50RS0001-01-2024-006249-62
Дело № 2-7339/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2024г. | Московская область, г.Балашиха, ш.Энтузиастов, д. 39А |
Балашихинский городской суд в составе:
председательствующего судьи Бесединой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Веденеевой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству социального развития МО в лице Окружного управления социальной защиты населения №1, министру социального развития МО Кирюхину А.А., заместителю министра социального развития МО Шустрову А.В. о признании отказов незаконными, компенсации морального вреда,
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что она с 2016г. по 30.07.2022г. являлась получателем субсидии за ЖКУ, назначаемой Управлением жилищных субсидий Администрации по г\о Балашиха (решения от 08.02.2022, от 21.05.2021, от 05.07.2021 и др.). Решением Балашихинского городского суда Московской области от 30.09.2020 определен порядок оплаты коммунальных платежей между ФИО5 и ФИО12. по ? доле (2-3688/2020). Многочисленными решениями начальника управления социальной защиты от населения Мамонкина И.В. в назначении субсидии отказано, в связи с тем, что заявителем не приложены - договор (или его копия) найма жилого помещения; б) договор (или его копия) поднайма жилого помещения, в) соглашение между собственником жилого помещения и бывшим членом его семьи. Решением Балашихинского городского суда Московской области от 10.05.2023 по гражданскому делу №, оставленному без изменений апелляционным определением Московского областного суда от 04.10.2023, отказы Министерства в предоставлении субсидии по оплате коммунальных услуг признаны незаконными. Решениями Окружного управления социальной защиты населения № 1 по г.о Балашиха от 22.12.2023 и от 09.01.2024 назначена субсидия за период с 01.08.2022г. по 29.02.2024г. Решением Окружного управления социальной защиты от населения по г\о Балашиха от 28.03.2024 в назначении субсидии отказано, в связи с тем, что расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. В разъяснениях причин отказа в предоставлении Государственной услуги указано на превышение дохода за период с 01.08.2023 года по 31.01.2024 года. В случае снижения совокупного дохода, рекомендовано повторно подать заявление на предоставление субсидии через региональный портал предоставления государственных услуг uslugi.mosreg.ru. Решениями Окружного управления социальной защиты населения № 1 по г.о. Балашиха от 28.03.2024 и от 23.05.2024 в назначении субсидии отказано. 28.03.2024 и 25.04.2024 ФИО13. оформлены жалобы, в которых поставлен вопрос о предоставлении полного расчета дохода за период с 01.08.2023 по 29.02.2024 с указанием периодов и сумм, в него вошедших. Ответами министра и его заместителя от 24.04.2024 и от 24.05.2024 в предоставлении полного расчета субсидии, в том числе дохода ФИО7, включенного в совместный доход при расчет субсидии, отказано, с мотивировкой, что она не имеет права на указанную информацию без предъявления доверенности от своего супруга, ссылаясь на ФЗ «О персональных данных». Однако, ФИО14 оформляя обращения, дала свое согласие на обработку своих персональных данных, на направление затребованных сведений посредством электронной почты, чем взяла на себя все возможные риски, связанные с их передачей. Вместе с тем, указанные в письме от 24.04.2024 ответы (письма от 13.02.2024 № 20.24ТГ-206/07, от 13.02.2024 № 20.24ТГ-207/07, от 27.02.2024 № 20.24ТГ-278/07, от 27.02.2024 № 20.24ТГ-279/07), оформленные в форме заказной почтовой корреспонденции с целью недопущения разглашения персональных данных в адрес ФИО15. не поступали. Согласно свидетельству о браке VIII-МЮ 571711 от 29.11.2023, выданному органом ЗАГС Москвы № 43 Многофункциональный центр предоставления государственных услуг района Ломоносовский брак между ФИО17 и ФИО7 зарегистрирован 29.11.2023. Поскольку расчет субсидии по заявлению ФИО10 K.Л. осуществлялся с учетом дохода ФИО7, что послужило поводом для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, то оснований для отказа в его предоставлении не имелось. Кроме того, данный отказ препятствует ФИО1 оформлению искового заявления, проверке правильности расчета, с целью оспаривания решений об отказе в назначении субсидии. На личном приеме заместителя начальника Окружного управления №1 по г.о. Балашиха Киоса И.В. ФИО16. также было отказано в предоставлении сведений о помесячном расчете субсидии совокупного дохода супругов без предъявления соответствующей доверенности. Между тем, не учтено, что именно ФИО10 K.Л., а не ФИО7 было подано заявление о предоставлении государственной услуги, их доходы являются совместными доходами, в связи с чем предоставлять какую-либо доверенность для получения подробного расчета их совокупного дохода, положенного в основу отказа в предоставлении мер социальной поддержки, действующим законодательством не предусмотрено. Нарушения прав ФИО18. приобрело систематический и затяжной характер, в связи с чем нанесло ей тяжелые моральные травмы, указанное происходило и продолжает происходить в период временной нетрудоспособности, осложняя течение заболевания, нарушая сон, внося беспокойство, раздражительность, препятствуя в ознакомлении с расчетом, повлиявшим на отказ.
