Решение по делу № 33-3415/2020 от 03.08.2020

                             КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Кулакова Н.В.                                                     Дело №2-159/2020

                                                                                                   № 33-3415/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2020 года                                                                     г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Королевой Н.С.,

судей                                 Харитоненко Н.О., Теплинской Т.В.

при секретаре                   Быстровой Н.С.

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации на решение Московского районного суда г. Калининграда от 02 июня 2020 года по гражданскому делу по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации к Асланову Тельман Мирза оглы ДД.ММ.ГГГГ, Аслановой Татьяны Евгеньевны ДД.ММ.ГГГГ, Асланову Михаилу Мирза оглы ДД.ММ.ГГГГ, Асланову Самиру Мирза оглы ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, за период с 01.11.2017 года по 28.02.2019 года, пени за период с 12.12.2017 года по 20.11.2019 года

Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации Радзинского С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражение Аслановой Т.Е. и ее представителя Смирновой Н.А., полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) обратилось в суд с иском к с Асланову М.Т.о., Аслановой Т.Е., Асланову М.М.о., Асланову С.М.о. о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате за пользование жилым помещением, содержание жилого помещения и коммунальные услуги за период с 01.11.2017 по 28.02.2019 года в размере 58 567,82 руб., пени в сумме 10 336,57 руб., указав, что Приказом Министерства Обороны РФ от 02.03.2017 года № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, основными целями которого определены предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.

29.09.2017 года заключен договор № 3-УЖФ/БФ-2 между взыскателем и МО РФ, являющимся собственником жилого помещения в многоквартирном доме , расположенном по адресу : <адрес>.

В соответствии с условиями договора управляющая компания выполняет работы и оказывает услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставляет коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам найма.

         Асланов М.Т.о. является нанимателем служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии № 105-ГП от 31.10.2012 года, Асланова Т.Е. является членом семьи нанимателя- супругой, Асланов М.М.о. и Асланов С.М.о. сыновьями.

          В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, условиями договора, ст. 67, 69 ЖК РФ, 678 ГК РФ наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

В нарушение требований действующего законодательства РФ обязанность по внесению платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги должниками не исполнена. На момент подачи настоящего заявления задолженность составляет 58 567,82 руб.

В адрес должников ежемесячно выставлялись квитанции на оплату предоставленных услуг. До настоящего времени требования по оплате долга ответчиками в добровольном порядке не исполнены.

Согласно расчету взыскателя пени за период с 12.12.2017 года по 20.09.2019 года составляют 10 336,57 руб.

Впоследствии ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ уточнило свои исковые требования с учетом внесенных ответчиками в счет погашения задолженности денежных средств, окончательно просило взыскать солидарно с Асланова М.Т.о., Аслановой Т.Е., Асланова М.М.о., Асланова С.М.о. в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ задолженность по оплате за пользование жилым помещением, содержание жилого помещения и коммунальные услуги за период с 01.11.2017 по 28.02.2019 года в размере 44 477,62 руб., сумму начисленных пеней за просрочки платежей в размере 11 337, 24 руб., а всего взыскать 55 814,86 руб.

Решением Московского районного суда г. Калининграда от 02 июня 2020 года исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации удовлетворены в части.

Постановлено взыскать солидарно с Асланова Тельман Мирза оглы ДД.ММ.ГГГГ, Аслановой Татьяны Евгеньевны ДД.ММ.ГГГГ, Асланова Михаила Мирза оглы ДД.ММ.ГГГГ, Асланова Самира Мирза оглы ДД.ММ.ГГГГ в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации задолженность по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за период с 01.11.2017 года по 28.02.2019 года, начисленную по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, в размере 16255,21 руб., пени за период с 12.12.2017 года по 20.11.2019 года в размере 2500 руб., а всего взыскать 18755,21 руб.

Взыскать с Асланова Тельман Мирза оглы, Аслановой Татьяны Евгеньевны, Асланова Михаила Мирза оглы, Асланова Самира Мирза оглы в доход местного бюджета госпошлину в размере 750,21 руб. в равных долях, то есть по 187,55 руб. с каждого.

В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Обороны Российской Федерации просит решение отменить и принять новое решение, об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая о том, что истцом при расчетах платежей за коммунальные услуги применяются пункты 50, 51 и абз. 1 пункта 42 Правил №354. При этом истиц полагает, что коммунальной квартирой следует считать все общежитие. Обращает внимание на то, что в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>, каждый этаж не является отдельным изолированным помещением, между этажами имеется внутреннее сообщение, проходы между этажами являются свободными для всех проживающих. Ссылается на п. 42 Правил №354, согласно которому размер платы определятся исходя из показаний прибора учета. Кроме того, судом были приняты расчеты, произведенные Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области Департамента жилищного контроля и надзора в части уменьшения начисленной за потребленную электроэнергию, тогда как расчеты в части увеличения начислений за водоснабжение и водоотведение не были приняты при вынесении решения, а у представителя истца отсутствовала возможность произвести проверку и подготовить контррасчет, либо заявить ходатайство об изменении исковых требований в связи с произведенными расчетами.

Асланов М.Т.о., Асланов М.М.о., Асланов С.М.о. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Учитывая положения части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ – с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассматривая дело, суд установил, что здание <адрес> находится в государственной собственности (Министерства Обороны РФ), закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, имеет статус общежития, расположено в военном городке.

    Комната общей площадью 29,1 кв.м. названного общежития предоставлена Асланову Т.М.о. с членами семьи – супругой Аслановой Т.Е., сыновьями Аслановым М.М.о. ДД.ММ.ГГГГ, Аслановым С.М.о ДД.ММ.ГГГГ для временного проживания, на основании договора найма жилого помещения в общежитии № 105-ГП от 31.10.2012 года, заключенного с Министерством обороны РФ.

     Асланов М.Т.о., Асланова Т.Е., Асланов С.М.о. зарегистрированы по указанному адресу с 13.11.2012 года, Асланов М.М.о.- с 17.10.2014 года по настоящее время.

29 сентября 2017 года между Министерством обороны РФ (заказчик) и ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства Обороны РФ (управляющая организация) заключен договор № 3-УЖФ/БФ-2 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ, по условиям которого Заказчик передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а управляющая организация по заданию заказчика, в соответствии с приложением к договору, принимает в управление жилищный фонд и обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.

Общежитие по адресу: <адрес> вошло в Перечень вышеуказанного жилищного фонда, согласно п.15 перечня.

Согласно акту приема-передачи объекта жилищного фонда от 31.10.2017 года, ООО «ГУЖФ» передало, а ФГБУ «ЦЖКУ» приняло на обслуживание общежитие, расположенное по адресу: <адрес> в гор. Калининграде.

Судом установлено, что ответчики, проживая в вышеуказанной комнате общежития, оплату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в период с 01.11.2017 года по 28.02.2019 года производили несвоевременно и не в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность.

Из материалов следует, что 21.05.2019 года мировым судьей 4го судебного участка Московского района гор. Калининграда вынесен судебный приказ о взыскании солидарно с Асланова Т.М.о., Аслановой Т.Е. Асланова М.М.о., Асланова С.М.о. в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» задолженности в указанном размере, который определением того же судьи от 25.06.2019 года был отменен.

Проверяя представленный истцом расчет задолженности по оплате электроснабжения и холодного водоснабжения, суд пришел к выводу о том, что такое начисление производится истцом в нарушение установленного законом порядка.

       Из материалов дела следует, что 15.02.2019 года Министерством регионального контроля (надзора) Калининградской области по обращению в декабре 2018 года Асланова Т.М.о. составлен акт, в котором отражено, что многоквартирный дом <адрес> оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии и холодного водоснабжения, общеквартирными и комнатными приборами учета не оборудован.

         Из представленного истцом расчета следует, что ФГБУ «ЦЖКУ» начисление платы за электроэнергию и холодное водоснабжение производило по формуле 7 приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, где объем (количество) потребленного за расчетный период в 1й коммунальной квартире коммунального ресурса определяется согласно показаниям общедомового прибора учета.

Между тем такой порядок законодательством не предусмотрен.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной, горячей воды, электроэнергии и газа, в отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, размер платы за вышеперечисленные услуги определяется в соответствии с формулой 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

При этом судом было установлено, что нарушений в размере выставляемой платы за содержание общего имущества и найма не имеется, расчет платы соответствует действующему законодательству.

15.02.2019 года в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» выставлено предписание о производстве в срок до 15.05.2019 года перерасчета платы за электроэнергию и холодное водоснабжение на индивидуальное потребление по <адрес> за период с января 2018 года по декабрь 2018 года.

С предписанием Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области ФГБУ «ЦЖКУ» не согласилось, направив ответ о том, что расчет за электроэнергию и холодное водоснабжение на индивидуальное потребление в Объекте (<адрес>) произведен в соответствии с п. 50,51 Постановления правительства от 06.05.2011 года № 354.

При этом, как следует из материалов дела, вышеназванное предписание ФГБУ «ЦЖКУ» в судебном порядке не оспаривало.

Между тем с порядком расчета задолженности за холодное водоснабжение и электроэнергию на индивидуальное потребление, по показаниям общедомового прибора учета, установленного на здании общежития, производимого истцом в соответствии с п. 50,51 Постановления правительства от 06.05.2011 года № 354, основано суд не согласился, поскольку данный расчет предусмотрен для коммунальных квартир, при наличии в них общеквартирного либо комнатных приборов учета.

Однако общежитие не оборудовано комнатными, либо общеквартирным прибором учета электроэнергии, установленным на каждом этаже общежития, в связи с чем расчет таковой должен был производиться по нормативу, в соответствии с формулой 7 (1) указанных Правил.

Так, пунктом 51 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, установлено, что расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.

Согласно п. 50 данных Правил, расчет платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой осуществляется в соответствии с формулами 7, 7(1), 8, 16,19,21 приложения 2 к настоящим правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду- в соответствии с формулами 25-27 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с п. 42 указанных Правил при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Судом принят во внимание расчет электроэнергии за период с 01.11.2017 года по 28.02.2019 года по нормативу потребления, составленный заместителем начальника отдела контроля по начислению платы департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля и надзора Калининградской области Ждановой С.А., привлеченной для участия в деле в качестве специалиста.

Судом установлено, что сумма задолженности Аслановых по оплате за электроэнергию на индивидуальное потребление и содержание общего имущества за период с 01.11.2017 года по 28.02.2019 года составляет 8412,661 руб., из которых 7647,507 руб. оплата электроэнергии на индивидуальное потребление, 765, 154 руб. – на содержание общего имущества.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что при расчетах платежей за коммунальные услуги истцом применятся пункты 50, 51 и абз. 1 пункта 42 Правил №354, судом установлено, что при расчете платы за электроэнергию истцом неверно определен объем (количество) потребленного за расчетный период в 1-ой коммунальной квартире коммунального ресурса, который должен определяться исходя из нормативов потребления коммунальной услуги в соответствии с формулами 4 и 5 приложения №2 к настоящим Правилам №354.

Кроме того, судом установлено, что плата услуг за холодное водоснабжение на индивидуальное потребление и на содержание общего имущества в период с 01.11.2017 года по 28.02.2019 года, также осуществлялась истцом по общедомовому прибору учета, а не по нормативу.

При этом согласно заключению специалиста начисления за холодное водоснабжение в период с ноября 2017 года по февраль 2019 год должно было быть выставлено в сумме 9911,10 руб., за водоотведение- 8015,6 рублей холодное водоснабжение и водоотведение на содержание общего имущества – в размере 118,713 руб. и 139,570 руб., соответственно.

Между тем, взыскивая с Аслановых сумму задолженности за холодное водоснабжение и водоотведение в размере 4 478,51 руб., суд исходил из того, что ФГБУ «ЦЖКУ» заявило о взыскании задолженности именно в такой сумме.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В абзаце втором п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.

В этой связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для выхода за пределы исковых требований и взыскании задолженности за холодное водоснабжение и водоотведение в большей сумме, чем заявлено в иске у суда не имелось.

Проверяя доводы ответчиков о том, что имеются основания для перерасчета платы за электроэнергию и холодное водоснабжение в связи с не проживанием в спорном жилом помещении Асланова М.М.о., суд с ними обоснованно не согласился, поскольку Аслановым М.М.о. не представлено бесспорных доказательств несения бремя оплаты коммунальных услуг по адресу фактического проживания в арендованном жилье.

Кроме того, судом отклонены доводы ответчиков о ненадлежащим оказании ФГБУ «ЦЖКУ» услуг по содержанию и обслуживанию общежития, расположенного по <адрес>, поскольку доказательств тому ответчиками не представлено и судом не добыто.

Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было.

        Учитывая изложенное, судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Московского районного суда г. Калининграда от 02 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-3415/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ФБГУ Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ
Ответчики
Асланова Татьяна Евгеньевна
Асланов Мирза Тельман оглы
Асланов Михаил Мирза оглы
Асланов Самир Мирза оглы
Другие
Министерство Обороны РФ
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений "МО РФ
Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области Департамент жилищного контроля и надзора
Смирнова Наталья Александровна
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Королева Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
06.08.2020Передача дела судье
26.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020Передано в экспедицию
26.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее