Дело 2-1261/2024
УИД: 51RS0002-01-2024-001155-37
Решение в окончательной форме изготовлено 21 мая 2024 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2023 г. город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Пановой М.Г.,
при секретаре Видус О.Л.,
с участием:
представителя истца Ткачука А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства адрес*** к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства адрес*** (далее - Министерство) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «*** ремонтно-строительный сервис» (далее - ООО «МРС») о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что *** в адрес Министерства из Управления Росреестра по адрес*** поступили материалы относительно складирования отработанных автомобильных шин на придомовой территории адрес***. В результате осмотра специалистами Министерства на придомовой территории указанного дома вблизи фасада обнаружены отходы производства и потребления, размещенные на почве в качестве клумб и ограждений. Кроме того, подобные нарушения установлены в районе соседнего дома адрес***.
Обслуживающей организацией указанных многоквартирных домов является ООО «МРС».
*** Министерством в адрес ООО «МРС» направлено предостережение, которое было вручено ответчику *** и было оставлено ответчиком без внимания.
Претензия, направленная Министерством в адрес ООО «МРС» *** также оставлена последним без удовлетворения.
Истец просит суд возложить обязанность на ООО «МРС» в срок до *** принять меры по очистке придомовой территории адрес*** адрес*** от отработанных автомобильных покрышек и других отходов производства и потребления.
Определением, отраженным в протоколе судебного заседания от ***, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «УК «МРС».
Определением суда от *** произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «МРС» на надлежащего ответчика ООО «УК «***».
Представитель истца Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства адрес*** Ткачук А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика ООО «УК «***» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месту судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В связи с отсутствием сведений об уважительных причинах неявки ответчиков, отсутствием ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, с учетом того, что сторона истца не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии ответчиков в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица – Управления Первомайского административного округа адрес*** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», следует, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с пунктом 2.2.11.1 Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства адрес***, утвержденного постановлением Правительства адрес*** от 18 апреля 2013 г. №196-ПП, Министерство осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, которые в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» подлежит региональному государственному экологическому контролю (надзору).
Настоящий иск предъявлен в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу, что иск подан Министерством в пределах своих полномочий.
Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 3 которого предусмотрено, что деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под накопленным вредом окружающей среде понимается вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению, которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.
Объекты накопленного вреда окружающей среде - это территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. №242, шины пневматические автомобильные отработанные (код - 9 21 110 01 50 4), относятся к I-V классу опасности и входят в блок отходов «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - отходы производства и потребления, вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно положениям статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Также запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 75 Требований при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности, утвержденных приказом Минприроды России от 11 июня 2021 г. №399 накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно частьи 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части I статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (пункт 10 Правил).
В соответствии с пунктом 3.7.1. Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; а также проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Организация накопления отходов I - IV классов опасности и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, а также работы по содержанию придомовой территории входят в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.26 (2)), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. №290.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, управление многоквартирными домами адрес*** на основании договора управления многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «***» (ИНН №***).
*** в адрес Министерства из Управления Росреестра по адрес*** поступили материалы относительно складирования отработанных автомобильных шин на придомовой территории дома адрес***.
В результате осмотра специалистами Министерства на придомовой территории указанного дома вблизи фасада обнаружены отходы производства и потребления, размещенные на почве в качестве клумб и ограждений. Кроме того, подобные нарушения установлены в районе соседнего дома адрес***.
*** Министерством в адрес ООО «МРС» направлено предостережение, которое было вручено ответчику *** и было оставлено ответчиком без внимания.
Претензия, направленная Министерством в адрес ООО «МРС» *** также оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались в судебном заседании.
Факт неисполнения требований законодательства об охране окружающей среды нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, доказательств обратному ответчиком ООО «УК «***» в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Принимая во внимание установленный факт ненадлежащего исполнения ООО «УК «***» требований действующего законодательства в части ликвидации отходов производства и потребления, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В целях реального исполнения судебного акта, принимая во внимание объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд находит установленный истцом срок недостаточным и полагает возможным установить иной срок, в течение которого ответчику необходимо произвести действия, направленные на ликвидацию отходов производства и потребления, а именно в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что установленный срок является разумным и достаточным.
При этом суд учитывает, что доказательств невозможности проведения указанных в иске действий, в указанный срок ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства адрес*** к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***» (ИНН №***) обязанность в течение 15 (пятнадцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку придомовой территории домов адрес*** от отработанных автомобильных покрышек и других отходов производства и потребления.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***» (ИНН №*** в доход бюджета муниципального образования адрес*** государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.Г.Панова