Истец просит суд признать незаконными отказы в предоставлении полного помесячного расчета совокупного дохода семьи для исчисления субсидии - отказы министра социального развития Московской области и его заместителя от 24.04.2024 и от 24.05.2024, обязать дать ответ по существу поставленных вопросов, включая совокупный помесячный расчет семьи за период с 01.08.2023 по 31.03.2024, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, вынести в адрес ответчика частное определение.
Истец ФИО19. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена.
Ответчики в судебное заседание не явились, представили письменные возражения на иск.
Суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 33 Конституции РФ, частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Согласно ч. 1 ст. 9, п. 4 ч. 1 ст. 10 и ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, по результатам которого дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со статьей 9, пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Частью 1 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Согласно статье 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 1); знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2); получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3).
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 28.03.2024 и 05.04.2024 ФИО21. обращалась в Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области по вопросу расчета доходов, положенных в основу отказов (по причине превышения дохода за период с 01.08.2023 года по 31.01.2024 года) в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обращении поставлен вопрос о предоставлении полного расчета дохода за период с 01.08.2023 по 31.01.2024 с указанием периодов и сумм, в него вошедших.
В ходе рассмотрения дела установлено, что между ФИО20. и ФИО7 29.11.2023г. зарегистрирован брак (свидетельство о браке № от 29.11.2023, выданному органом ЗАГС Москвы № 43 Многофункциональный центр предоставления государственных услуг района Ломоносовский).
Согласно доводам иска, ответами министра социального развития МО Кирюхина А.А., заместителя министра социального развития МО Шустрова А.В. от 24.04.2024 и от 24.05.2024 в предоставлении полного расчета субсидии, в том числе дохода ФИО7, включенного в совместный доход при расчет субсидии, отказано с мотивировкой, что ФИО1 не имеет права на указанную информацию без предъявления доверенности от своего супруга, согласно ФЗ «О персональных данных».
При этом, в материалы дела истцом представлен ответ заместителя министра социального развития Шустрова А.В. от 24.04.2024г.
Оспариваемый ответ министра социального развития Кирюхина А.А. от 24.05.2024г. суду не представлен.
ФИО1 ссылается на то, что оформляя обращения, она дала свое согласие на обработку своих персональных данных, на направление затребованных сведений посредством электронной почты, чем взяла на себя все возможные риски, связанные с их передачей. Указанные в письме от 24.04.2024 ответы (письма от 13.02.2024 № 20.24ТГ-206/07, от 13.02.2024 № 20.24ТГ-207/07, от 27.02.2024 № 20.24ТГ-278/07, от 27.02.2024 № 20.24ТГ-279/07), оформленные в форме заказной почтовой корреспонденции с целью недопущения разглашения персональных данных в адрес ФИО22. не поступали. Также не учтено, что именно ФИО23., а не ФИО7 было подано заявление о предоставлении государственной услуги, их доходы являются совместными доходами, в связи с чем предоставлять какую-либо доверенность для получения подробного расчета их совокупного дохода, положенного в основу отказа в предоставлении мер социальной поддержки, действующим законодательством не предусмотрено.
Из оспариваемого ответа от 24.04.2024г. заместителя министра социального развития Шустрова А.В., представленного в материалы дела, следует, что в нем не имеется ссылки на необходимость предъявления ФИО1 доверенности от своего супруга, согласно ФЗ «О персональных данных» для получения запрашиваемой информации.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила) и Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 857 от 30 декабря 2016 года «Об утверждении методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761» (далее - методические рекомендации).
Согласно п. 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно п. 32 Правил - совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии.
В соответствии с п. 34 правил, совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512.
Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи. В свою очередь, среднемесячный совокупный доход семьи получается путем суммирования среднемесячных доходов каждого члена семьи.
Из возражений ответчиков следует, что 11.04.2024 года ФИО1 подала заявление №Р001-9100303624-83689133 на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>.
К заявлению были приложены следующие документы: информация о сопоставлении платежа от 28.03.2024 года из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на сумму 1 000 рублей; информация о сопоставлении платежа от 28.03.2024 года из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на сумму 5 000 рублей; решение суда от 30.09.2020 года № 2-3688/2020; свидетельство о государственной регистрации права собственности серия №, выданное 18.06.2010 года.
В рамках межведомственного взаимодействия («Предоставление из ЕГР ЗАГС по запросу сведений о заключении брака 4.0.0») была получена информация о том, что заявитель, ФИО24, 29.11.2023 года заключила брак с ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающим по адресу: <адрес>.
При рассмотрении вышеуказанного заявления расчет размера субсидии производился по формуле согласно п. 23 Правил и учитывались доходы заявителя и ее супруга, ФИО7, за период с 01.09.2023 года по 29.02.2024 года (расчетный период).
07.05.2024 года ФИО1 подала заявление №Р№84406075 на предоставление субсидии по адресу: <адрес>.
К заявлению были приложены следующие документы: информация о сопоставлении платежа от ДД.ММ.ГГГГ из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства на сумму 5 000 рублей; решение суда от ДД.ММ.ГГГГ №; свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 50-АА №, выданное ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках межведомственного взаимодействия («Предоставление из ЕГР ЗАГС по запросу сведений о заключении брака 4.0.0») была получена информация о том, что заявитель, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающим по адресу: <адрес>, пр-кт. Ленинский, <адрес>. Информация о расторжении брака не поступила.
При рассмотрении вышеуказанного заявления расчет размера субсидии производился по формуле согласно п. 23 Правил и учитывались доходы заявителя и ее супруга, ФИО7, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением по вышеуказанным заявлениям были приняты решения об отказе в предоставлении субсидии ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с указанием причины отказа «Расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи»
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 года обращалась в Окружное управление социального развития № Министерства социального развития <адрес> (далее - Управление) (Вх. №.240Г- 270 от ДД.ММ.ГГГГ) с просьбой о предоставлении информации о суммах доходов, включенных в совокупный доход семьи, учтенных при расчете размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В данном обращении, так же в качестве контактной информации, была указана электронная почта 1999mk@rambler.ru.
Согласно требования ст. 19 п. 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ «О персональных данных» оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
В связи с тем, что передача информации, содержащей персональные данные, по электронной почте осуществляется по открытым каналам связи, имеющим выход за пределы контролируемой зоны, а так же во избежание несанкционированного разглашения персональных данных третьим лицам, Управлением по вышеуказанным обращениям была подготовлена запрашиваемая ФИО1 информация на бумажном носителе (письма №.24ТГ-206/07 от ДД.ММ.ГГГГ, №.24ТГ-207/07 от ДД.ММ.ГГГГ, №.24ТГ-278/07 от ДД.ММ.ГГГГ, №.24ТГ-279/07 от ДД.ММ.ГГГГ) и направлена посредством Почты России по адресу ее места жительства (согласно отметки регистрационных органов в паспорте РФ) и по адресу ее фактического места проживания, указанному в судебной корреспонденции.
Таким образом, Управлением была обеспечена защита информации, содержащей персональные данные, от несанкционированного получения ее третьими лицами.
В материалы дела ответчиком представлены реестры отправлений Почтой России в адрес истца вышеуказанных писем от 14.02.2024г. и 02.03.2024г.
Одновременно с этим на электронный адрес <данные изъяты>.ru, указанный в обращениях ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (Вх. №.240Г-143 от ДД.ММ.ГГГГ и Вх. №.240Г-270 от ДД.ММ.ГГГГ), Управлением направлены информационные письма 20.24ТГ-205/07 от ДД.ММ.ГГГГ и №.24ТГ-277/07 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что запрошенная информация направлена посредством Почты России по адресу ее места жительства (согласно отметки регистрационных органов в паспорте РФ) и по адресу ее фактического места проживания, указанному в судебной корреспонденции.
Также имеется решение Балашихинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-7225/2023 по иску ФИО1 к начальнику управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха ФИО6, Министерству социального развития МО о признании незаконным ответа, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по вопросу направления ответа на обращение посредством Почты России, в котором действие Управления по соблюдению законодательства в сфере защиты персональных данных признано правомерным.
При этом из ответов на обращение, данных заявителю, не усматривается отказа в предоставлении тех или иных сведений, а также отказа в даче ответа по существу поставленных в нем вопросов.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что обращение истца рассмотрено в установленные законом сроки, по существу поставленных вопросов ФИО1 были даны ответы, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований ФИО1 не имеется.
При этом несогласие истца с содержанием оспариваемого ответа не является основанием для признания ответа незаконным.
С учетом изложенного не имеется и оснований для компенсации морального вреда. Истцом не представлено доказательств физических и нравственных страданий, находящихся в причинно-следственной связи с действиями ответчиков.
При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о вынесении в адрес ответчиков частного определения.
В соответствии со ст.226 ГПК РФ, частное определение выносится при выявлении случаев нарушения законности. По настоящему делу таких случаев не установлено, в связи с чем оснований для вынесения частного определения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству социального развития МО в лице Окружного управления социальной защиты населения №, министру социального развития МО ФИО9, заместителю министра социального развития МО ФИО4 о признании незаконными отказов в предоставлении полного помесячного расчета совокупного дохода семьи для исчисления субсидии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, обязании дать ответ по существу поставленных вопросов, включая совокупный помесячный расчет семьи, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.А.Беседина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
__________________
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||||||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||||||
<данные изъяты>
|