Решение по делу № 33-2636/2022 от 15.08.2022

    Судья – Калганова С.В.                                                                         Дело № 2-1572/2022

                                                                                                            (суд первой инстанции)

                                                                                                        Дело № 33-2636/2022

                                                                                      (суд апелляционной инстанции)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 сентября 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи

судей

при секретаре

- Савиной О.В.,

- Балацкого Е.В., Исаева С.Н.,

- Матвеевой Д.Д.,

рассмотрев апелляционную жалобу Селезневой Ю.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 07.06.2022, по гражданскому делу по иску Селезневой Ю. Ю. к Департаменту образования и науки г. Севастополя, о понуждении включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечением жилым помещением, заслушав доклад судьи Савиной О.В.,

УСТАНОВИЛА:

Истец обратилась в суд с иском к Департаменту образования и науки                                   г. Севастополя, о понуждении включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечением жилым помещением.

В обоснование исковых требований указано, что Селезнева Ю.Ю., являясь лицом из числа детей-сирот, подала в Департамент образования и науки города Севастополя заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Распоряжением Департамента образования и науки города Севастополя от 15.12.2020 г. Селезневой Ю.Ю. отказано во включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виду достижения возраста более 23 лет и предоставления неполного пакета документов, а также в связи с отсутствием решение суда о восстановлении срока подачи заявления на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 07.06.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным выше решением, истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, полагает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд первой инстанции в вынесенном решении исходит из того, что до достижения 23-х летнего возраста истец не обращалась в органы опеки и попечительства <адрес> с просьбой о постановки на учет и включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечением жилым помещением, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, между тем, в ходе судебного заседания истцом пояснялось, что органы опеки <адрес> Селезневу Ю.Ю. не уведомляли о данном праве, а также не разъяснено это право и общеобразовательным учреждением школой - интернат <адрес>, т.е. тем самым истец был лишен своего права на обращение в установленные сроки. Кроме того, указывает, что ссылка суда на распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором установлено, что за истцом сохраняется жилое помещение по адресу: <адрес>, не может быть принята во внимание, поскольку данное жилье является комнатой в коммунальной квартире, в которой помимо истца также проживает мать Жигалюк О. М., лишенная родительских прав, с отчимом. Отчим является инвалидом 1 группы, а мать злоупотребляет спиртными напитками. Ордер на указанное жилье утерян, а договор социального найма на данное жилое помещение отсутствует.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Селезнева Ю.Ю. и ее представитель по устному ходатайству – Скребец Н.А. настаивали на удовлетворении доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – Шемятина М.А. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в декабре 2020 года, истец обратилась в Департамент образования и науки города Севастополя с заявлением о включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Севастополя.

Мать истца – Жигалюк О. М., согласно вступившего в законную силу решения Нахимовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении истца.

Согласно распоряжения Нахимовской районной государственной администрации г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ Жигалюк (Селезнева) Ю.Ю. передана в интернат <адрес>, за Жигалюк (Селезневой) Ю.Ю. сохраняется право на жилую площадь в <адрес>.

Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ Селезнёва Ю.Ю. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением Департамента образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РО истцу отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.

Оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжением Департамента образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РО Селезневой Ю.Ю. правомерно отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ввиду несвоевременного обращения с соответствующим заявлением для постановки на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения до достижения 23 лет, в связи с чем, отказал в удовлетворении иска в полном объеме.

Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность принятого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, с выводами суда первой инстанции, соглашается, полагая их соответствующими фактическим обстоятельствам, собранным по делу доказательствам.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу п. п. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Порядок формирования списка установлен постановлением Правительства Российской Федерации 04.04.2019 № 397 (далее - Порядок).

Согласно п. 3, 4 Порядка в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, включаются лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, на основании их заявления.

При этом согласно п. 6 Порядка в заявлении о включении в список указываются следующие сведения о детях-сиротах, лицах из числа детей-сирот, лицах, которые достигли возраста 23 лет, среди прочего указываются сведения о регистрации лица, подлежащего включению в список, по месту жительства и (или) месту пребывания на территории субъекта Российской Федерации, в котором формируется список (при наличии), а также сведения о месте проживания лица, подлежащего включению в список.

Анализируя вышеизложенные нормы, судебная коллегия указывает, что законодателем установлен исчерпывающий перечень лиц, являющихся субъектами Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а именно дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 г.), при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на признание решения незаконным, судебная коллегия полагает не заслуживающими внимания. Вопреки им, из обстоятельств дела следует, что по достижению 18 лет – в 2005 году истец в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями включена не была, с заявлением об этом в соответствующие органы она не обращалась. Причин, реально препятствующих истцу обратиться с заявлением о включении ее в указанный список для получения мер социальной гарантии в ходе судебного разбирательства судом установлено не было, истцом таких суду не приведено.

При этом, коллегия обращает внимание апеллянта на то, что им в спорный период времени реализовывались иные гражданские права, в связи с чем и это право им могло быть реализовано, при том, что факт отнесения истца к статусу детей, оставшихся без попечения родителей истцу был известен.

Таким образом, судебная коллегия, отклоняя доводы апелляционной жалобы и соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указывает, что федеральный законодатель предусмотрел возможность получения вышеперечисленных гарантий обеспечения жильем предусмотренных статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ, в установленном законом порядке, а именно необходимости лицу, претендующему на указанные гарантии, предпринять необходимые меры для постановки на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения до (после) достижения 23 лет, что в рассматриваемом деле истцом сделано не было, при этом коллегия судей отмечает, что доводы апеллянта о том, что со стороны органов опеки города Севастополя и общеобразовательного учреждения школы-интернат последнюю не уведомляли о своем праве на постановку на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, согласно норм действующего на тот период украинского законодательства, не могут иметь в настоящем деле правового значения, ввиду отсутствия подтверждения указанного.

Судебная коллегия полагает также необходимыми к отклонению доводы апелляционной жалобы относительно ссылки суда на распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором установлено, что за истцом сохраняется жилое помещение по адресу: <адрес>, тогда как ордер на указанное жилье утерян, а договор социального найма на данное жилое помещение отсутствует, и по указанному адресу проживают и иные лица, поскольку указанное не может относиться к рассматриваемому спору, поскольку сам по себе факт проживания в указанном помещении третьих лиц, равно как и отсутствие ордера на указанное жилье не свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для проживания в указанном жилье истцу, либо возможности заключения договора социального найма в отношении указанного помещения, при наличии вышеуказанного распоряжения районной государственной администрации                              <адрес>, более того, истцом, в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, не представлено в материалы дела надлежащих и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что проживание в вышеуказанном помещении признано невозможным.

Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 07.06.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано сторонами в течение трех месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы в суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

О.В. Савина

Е.В. Балацкий

                                С.Н. Исаев

33-2636/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Савина Ольга Владимировна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
15.08.2022Передача дела судье
19.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2022Передано в экспедицию
19.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее