Решение по делу № 2-2446/2023 от 16.10.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2023 года                                                                  п. Шаховская

Волоколамский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Дзюбенко Н.В.,

при секретаре Базановой Е.И.,

с участием:

пом. прокурора Лотошинского района Московской области Громова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, в интересах Дяченко О. Л., Дяченко А. Н., несовершеннолетних Мусиновой П. С., Дяченко В. А., Дяченко Д. А., к Администрации городского округа Лотошино об обязании построить дорогу местного значения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Лотошинского района обратился суд в интересах многодетной семьи Дяченко О. Л., Дяченко А. Н., несовершеннолетних Мусиновой П. С., Дяченко В. А., Дяченко Д. А. к Администрации городского округа Лотошино, просит обязать ответчика в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда, построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающую подъезд к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой была проведена проверка по обращению Дяченко О.Л. о нарушении прав многодетных семей при предоставлении земельных участков в отсутствие дорожно-транспортной инфраструктуры. В ходе проведения проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 1417 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, заявителям и членам их семьи был предоставлен в собственность на основании постановления главы г.о. Лотошино от ДД.ММ.ГГГГ как многодетной семье. Вместе с тем, установлено, что проезд к вышеуказанному земельному участку не обеспечен, автомобильные дороги, имеющие твердое покрытие и позволяющие беспрепятственно проехать к земельному участку, отсутствуют, что лишает собственников земельного участка возможности реализовать свое право на строительство жилья, а также не обеспечивает безопасность дорожного движения и может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

В судебном заседании пом. Лотошинского прокурора Громов А.Ю. требования продержал.

Истцы Дяченко О.Л. и Дяченко А.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Представитель ответчика Администрации городского округа Лотошино в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Третьи лица Министерство экономики и финансов <адрес>, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес> в судебное заседание представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, возражений на иск не представили.

Рассмотрев заявленные требования, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании постановлением главы городского округа Лотошино от ДД.ММ.ГГГГ многодетной семье Дяченко О.Л., Дяченко А.Н., несовершеннолетним Мусиновой П.С., Дяченко В.А., Дяченко Д.А. был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером , площадью 1417 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

В ходе проведенной прокурорской проверки выявлены нарушения требований п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Проезд к вышеуказанному земельному участку до настоящее время не обеспечен, дорога, имеющая твердое покрытие отсутствует. Указанное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривлось.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском на земном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6.2 от 01.06.2011 Закона N 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» при предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а так же по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством РФ источников.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 09.11.2017 N2516-0 «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации), если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления)снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Таким образом, с учетом приведенных положений законодательства, обязанность по организации и обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления.

По смыслу приведенных выше положений закона принятие таких мер при решении вопросов местного значения является обязательным для соответствующего органа местного самоуправления и не может определяться исключительно его усмотрением.

В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти субъекта обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе Российской Федерации.

С момента предоставления многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства администрацией городского округа Лотошино не исполнена обязанность по обеспечению земельного участка транспортной инфраструктурой, в связи, с чем иск о возложении на администрацию городского округа Лотошино обязанность построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительного кодекса РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающую подъезд к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, предоставленному многодетной семье подлежит удовлетворению.

Определяя срок, в который ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, суд считает возможным установить срок в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес>, в интересах Дяченко О.Л., Дяченко А.Н., несовершеннолетних Мусиновой П.С., Дяченко В.А., Дяченко Д.А., к Администрации городского округа Лотошино об обязании построить дорогу местного значения - удовлетворить.

      Возложить на администрацию городского округа Лотошино обязанность построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающую подъезд к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, предоставленному многодетной семье Дяченко О.Л., Дяченко А.Н., несовершеннолетних Мусиновой П.С., Дяченко В.А., Дяченко Д.А., в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.

             Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Волоколамский городской суд.

Председательствующий

2-2446/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Дяченко Анатолий Николаевич
Дяченко Ольга Леонидовна
Прокурор Лотошинского района Московской области
Ответчики
Администрация г.о.Лотошино Московской области
Другие
Министерство экономики и финансов Московской области
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области
Суд
Волоколамский городской суд Московской области
Дело на странице суда
volokolamsk.mo.sudrf.ru
16.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2023Передача материалов судье
16.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2023Подготовка дела (собеседование)
03.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2024Дело оформлено
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее