Решение по делу № 2а-4280/2020 от 22.09.2020

Дело № 2а-4280/2020

25RS0001-01-2020-006248-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2020 г.                  г.Владивосток Приморского края

Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Соколовой Л.В.,

при секретаре Бойко С.В.,

с участием представителя административного истца Подкорытова ФИО8

государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае Руренко ФИО9

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «ЧОА «Спрут» к Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании незаконными распоряжения о проведении внеплановой, документарной проверки и запроса о предоставлении документов,

у с т а н о в и л:

ООО «ЧОА «Спрут» обратилось в суд с административным иском, в обоснование требований указав, что административным истцом было получено распоряжение (Приказ) -ОБ/12-5871-И/75-125 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой, документарной проверки и запрос о предоставлении документов от ДД.ММ.ГГГГ. Общество не согласно с вынесенным распоряжением и запросом о предоставлении документов. Печень запрашиваемых документов является очень большим, состоящим из 23 пунктов. У ответчика отсутствуют основания как для проведения проверки, так и для запроса такого массива документов в рамках внеплановой проверки по заявлению работника, при том, что ответчиком не установлено, действительно ли лицо, подавшее обращение, является сотрудником общества, а также не указало, какие именно права работника нарушены.

В пункте 7 распоряжения трудовая инспекция указала, что предметом проверки является проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан. Вместе с тем, не указано, какие меры необходимо предпринять обществу для дальнейшего прекращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также не указано, какие именно действия общества и кому именно причиняют вред жизни и здоровью.

В пункте 9 распоряжения указано, что правовым основанием проведения проверки является пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля», согласно которому в 2020 году в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, которым является общество, проводятся только «внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры». Деятельность общества не создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан. Доказательства извещения Государственной инспекцией труда в <адрес> прокуратуры о проведении внеплановой выездной проверки отсутствуют.

Инспекция не убедилась в наличии трудовых отношений общества и работника, подавшего заявление. Данный гражданин никогда в обществе не работал. При наличии признаков индивидуального трудового спора в заявлении, инспекция обязана была уведомить работника о том, что ему необходимо обратиться в суд, так как законом трудовой инспекции запрещено рассматривать индивидуальные трудовые споры.

Общество полагает что, оспариваемыми документами трудовой инспекции нарушаются его права на выполнение законных и мотивированных распоряжений органов государственной власти, так как неисполнение оспариваемых документов может привести к неблагоприятным последствиям для общества в виде административного штрафа. Просит суд распоряжение (Приказ) -ОБ/12-5871-И/75-125 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой, документарной проверки и запрос о предоставлении документов -ЗП от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными и отменить.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 поддержал иск по доводам и основаниям в нем изложенным.

В судебном заседании государственный инспектор труда ФИО2 возражал против удовлетворения иска, представил письменные возражения, указал, что проверка проводилась в связи с обращением работника и нарушением его трудовых прав, была согласована с органами прокуратуры.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд полагает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспектора труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в частности, запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Согласно части 1 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 Положения о Федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2012 № 875, федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Из части 4 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральную инспекцию труда:

- обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством; о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Перечень оснований для проведения внеплановой проверки приведен в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, то есть при подготовке к проведению внеплановых проверок (как документарных, так и выездных), предусмотрено их обязательное согласование с органами прокуратуры.

Основаниями для проведения проверок установлены п. 1 (абз. а,б,в,г,д) Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №438, в частности проведение внеплановых проверок допускается только на основании информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Частью 4 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено правомочие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля направить в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ врио руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 издано Распоряжение -ОБ/12-5871- И/75-125 о проведении внеплановой документарной проверки ООО «ЧОА «Спрут» соблюдения требований трудового законодательства в указанной организации, в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ

Основанием для проведения внеплановой документарной проверки явилось поступившее в Государственную инспекцию труда в <адрес> обращение ФИО5 о том, что работодатель ООО «ЧОА «Спрут», где он работал охранником, не выплатило ему заработную плату за апрель 2020 года в размере 50 000 рублей.

Решением заместителя прокурора края ФИО4 согласовано проведение внеплановой документарной проверки ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения -ОБ/12-5871-И/75-125 о проведении внеплановой документарной проверки ООО «ЧОА «Спрут» Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2 направлен запрос о предоставлении следующих документов:

    Локальные нормативные акты (положение об оплате труда и премировании), правила внутреннего трудового распорядка, а также иные документы, устанавливающие систему оплаты труда. Документы, подтверждающие факт ознакомления работника с локальными нормативными актами. Коллективный договор.

    Должностная инструкция.

    Трудовые договоры работников, а также все дополнительные соглашения к ним.

    Документы начисления заработной платы, в том числе расчетные листки работников за период с ноября 2019 года по июль 2020 года.

    Документы, подтверждающие факт выплаты (перечисления) заработной платы работникам за период с ноября 2019 года по июль 2020 года.

    Табеля учета рабочего времени работников, за период с ноября 2019 года по июль 2020 года.

    Приказы, изданные в отношении работников, с ноября 2019 года по июль 2020 года и все основания к ним (в том числе о приёме и увольнении).

    Заявления работников за период с ноября 2019 года по июль 2020 года.

    График работы, сменности или другой документ устанавливающий режим рабочего времени работников за период с ноября 2019 года по июль 2020 года, а также документы, подтверждающие ознакомление с вышеуказанными документами.

    Штатное расписание за 2020 год.

    График отпусков на 2020 год.

    Книга учёта движения трудовых книжек и вкладышей в них (записи за период с ноября 2019 года по июль 2020 года).

    Журнал учёта входящей и (или) исходящей корреспонденции или иной документ, отражающий получение корреспонденции организацией и (или) её отправку (записи за период с ноября 2019 года по июль 2020 года).

    Журналы с отметками работников о прибытии и (или) убытии с места работы (дежурства и т.п.) за период с ноября 2019 года по июль 2020 года.

    Листы ознакомления работников с результатами специальной оценки условий труда.

    Журнал учёта первичного и повторного инструктажа на рабочем месте (журнал учёта инструктажа по требованиям безопасности).

    Записка расчёт при увольнении.

    Поименные списки, разработанные на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также видов работ в соответствии с перечнем факторов и перечнем работ на 2019, 2020 год.

    Утвержденный список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра в 2019, 2020 году.

    Календарный план проведения периодического медицинского осмотра. Документы, подтверждающие факт ознакомления работников с календарным планом, в том числе на 2019, 2020 год.

    Журнал вводного инструктажа и на рабочем месте.

    Титульный лист отчёта о проведении специальной оценки условий труда.

    Документ, подтверждающий ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки труда на рабочем месте.

Данный перечень документов, относящихся к предмету проверки, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, отражен в пункте 13 Распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки ООО «ЧОА «Спрут».

Изложенное свидетельствует, что в связи с обращением гражданина ФИО5 в Государственную инспекцию труда в <адрес> по поводу нарушения его трудовых прав было издано распоряжение о проведении проверки ООО «ЧОА «Спрут», согласованное с прокурором, на его основании были запрошены документы у юридического лица для проверки обстоятельств, изложенных в обращении гражданина.

Таким образом, довод административного истца о том, что у административного ответчика отсутствовали основания для запроса документов, перечисленных в пункте 13 Распоряжения, в рамках внеплановой документарной проверки, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Доводы административного истца о том, что деятельность общества не создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, суд отклоняет.

В обращении ФИО5 указывает, что ООО «ЧОА «Спрут» не выплатило ему заработную плату за апрель 2020 г.

Согласно пункту 91 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Федеральной службой по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан может быть обусловлено таким фактором, как невыплата работникам заработной платы, ее отдельных частей.

Следовательно, обращение вышеуказанного работника является законным основанием для проведения проверки, так как содержит информацию о невыплате заработной платы, что влечёт возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Довод иска о том, что проверка не была согласована с органами прокуратуры опровергается решением прокуратуры <адрес> о согласовании проведения внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЧОА «Спрут» по распоряжению на проведение проверки от ДД.ММ.ГГГГ -ОБ/12-5871- И/75-125.

Суд соглашается с позицией административного органа о том, что Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ и Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрено предоставление юридическому лицу наряду с распоряжением и запросом извещения о согласовании Государственной инспекцией труда с органами прокуратуры проведения как документарной, так и выездной внеплановой проверки, а также решения о согласовании проведения внеплановой документарной проверки, в связис чем Государственная инспекция труда не обязана была представлять ООО «ЧОА «Спрут» в качестве доказательства извещение либо решение о согласовании проверки с органами прокуратуры.

Довод иска о наличии индивидуального трудового спора, препятствующего Государственной инспекции труда проводить проверку не обоснован, поскольку вывод о наличии либо отсутствии такого спора может быть сделан только по результатам проведенной проверки.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, указывающих на то, что распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки ООО «ЧОА «Спрут», запроса о предоставлении документов не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают гарантированные федеральным законом права административного истца, в связи с чем административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «ЧОА «Спрут» к Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании незаконными распоряжения о проведении внеплановой, документарной проверки и запроса о предоставлении документов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 18 декабря 2020 г.

Судья                                                                          Л.В.Соколова

2а-4280/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "ЧОА"СПРУТ"
Ответчики
Государственная инспекция труда в Приморском крае
Другие
Подкорытов Дмитрий Леонидович
Суд
Ленинский районный суд г. Владивосток
Судья
Соколова Лариса Валентиновна
Дело на странице суда
leninsky.prm.sudrf.ru
22.09.2020Регистрация административного искового заявления
22.09.2020Передача материалов судье
25.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2020Подготовка дела (собеседование)
17.11.2020Подготовка дела (собеседование)
17.11.2020Рассмотрение дела начато с начала
07.12.2020Судебное заседание
07.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее