Решение по делу № 2-6422/2024 от 06.11.2024

Дело №2-6422/2024

УИД 75RS0001-02-2024-009774-64

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    12 декабря 2024 года    г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Суходолиной В.И.

при секретаре Алексеевой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Читинского района Забайкальского края Ивановой Н.С., представителя ГУЗ «Читинская ЦРБ» Пуртовой Т.О., представителя Министерства финансов Забайкальского края Гудковой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Читинского района Забайкальского края в интересах Нефедова Андрея Петровича к Министерству здравоохранения Забайкальского края о взыскании затрат, понесенных на приобретение лекарственных препаратов,

установил:

прокурор Читинского района Забайкальского края обратился с настоящим иском в интересах Нефедова А.П., ссылаясь на результаты проведенной прокуратурой проверки. Нефедов А.П. является <данные изъяты> в связи с заболеванием: <данные изъяты>. Лекарственными препаратами Нефедов А.П. обеспечен не в полном объеме. В связи с чем Нефедов А.П. приобрел лекарственные средства за свой счет. Просит взыскать с Забайкальского края в лице Министерства здравоохранения Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Нефедова А.П. расходы на приобретение лекарственных препаратов на общую сумму 3528,61 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание Нефедов А.П., Министерство здравоохранения Забайкальского края не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора Читинского района Забайкальского края Иванову Н.С., поддержавшую заявленные требования, представителя ГУЗ «Читинская ЦРБ» Пуртовой Т.О., поддержавшую отзыв на исковое заявление, представителя Министерства финансов Забайкальского края Гудкову И.И., поддержавшую отзыв на исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года №2406-р, указан альфакальцидол.

Из материалов дела следует, что Нефедов А.П. является <данные изъяты> в связи с заболеванием: <данные изъяты>.

Нефедову А.П. назначены лекарственные препараты, в том числе альфакальцидол.

Лекарственным препаратом Нефедов А.П. обеспечен не в полном объеме, в связи с чем приобрел лекарственные средства за свой счет на общую сумму 3528,61 рублей 8 октября 2024 года.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункт 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации, организации обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, по заключению врачей.

В соответствии со статьей 2 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Право на получение бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении по основному заболеванию в рамках предоставления мер социальной поддержки имеют следующие категории граждан: граждане в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 2 части 1 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК).

Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом края, являются расходными обязательствами Забайкальского края (статья 5 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2017 года №319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах: охраны здоровья граждан.

Министерство в сфере охраны здоровья граждан организует оказание населению Забайкальского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству; организует оказание медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; осуществляет защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункты 12.3.2.-12.3.6).

Поскольку Министерство здравоохранения Забайкальского края не приняло мер по обеспечению Нефедова А.П. указанным медицинским препаратом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Нефедова А.П. затрат, понесенных на приобретение лекарственных препаратов, в размере 3528,61 рубль.

Оснований для взыскания денежных средств с Забайкальского края за счет казны Забайкальского края не имеется, так как Министерство здравоохранения самостоятельно осуществляет обеспечение граждан лекарственными препаратами.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 ГПК РФ).

Обозначенные лекарственные препараты с учетом имеющегося у материального истца заболевания жизненно необходимы для него.

Суд также принимает во внимание индивидуальные особенности материального истца, личность истца, а именно, его возраст, наличие заболевания, с которым связано нарушение прав, что вынудило его обратиться к прокурору за защитой нарушенных прав.

Также суд исходит из обстоятельств дела, а именно, длительности нарушения.

С учетом изложенного и принципов разумности и справедливости, подлежит взысканию с Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Нефедова А.П. компенсация морального вреда в размере 3000 рублей.

Оснований для установления срока исполнения решения суда в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу, как того просит истец, в соответствии со статьей 204 ГПК РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Забайкальского края (ОГРН ) в пользу Нефедова Андрея Петровича (паспорт ) затраты, понесенные на приобретение лекарственных препаратов, в размере 3528,61 рубль, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья                                В.И. Суходолина

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2024 года.

2-6422/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Нефедов Андрей Петрович
Прокуратура Читинского района Забайкальского края
Ответчики
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Другие
ГУЗ "Читинская центральная районная больница"
Министерство финансов Забайкальского края
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Дело на сайте суда
centr.cht.sudrf.ru
06.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2024Передача материалов судье
08.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2024Судебное заседание
20.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее