности.
В последующем из земельного участка с кадастровым номером № в исходных границах образован земельный участок с кадастровым номером №.
Однако, спорный участок сформирован за счет земель Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
В кадастровом деле по межеванию земельного участка с кадастровым номером № согласование границ участка с МТУ Росимущества по Краснодарскому краю не имеется, что следует из содержащегося в кадастровом деле акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором отсутствует соответствующая отметка. При межевании земельного участка не учитывалась карта-план Веселовского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющая границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 7344 кв.м., категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, мкр. Блиново.
С учетом изложенного право собственности Васильева В.А. возникло на спорный земельный участок незаконно.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Васильева В. А. и иными лицами указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
Истец просит признать отсутствующим право собственности Васильева Валерия Александровича, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: <адрес>; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: <адрес>; указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: <адрес>; указать, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель истца в судебном заседании исковые требование поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик Васильев В.А., уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Ходатайств об отложении слушания дела или заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие не предоставила.
Представители истца Васильева В.А. – ФИО62. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк», надлежаще уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи в судебное заседание явился, исковые требования прокурора поддержал.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
На основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее – ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1 (далее – Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ, далее – ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 03.08.2018) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ, далее – ЗК РФ).
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ, далее – ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265.
В силу ст. 209 ГК РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с вышеназванной нормой Конституционным судом Российской Федерации в определении от 11.02.20221 № 186-О установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидно, сто земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несфомированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.05.2015 № 49-АПГ15-5.
В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 № 304-КГ14-9070.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктами1.1, 2, 5 инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 (далее – Инструкция по межеванию), предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ, согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствие представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемых и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверены доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты оформления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участком (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем – производителем работ. акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования по межеванию действуют в настоящее время.
Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч.ч. 2,4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241.
Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляется Российской Федерацией.
В силу п.п. 4, 5.8 п.п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Аналогичные положения предусматривались п.п. 4, 4.1, 4.1.2, 4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее – МТУ Росимущества).
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется ( ст. 208 ГК РФ).
Верховным судом указано, что при признании права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владения им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018 № 117-КГ 18-15, № 117-КГ 18-17 и др.).
Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № частично располагается в пределах выдела <адрес>, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
Право собственности на спорный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за Васильевым В. В., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием первичной государственной регистрации права собственности ФИО63., ФИО64., ФИО66ФИО65 ФИО67., ФИО68., ФИО69 ФИО70., ФИО71 ФИО72. ФИО73 ФИО74., ФИО75., ФИО76., ФИО77 ФИО78., ФИО79 ФИО80 ФИО81 ФИО82, ФИО83., ФИО84 ФИО85 ФИО86., ФИО87., ФИО88 на исходный земельный участок с кадастровым номером № послужило постановление администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ 3 27/1 «О разработке Адлерским казачьим кругом проекта индивидуальной жилой застройки в жилом микрорайоне «Блиново» (группа № 5) Адлерского района», а также решение Адлерского районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № о понуждении отдела регистрации прав на олимпийские объекты управления Росреестра по Краснодарскому краю произвести регистрацию права собственности на земельный участок.
Фактическое местоположение координат характерных границ исходного земельного участка не являлось предметом указанного судебного заседания. Первоначальный земельный участок с кадастровым номером № подлежал постановке на кадастровый учет исключительно в пределах земель, находящихся в муниципальной собственности.
В последующем из земельного участка с кадастровым номером № в исходных границах образован земельный участок с с кадастровым номером №.
Однако, спорный участок сформирован за счет земель Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № 33-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
В кадастровом деле по межеванию земельного участка с кадастровым номером № согласование границ участка с МТУ Росимущества по Краснодарскому краю не имеется, что следует из содержащегося в кадастровом деле акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором отсутствует соответствующая отметка. При межевании земельного участка не учитывалась карта-план Веселовского лесничества Сочинского национального парка по материалам лесоустройства 1997-1998 годов, определяющая границы федеральных земель (городских лесов) и их принадлежность к собственности Российской Федерации.
Таким образом, в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 7344 кв.м., категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: <адрес>.
С учетом изложенного право собственности Васильева В. В. возникло на спорный земельный участок незаконно.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Васильева В. А. и иными лицами указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
В связи с тем, что земли Сочинского национального парка в установленном законом порядке для коллективного садоводства не изымались, следовательно, право пользования земельным участком у Васильева В.В. не возникало, право на спорный земельный участок не может считаться действительным.
Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим, так как ответчик не является фактическим владельцем земельного участка с кадастровым номером №.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таком положении суд считает, что исковые требования и. о. прокурора г. Сочи в интересах Российской Федерации к Васильеву В. В. о признании отсутствующим права собственности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора гор.Сочи в порядке ст.45 ГПК РФ к Васильеву Валерию Александровичу о признании отсутствующим право собственности, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, – удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Васильева Валерия Александровича, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: <адрес>.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности Васильева Валерия Александровича на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенный по адресу: Краснодарский <адрес>.
Решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд г. Сочи.
Судья Е.Г. Федоров