Дело № 2-225/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Петровой Ю.В.
при секретаре – ФИО3
с участием:
представителя истца – ФИО4
ответчика – ФИО2
представителя ответчика – ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. <адрес> Республики Крым гражданское дело по иску <адрес> Республики Крым (далее – Администрация) к ФИО2 о взыскании материальной помощи на завершение строительства индивидуального жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании невозвращенной суммы материальной помощи на завершение строительства индивидуального жилого дома в размере <данные изъяты> рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией и ФИО2 было заключено Соглашения № по предоставлению и расходованию материальной помощи на завершение строительства жилого дома (далее – Соглашение №), предоставленную в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансферов» в рамках реализации Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «<адрес> – территория межнационального согласия» на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №. Администрация надлежащим образом выполнила свои обязательства по Соглашению № в установленные сроки и в полном объеме предоставила ФИО2 материальную помощь на завершение строительства индивидуального жилого дома в размере <данные изъяты> рубль, перечислив на расчетный счет ФИО2 указанную сумму ДД.ММ.ГГГГ.
Проведенной прокуратурой <адрес> Республики Крым проверкой на предмет соблюдения порядка расходования бюджетных средств, направленных на реализацию Государственной программы «<адрес> – территория межнационального согласия», было установлено, что предоставление материальной помощи ФИО2 является неправомерным и влечет бесспорное взыскание суммы средств, по тем основаниям, что ФИО2 согласно представленным документам является внуком реабилитированной ФИО7, а в соответствии с п. 4 Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № материальная помощь предоставляется лицам из числа армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов, признанным подвергшимся политическим репрессиям в виде насильственной депортации из Крыма по национальному признаку и подлежащим реабилитации, а также членам их семей (муж, жена, дети), ведущим строительство индивидуального жилого дома.
Во исполнение Представления прокуратуры <адрес> Республики Крым «Об устранении нарушений законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, бюджетного законодательства» от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией ДД.ММ.ГГГГ было направлено ФИО2 письмо за исх. № о возврате выделенной материальной помощи на завершение строительства индивидуального жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставил в Администрацию заявление об отсрочке возврата материальной помощи с приложением документов о материальном положении семьи и состоянии здоровья ребенка.
Указывая на положения ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления отсрочки возврата указанной категории выплаты, просит исковые требования удовлетворить.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования, заявленные к ее доверителю, не признала в полном объеме, просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, из которых следует, что в соответствии с п. 9 Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № проведение анализа соответствия предоставленных им документов и права получения спорных денежных средств закону, возложено на комиссию, следовательно, ответственность за принятое решение, а также последствия принятого решения лежит именно на указанной комиссии, а не на ее доверителе.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Администрацией заключено Соглашение № по предоставлению и расходованию материальной помощи на завершение строительства жилого дома, в соответствии с условиями которого, ФИО2 несет ответственность за неиспользование полученных средств, либо использование средств не по целевому назначению, которое определено как – завершение строительства жилого дома с созданием минимальных жилищных условий. Денежные средства были истрачены ФИО2 в полном объеме, приобретены строительные материалы, необходимые для завершения строительства жилого дома, а также Администрации предоставлен отчет о понесенных затратах.
Доводы истца о том, что в данной ситуации подлежат применению нормы БК РФ, считает необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 1 Кодекс не регулирует правоотношения, возникающие между администрацией муниципального образования и гражданином РФ. На основании ст. 306.8 БК РФ меры применяются к участникам бюджетного процесса регионального (муниципального) уровня, что также подтверждается Письмом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В том числе, считает необоснованным указание на требования ст. 1064 ГК РФ, поскольку в действиях ФИО2 отсутствует какое-либо противоправное поведение, ничего не противоречит нормам действующего законодательства, он не совершал, а, следовательно, если и есть вред, то причинно-следственная связь между действиями ФИО2 и фактом наступления вреда отсутствует.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы своего доверителя и также просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав пояснения представителя истца, ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются исковые требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания ст. 11 ГПК РФ следует, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных нормативно правовых актов органов государственной власти Российской Федерации.
При этом согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственному исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как по буквальному смыслу данной нормы, так и по смыслу, вытекающему из ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина», а также общепризнанными принципами и нормами международного права, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку.
Социальная защита относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
В целях осуществления гражданами права на социальное обеспечение меры социальной защиты могут устанавливаться указами Президента Российской Федерации в пределах его полномочий, предусмотренных статьей 80 Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин РФ несет равные обязанности на территории РФ.
В силу ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.
В соответствии с пунктами 6, 7.2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, относится, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Для реализации указанных целей Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Государственная программа Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «<адрес> - территория межнационального согласия» на 2015 - 2017 годы (далее – Государственная программа), а также Порядок использования средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на мероприятия по развитию социально-культурной сферы депортированных граждан, Порядок использования средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на мероприятия по обеспечению межнационального согласия в <адрес>.
В рамках указанной Государственной программы Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов», действующим на момент возникновения спорных правоотношений, утвержден соответствующий Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов (далее – Порядок) и муниципальному образованию <адрес> Республики Крым выделено 500 000 рублей.
Постановлением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о комиссии по оказанию материальной помощи на завершение строительства индивидуального жилого дома, которым утвержден состав, полномочия и порядок действия соответствующей Комиссии (далее – Комиссия) (л.д. 40 – 43).
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Комиссией ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выделении ФИО2 материальной помощи на завершение строительства индивидуального жилого дома в сумме <данные изъяты> рублей, для того, чтобы создать минимальные условия проживания, и семья могла заехать в дом, как гражданину из числа подвергшимся политическим репрессиям в виде насильственной депортации из Крыма по национальному признака народов (л.д. 26 – 38).
ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> Республики Крым и ФИО2 заключено Соглашение №, в соответствии с условиями которого, Администрация обязалась обеспечить ответчика денежными средствами, а ФИО2 обязался использовать денежные средства строго по целевому назначению, сообщить Администрации все сведения о ходе использования полученных денежных средств (л.д. 35).
Согласно платежному поручению № ДД.ММ.ГГГГ денежные средства были перечислены на расчетный счет ответчика (л.д. 7).
Представитель ответчика и ответчик ФИО2 в судебном заседании пояснили, что в соответствии с условиями Соглашения №, ФИО2 потратил денежные средства на цели, предусмотренные условиями Соглашения №, приобретены материалы, необходимые для завершения строительства жилого дома, о чем предоставлены соответствующие документы (л.д. 62 – 72).
Данные обстоятельства представителем истца в судебном заседании не оспаривались.
В ходе проведенной прокуратурой <адрес> Республики Крым проверки соблюдения порядка расходования бюджетных средств, направленных на реализацию Государственной программы «<адрес> – территория межнационального согласия», был выявлен ряд нарушений законодательства, допущенных <адрес> Республики Крым, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию направлено соответствующее представление «Об устранении нарушений законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, бюджетного законодательства», с требованием о принятии мер к их устранению (л.д. 25 – 26)
В частности, в том числе было установлено, что ответчик ФИО2 на основании представленных документов, является внуком реабилитированной Аблаевой Эмине, в связи с чем, права на получение материальной помощи не имеет.
Так в соответствии с п. 5 Порядка материальная помощь предоставляется на приобретение строительных материалов, изделий и оборудования, необходимых для завершения строительства индивидуального жилого дома в размере, указанном в пункте 10 настоящего Порядка.
При этом, согласно пункту 4 Порядка указанная материальная помощь предоставляется лицам из числа армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов, признанным подвергшимися политическим репрессиям в виде насильственной депортации из Крыма по национальному признаку и подлежащими реабилитации, а также членам их семей (муж, жена, дети), ведущим строительство индивидуального жилого дома (далее - застройщики).
Т.е. Порядком определен круг лиц, имеющих право на получение материальной помощи, а именно, муж, жена, дети.
Из представленных суду документов, подтверждающих родственные отношения ответчика с реабилитированной ФИО8, следует, что ФИО2 является внуком реабилитированной (л.д. 49 – 52).
Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что ответчик ФИО2 не имел право на получение материальной помощи на завершение строительства индивидуального жилого, представляемой в рамках Государственной программы.
Во исполнение представления прокуратуры <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлена письменная претензия о возврате денежных средств в размере <данные изъяты> рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением в Администрацию, в котором указал, что не имеет возможности вернуть выделенную материальную помощь, т.к. денежные средства были израсходованы на предусмотренные соглашением цели, а также просил предоставить отсрочку (л.д. 9).
В соответствии с п. 3 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный правомерными действиям, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Т.е. причинение вреда правомерными действиями по общему правилу не влечет ответственности. Такой вред подлежит возмещению лишь в предусмотренных законом случаях.
В судебном заседании установлено и усматривается из материалов дела, что ответчик ФИО2 не имел право на получение материальной помощи на завершение строительства индивидуального жилого, представляемой в рамках Государственной программы, и его действия как при ее получении, так и при ее расходовании являются правомерными. Предоставление и выплаты указанной материальной помощи были произведены Комиссией с нарушением установленного Порядка.
Распоряжением администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № виновное лицо за указанное нарушение привлечено к дисциплинарной ответственности (л.д. 39).
Так, согласно ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что выплаченная с нарушением условий предоставления материальная помощь подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Администрации подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей
Полный текст мотивированного решения суда в порядке ч. 2 ст. 193, ч. 2 ст. 199 ГПК РФ составлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 56, 61, 67, 98, 167, 173, 194 – 199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <адрес> Республики Крым удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу <адрес> Республики Крым материальную помощь в размере 188191 ( сто восемьдесят восемь тысяч сто девяносто один ) рубля на завершение строительства индивидуального жилого дома путем перечисления на расчетный счет: получатель: УФК по <адрес> Республики Крым л/с №), ИНН 9108009213, КПП 910801001, ОКТМО 35652401, р/с №, Банк получателя Отделение <адрес>, БИК 043510001.
Взыскать с ФИО2 в пользу государства государственную пошлину в размере 400 рублей
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья: Ю.В. Петрова