Решение по делу № 3а-1289/2020 от 22.06.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 августа 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Шуваркиной Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1289/2020 по административному исковому заявлению Мелетляна В.Р. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, нежилого здания и земельного участка равной рыночной стоимости,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Мелетлян В.Р. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последнего уточнения просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 19 июля 2012 года в размере 17 464 835,98 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 6 872 082 руб. по состоянию на 26 декабря 2015 года, нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 6 760 619 руб. по состоянию на 17 марта 2017 года, нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 6 266 141 руб. по состоянию на 31 октября 2019 года, нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 11 922 972 руб. по состоянию на 30 апреля 2014 года, нежилого здания с кадастровым номером № в размере 11 946 616 руб. по состоянию на 6 июня 2011 года, нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 6 023 250 руб. по состоянию на 12 декабря 2013 года, земельного участка с кадастровым номером № в размере 2 648 049 руб. по состоянию на 1 января 2013 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат названные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество и земельного налога.

В судебное заседание административный истец не явился, его представитель Вяльцева М.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованные лица - Администрация г.о. Самары, Администрация г.о. Новокуйбышевск не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, Мелетлян В.Р. является собственником следующих объектов недвижимости:

земельного участка с кадастровым номером № площадью 821 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 537,2 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого здания с кадастровым номером № площадью 568 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 566,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 283,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 273.4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 299,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>;

нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 698,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.

Кадастровая стоимость нежилых помещений и нежилого здания определена в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Самарской области в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 11 452 421, 76 руб. по состоянию на 12 декабря 2013 года, нежилого здания с кадастровым номером № в размере 21 853 628,36 руб. по состоянию на 6 июня 2011 года, нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 20 495 147,04 руб. по состоянию на 30 апреля 2014 года, нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 11 239 314,37 руб. по состоянию на 31 октября 2019 года, нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 12 226 185,54 руб. по состоянию на 17 марта 2017 года, нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 13 042 307,33 руб. по состоянию на 26 декабря 2015 года, нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 31 914 066,86 руб. по состоянию на 19 июля 2012 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области № 610 от 13 ноября 2013 года в размере 5 561 288,26 руб. по состоянию на 1 января 2013 года.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» № 28 от 30 июня 2015 года с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений, нежилого здания и земельного участка, 22 июня 2020 года административный истец обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №, №.

В обоснование заявленных требований административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости, выполненные 12 мая 2020 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Бюро оценочных технологий» об определении величин рыночной стоимости объектов недвижимости.

Отчетом об оценке № 2020.05-01/01 рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 19 июля 2012 года в размере 16 954 206 руб.

Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 17 марта 2017 года в размере 6 760 619 руб. ( отчет № №), нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 6 872 082 руб. по состоянию на 26 декабря 2015 года ( отчет № №), нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 6 266 141 руб. по состоянию на 31 октября 2019 года ( отчет № №), нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 11922 972 руб. по состоянию на 30 апреля 2014 года ( отчет № №), нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 6 023 250 руб. по состоянию на 12 декабря 2013 года ( отчет № №), нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 11 946 616 руб. по состоянию на 6 июня 2011 года ( отчет № №). Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 2 818 068 руб. по состоянию на 1 января 2013 года с учетом уточненного отчета №.

По ходатайству представителя административного истца определением суда от 17 июля 2020 года по делу назначена судебная экспертиза для определения величины рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, производство которой поручено индивидуальному предпринимателю Байгушевой А.В.

По результатам судебной экспертизы, проведённой 4 августа 2020 года, составлено экспертное заключение №, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 19 июня 2012 года в размере 17 464 835,98 руб.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Методика исследования, проведённого в рамках доходного и сравнительного подходов, расчёты и определение величины рыночной стоимости нежилого помещения соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, сомнений в компетентности и объективности эксперта у суда не имеется. Административный истец с выводами судебной экспертизы согласился и в соответствии с ее выводами уточнил исковые требования.

Проанализировав представленные доказательства, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере его рыночной стоимости, определённой экспертным заключением.

Рыночная стоимость остальных нежилых помещений, нежилого здания и земельного участка, определенная отчетами об оценке, определена на те же даты, что и их кадастровая стоимость, сторонами не оспаривалась, замечаний к отчетам об оценке не приведено, а потому рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, нежилого здания с кадастровым номером № подлежит установлению равной рыночной стоимости в размерах, определенных отчетами об оценке, а земельного участка с кадастровым номером № – в размере, определенном представленным административным истцом уточненный отчетом об оценке.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 22 июня 2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р» :

Требования Мелетляна В.Р. удовлетворить частично.

Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 698,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 19 июля 2012 года в размере 17 464 835,98 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 299,8 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 декабря 2015 года в размере 6 872 082 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 273,4 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 17 марта 2017 года в размере 6 760 619 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 283,8 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 31 октября 2019 года в размере 6 266 141 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 566,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 30 апреля 2014 года в размере 11 922 972 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 568,0 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 11 946 616 руб.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 537,2 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2013 года в размере 6 023 250 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 821,0 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 2 818 068 руб.

Датой обращения Мелетляна Р.В. считать 22 июня 2020 года.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ                             Рў.Рђ.Р РѕРґРёРЅР°

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2020 года.

3а-1289/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Мелетлян В.Р.
Управление Росреестра по Самарской области
Администрация г.о. Новокуйбышевск
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Администрация городского округа Самара
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
23.06.2020Регистрация административного искового заявления
23.06.2020Передача материалов судье
29.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2020Судебное заседание
25.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее