Решение по делу № 8Г-4813/2019 [88-1634/2020 - (88-3283/2019)] от 11.12.2019

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                          № 88-1634/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                  4 февраля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Шефер И.А. и Кожевниковой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Т.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о досрочном назначении пенсии по старости и об обязании назначить пенсию

по кассационной жалобе Б.Т.А. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 ноября 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда 26 сентября 2019 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Б.Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о досрочном назначении пенсии по старости и об обязании назначить пенсию.

В обоснование заявленных требований Б.Т.А. указала на то, что 4 февраля 2014 г. она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.

14 февраля 2014 г. ей было отказано в досрочном назначении пенсии по старости (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), мотивируя тем, что она работала в Орджоникидзевском управлении коммунальных котельных и тепловых сетей производственного объединения «Южкузбассуголь» с 10 сентября 1997 г. по 31 марта 1999 г. в качестве машиниста топливоподачи <адрес>. Согласно Спискам производств, работ, профессий и должностей, Орджоникидзевское управление коммунальных котельных и тепловых сетей производственного объединения «Южкузбассуголь» (впоследствии <адрес>) не относится ни к электростанциям, ни к паросиловому хозяйству и согласно сведениям индивидуального учета, данный период работы был представлен страхователем на общем основании.

Просила решение комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области от 14 февраля 2014 г. признать незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новокузнецке включить период работы с 10 сентября 1997 г. по 31 марта 1999 г. в качестве машиниста топливоподачи 3 разряда на Зыряновской котельной в специальный стаж; взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке недополученную пенсию в период с 14 февраля 2014 г. по 13 февраля 2015 г. в размере 117 681,60 руб.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 ноября 2018 г. в удовлетворении исковых требований Б.Т.А. отказано в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 сентября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Б.Т.А. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22 ноября 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 сентября 2019 г., которыми ей отказано в удовлетворении исковых требований, как незаконных.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку не имеются основания для отмены кассационным судом общей юрисдикции обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, 4 февраля 2014 г. Б.Т.А. обратилась в УПФР в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением УПФР в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка от 14 февраля 2014 г. Б.Т.А. отказано в установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Разрешая спор и отказывая Б.Т.А. в удовлетворении исковых требований в части включения спорных периодов ее работы с 10 сентября 1997 г. по 31 марта 1999 г. в качестве машиниста топливоподачи <адрес> в специальный стаж, суд первой инстанции исходил из того, что определить тождество профессии истца с профессией, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, не представляется возможным, а истцом не представлено и в архивах не имеется ни <адрес>, ни положения о режиме и характере работы ее работников, ни табелей учета рабочего времени работников котельной.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г.Новокузнецка Кемеровской области от 14 февраля 2014 г. незаконным и, соответственно, возложении обязанности на Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке включить период работы с 10 сентября 1997 г. по 31 марта 1999 г. в качестве машиниста топливоподачи <адрес> в специальный стаж; взыскании с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке недополученной пенсии в период с 14 февраля 2014 г. по 13 февраля 2015 г. в размере 117 681,60 руб.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены решений судов первой и апелляционной инстанций.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Разделом XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 от 26 января 1991 г. № 10 подразделом «а» «Рабочие» предусмотрена должность «машинист топливоподачи». В соответствии с разъяснениями от 25 февраля 1994 г. № 3 «О порядке применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, и дополнений к этим спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 г. № 591, по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать машинистам топливоподачи при условии применения твердого топлива.

На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации № 5 от 22 мая 1996 г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьей 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29, а также Правилами исчисления периодов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г. право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) трудовой книжкой, другими документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из разъяснений, изложенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») (аналогичное правило предусмотрено в пункте 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011г. № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

Согласно абзацу 2 и 3 пункта 3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно протоколу заседания Комиссии УПФР в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка от 14 февраля 2014 г. , Б.Т.А. имеет специальный стаж работы 8 лет 5 месяцев 12 дней.

Ответчиком не был учтен в специальный стаж по Списку № 2 период работы Б.Т.А. с 10 сентября 1997 г. по 3 марта 1999 г. в качестве машиниста топливоподачи <данные изъяты>

Из трудовой книжки истца и архивных справок усматривается, что Б.Т.А. в период с 10 сентября 1997 г. по 31 марта 1999 г. работала машинистом топливоподачи 3 разряда на Зыряновской котельной в Муниципальном унитарном предприятии жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

При этом должность машиниста топливоподачи предусмотрена Списком №2 производств, работ, профессий и должностей, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 в разделе XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» под кодом 2140000а-14261. Однако судами установлено, что муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства не относится к электростанциям и энергопоездам, поскольку в ходе рассмотрения дела не подтверждено доказательствами, что данное предприятие относится к предприятиям паросилового хозяйства.

Более того, суды, оценивая доказательства, установили, что из документов, на которых истец основывает свои требования, а именно из архивных справок, приказа от 8 сентября 1997 г. , личных карточек, должностных инструкций для машинистов топливоподачи производственных инструкций машиниста топливоподачи не следует, что муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства относилось к предприятиям паросилового хозяйства. Также суды установили, что данные документы не подтверждают полную занятость истца и тяжелый характер его работы в указываемый им период.

Кроме того, из материалов пенсионного дела истца следует, что согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, период работы в <адрес> с 1 января 1998 г. по 30 марта 1999 г. представлен страхователем на общем основании.

Из материалов дела следует, что Б.Т.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 25 ноября1998 г.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суды, давая оценку представленным архивной справке, трудовой книжке, выписке из лицевого счета застрахованного лица, личной карточке работника, должностной и производственной инструкциям для машинистов топливоподачи и др., установили, что из них не усматривается выполнение Б.Т.А. работ, предусмотренных Списком № 2 от 26 января 1991 г. №10, в течение полного рабочего дня в период с 10 сентября 1997 г. по 31 марта 1999 г.

Оснований не соглашаться с данными выводами у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам на основании исследования доказательств, в их совокупности и взаимосвязи, дав им оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права при установленных судами обстоятельствах дела судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.

    Доводы кассационной жалобы, в том числе со ссылкой на отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета о льготном характере работы и неисполнение работодателем обязанности по предоставлению в пенсионный орган сведений и документов, подтверждающих специальный стаж, фактически направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.

    Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

    Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.

С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 22 ноября 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 сентября 2019 г.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационный суд общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 22 ноября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Б.Т.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-4813/2019 [88-1634/2020 - (88-3283/2019)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Борисова Татьяна Анатольевна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новокузнецке (межрайонное)
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Шефер И.А.- Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
04.02.2020Судебное заседание
04.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее