Судья Володарец Н.М. |
Дело №33а-2200/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь |
13 марта 2017 года |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И.,
судей Тимошенко Е.Г.,
Павловского Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04.10.2016 г. по делу №2а-2402/2016 по административному иску ФИО1 у УФМС России по Республике Крым, Отделу УФМС России по Республике Крым в г.Евпатория, ликвидационной комиссии УФМС России по Республике Крым, Отделу по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории, МВД по Республике Крым о признании решений незаконными и понуждении устранить нарушения,
заслушав доклад судьи Краповой З.И.,
УСТАНОВИЛА:
Муллазянова (Заремба) Ю.В. обратилась в суд с административным иском о признании решений Отдела УФМС России по Республике Крым в г. Евпатория №659 от 16.11.2015 г. и №МС-005/2342 от 30.03.2016 г. незаконными, понуждении провести проверку и повторно рассмотреть вопрос о наличии либо отсутствии гражданства у Муллазяновой (Заремба) Ю.В.
Заявленные требования мотивированы тем, что решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.03.2015 г. установлен факт постоянного проживания Муллазяновой (Заремба) Ю.В. на территории города федерального значения Севастополь по состоянию на 18.03.2014 г. и на территории Республики Крым с июня 2014 года. С вышеуказанным решением истец обратился в Отдел УФМС России по Республике Крым в г. Евпатория с целью признания её гражданином Российской Федерации. В установленные сроки её заявление рассмотрено не было, а решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.03.2015 г. было обжаловано Отделом УФМС России по Республике Крым в г. Евпатория и апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 21.10.2015 г. данное решение было отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления Муллазяновой (Заремба) Ю.В. об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым, в связи с чем Заключением Отдела УФМС России по Республике Крым в г. Евпатория от 16.11.2015 г. Муллазяновой (Заремба) Ю.В. отказано в признании её гражданином Российской Федерации. При этом 17.12.2015 г. Президиум Верховного Суда Республики Крым отменил апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 21.10.2015 г. и оставил в силе решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.03.2015 г. в связи с чем Муллазянова (Заремба) Ю.В. вновь обратилась в Отдел УФМС России по Республике Крым в г. Евпатория с заявлением о признании её гражданином Российской Федерации, однако ответом от 30.03.2016 г. Отдел УФМС России по Республике Крым в г. Евпатория отказал в проведении проверки по определению наличия либо отсутствия у нее гражданства Российской Федерации, обосновав это тем, что повторное заявление по вопросам гражданства Российской Федерации принимается к рассмотрению не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения. С указанными заключениями истец не согласен, что и стало основанием для обращения в суд с данным иском.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04.10.2016 г. административный иск Муллазяновой (Заремба) Ю.В. удовлетворен частично; заключение Отдела УФМС России по Республике Крым в г. Евпатория от 16.11.2015г. признано незаконным; на ОМВД России по г. Евпатории возложена обязанность рассмотреть заявление Муллазяновой (Заремба) Ю.В. о признании её гражданином Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Не согласившись с указанным решением, Отдел по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04.10.2016 г. и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Муллазяновой (Заремба) Ю.В. отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обжалуемое заключение от 16.11.2015 г. было вынесено Отделом УФМС по Республике Крым в г. Евпатория на основании апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 21.10.2015 г., согласно которого Муллазянова (Заремба) Ю.В. не была признана гражданкой Российской Федерации, при этом постановление Президиума Верховного Суда Республики Крым было вынесено только 17.12.2015 г., и из представленных Муллазяновой (Заремба) Ю.В. документов не следовало, что она постоянно проживала на территории Республики Крым по состоянию на 18.03.2014г.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции 13.03.2017 г. явку представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральным законом от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.
Между Российской Федерацией и Республикой Крым 18.03.2014 г. подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, согласно статье 5 которого установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Аналогичные нормы закреплены в ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которой установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Согласно ст. 10 указанного Федерального закона документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.
В соответствии с п.п. 14, 14.1 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 19 марта 2008 года №64, основным исполнителем административных процедур являются территориальные органы. При осуществлении полномочий при реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации территориальные органы, в том числе, проводят проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации с последующим уведомлением (извещением) заявителя (инициатора) о вынесенном заключении о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации.
Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. №1325, предусмотрено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Указанная проверка осуществляется, в том числе, по заявлению лица, составленному в произвольной форме. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
Согласно п. 52 вышеуказанного Положения, после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Из материалов дела следует, что решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.03.2015 г. по делу №2-282/2015 по заявлению Муллазяновой (Заремба) Ю.В. об установлении факта постоянного проживания на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, заявление Муллазяновой (Заремба) Ю.В. удовлетворено. Установлен факт постоянного проживания Муллазяновой (Заремба) Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на территории города Севастополь с января 2014 года по июнь 2014 года, в том числе по состоянию на 18.03.2014 г., и на территории Республики Крым с июня 2014 года по настоящее время (л.д. 6-8).
30.04.2015 г. в Отдел УФМС России по Республике Крым в г. Евпатории поступило заявление Муллазяновой (Заремба) Ю.В. об определении наличия либо отсутствия у нее гражданства Российской Федерации, с приложением, в том числе, копии решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.03.2015 г. по делу №2-282/2015.
Приложенное решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.03.2015 г. было обжаловано УФМС России по Республике Крым в Верховный Суд Республики Крым и апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 21.10.2015 г. решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.03.2015 г. отменено и принято новое решение, котором отказано в удовлетворении заявления Муллазяновой (Заремба) Ю.В. об установлении факта постоянного проживания на территории Республике Крым в полном объеме.
С учетом данного апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 21.10.2015 г., приняв во внимание, что Муллазянова (Заремба) Ю.В. не зарегистрирована по месту жительства на территории города Севастополь, ОУФМС России по Республике Крым в г. Евпатории 16.11.2015 г. вынесено Заключение, согласно которому Муллазянова (Заремба) Ю.В. гражданкой Российской Федерации не признана (л.д. 148-149).
Вместе с тем постановлением президиума Верховного Суда Республики Крым от 17.12.2015 г. отменено апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 21.10.2015 г. и оставлено в силе решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.03.2015 г. (л.д. 11-13), в связи с чем Муллазянова (Заремба) Ю.В. вновь обратилась в Отдел УФМС России по Республике Крым в г.Евпатория с заявлением о признании её гражданином Российской Федерации, однако, согласно ответу ОУФМС Росси по Республике Крым и г. Севастополю в г.Евпатория №МС-005/2342 от 30.03.2016 г., Муллазяновой (Заремба) Ю.В. отказано в проведении проверки по определению наличия либо отсутствия у нее гражданства Российской Федерации, на основании того, что повторное заявление по вопросам гражданства Российской Федерации принимается к рассмотрению не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично административный иск Муллазяновой (Заремба) Ю.В., признавая заключение отдела УФМС России по Республике Крым в г. Евпатории от 16.11.2015 г. по рассмотрению заявления Муллазяновой (Заремба) Ю.В. незаконным, и возлагая обязанность на ОМВД России по г. Евпатории (Отдел по вопросам миграции) рассмотреть заявление Муллазяновой (Заремба) Ю.В. о признании её гражданином Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерации Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», исходил из того, что факт её постоянного проживания по состоянию на 18.03.2014 г. на территории города федерального значения Севастополя подтверждается вступившим в законную силу решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.03.2015 г., а доказательств обратного административными ответчиками суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Так, принимая обжалуемое заключение от 16.11.2015 г., согласно которому Муллазянова (Заремба) Ю.В. гражданкой Российской Федерации не признана, ОУФМС России по Республике Крым в г. Евпатории исходил из того, что Муллазянова (Заремба) Ю.В. не проживала постоянно на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя по состоянию на 18.03.2014 г., поскольку она не зарегистрирована по месту жительства на территории города Севастополь, вместе с тем, согласно п. 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2016 г. №18-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в связи с жалобой А.Г. Оленева» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом Российской Федерации введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая статьи 3); такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй статьи 2). Согласно части второй его статьи 3 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; при этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства (Постановление от 24 ноября 1995 года N 14-П); при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Определение от 6 октября 2008 года N 619-О-П). С учетом того, что регулирующий отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» признает проживанием, в том числе постоянным, проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами (статьи 3, 6, 14 и др.), нахождение лица на территории Российской Федерации, в том числе постоянное проживание, с нарушением законодательно установленных условий и ограничений, хотя и может влечь законодательно же установленные неблагоприятные последствия, само по себе не свидетельствует о незаконности его нахождения на территории Российской Федерации.
Соответственно, постоянное проживание лица на территории Российской Федерации как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, включая право на приобретение гражданства на основании федерального закона, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания, которое не всегда является помещением, отвечающим требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям. Применительно к отношениям, регулируемым частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», - в силу особенностей его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц - факт постоянного проживания, не подтвержденного регистрацией, в том числе с точки зрения отграничения такового от фактического пребывания, должен устанавливаться на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на соответствующую дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.
С учетом изложенного, отсутствие регистрации месту по месту жительства или месту фактического постоянного проживания, не может служить безусловным основанием для отказа в признании лица гражданином Российской Федерации. ОУФМС России по Республике Крым в г. Евпатории необходимо было исследовать все представленные Муллазяновой (Заремба) Ю.В. доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания последней на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Кроме того, постановлением Президиума Верховного Суда Республики Крым от 17.12.2015 г. отменено апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 21.10.2015 г., и оставлено в силе решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.03.2015 г., которым установлен факт постоянного проживания Муллазяновой (Заремба) Ю.В. на территории города Севастополь по состоянию на 18.03.2014 г.
Тот факт, что данное постановление президиума Верховного Суда Республики Крым от 17.12.2015 г. было вынесено уже после принятия обжалуемого заключения от 16.11.2015 г., согласно которому Муллазянова (Заремба) Ю.В. гражданкой Российской Федерации не признана, не могло послужить основанием для непринятия судом первой инстанции указанного постановления президиума Верховного Суда Республики Крым от 17.12.2015 г. во внимание, поскольку это постановление имеет существенное значения для правильного разрешения дела по существу.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения повлияли на исход дела, привели к принятию ОУФМС России по Республике Крым в г. Евпатории необоснованного заключения, и без принятия во внимание постановления президиума Верховного Суда Республики Крым от 17.12.2015 г., которым были устранены допущенные нарушения, невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Муллазяновой (Заремба) Ю.В.
С учетом изложенного, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 04.10.2016 г. №18-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в связи с жалобой А.Г. Оленева» и постановление президиума Верховного Суда Республики Крым от 17.12.2015 г., которым оставлено в силе решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.03.2015 г. об установлении факта постоянного проживания Муллазяновой (Заремба) Ю.В. на территории города Севастополь по состоянию на 18.03.2014 г., обжалуемое заключение ОУФМС России по Республике Крым в г. Евпатория от 16.11.2015г., нельзя признать законным.
Поскольку заключение ОУФМС России по Республике Крым в г. Евпатория от 16.11.2015г. об отказе в признании Муллазяновой (Заремба) Ю.В. гражданином Российской Федерации является незаконным, суд первой инстанции также обоснованно возложил на ОМВД России по г. Евпатории обязанность рассмотреть заявление Муллазяновой (Заремба) Ю.В. о признании её гражданином Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора, и правильно применены нормы материального права при разрешении требования административного истца, в связи с чем решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04.10.2016 г. по делу №2а-2402/2016 является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04.10.2016 г. по делу №2а-2402/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории - без удовлетворения.
Председательствующий З.И. Курапова
Судьи Е.Г. Тимошенко
Е.Г. Павловский
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>