Судья: Соловьев С.А. Дело № 33-15597/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 октября 2015 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе
председательствующего судьи Шикуля Е.В.
судей Утемишевой А.Р., Романова П.Г.
при секретаре Магакьян Е.М.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Утемишевой А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 09 июля 2015 года,
установила:
Белокалитвинский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Белокалитвинского района Ростовской области, МБОУ ... об обязании оборудовать объект социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения.
В обоснование требований указал, что во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области Белокалитвинской городской прокуратурой проведена проверка деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ..., расположенного по адресу: ..., ... (...), на предмет соблюдения социальных прав детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, по результатам которой выявлены ряд нарушений «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
Так, вход в здание МБОУ ..., имеющий ступени, не оборудован пандусами или иными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в здание школы, что нарушает их права и законные интересы.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования «Белокалитвинский район» обеспечить финансирование работ по обустройству входа в здание МБОУ ..., расположенного по адресу: ... приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а именно пандусом и поручнями, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МБОУ ... оборудовать вход в здание школы, расположенной по адресу: ..., приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а именно пандусом и поручнями, в течение 3-х месяцев со дня финансирования администрацией муниципального образования «Белокалитвинский район».
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 09 июля 2015 года исковые требования Белокалитвинского городского прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация Белокалитвинского района Ростовской области просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
По мнению апеллянта, суд необоснованно возложил обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в МБОУ СОШ ... на Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области. Так же указывает, что круг лиц, в чьих интересах прокурор подал иск определен и конкретизирован, в связи с чем судом, принявшим и рассмотревшим иск в интересах неопределенного круга лиц, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Обращает внимание на отсутствие финансирования на цели, указанные в исковых требованиях. Указывает, что срок, установленный судом для выполнения работ по установлению пандуса, является неразумным. Кроме того, указывает, что исковое заявление не содержит указаний о конкретном перечне и видах работ, которые должны быть выполнены.
В возражении на апелляционную жалобу прокуратура Белокалитвинского района Ростовской области просит решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 09 июля 2015 года оставить без изменения.
В судебное заседание апелляционной инстанции МБОУ СОШ №10, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своих представителей в суд не направило. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, с учетом положений ст.ст.167, 327 ГПК Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, выслушав в судебном заседании прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Горбатько И.А., представителя Администрации Белокалитвинского района Ростовской области – Лукьянова С.Ю., проверив решение на предмет законности и обоснованности по правилам, установленным в ст.327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания и помещения образовательных учреждений.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Статья 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также положения СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011г. № 605, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.
Судом при разрешении спора установлено и подтверждается материалами дела, что вход в здание МБОУ ... не отвечает требованиям доступности объектов инфраструктуры для детей-инвалидов и маломобильных групп населения, а именно, не оборудован пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников (в том числе, детей-инвалидов).
Правильно применив положения статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положения Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьи 6 и 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", требования СНиП 35-01-2001, суд пришел к обоснованному выводу о наличие у ответчиков обязанности обеспечить необходимый уровень доступности помещения общеобразовательного учреждения для всех категорий маломобильных групп населения, которая выражается в оборудовании входа пандусом, а при необходимости - подъемной платформой, лифтом или другим приспособлением. Неисполнение этой обязанности нарушило права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц и явилось основанием для обращения прокурора с иском в суд (статья 45 ГПК Российской Федерации).
Таким образом, выводы суда о возложении на Администрацию Белокалитвинского района и МБОУ ... обязанности обеспечить доступность помещения МБОУ ... для маломобильных групп населения являются законными и обоснованными.
Данные выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Отсутствие на входе в здание пандуса с поручнем свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, соответственно, это нарушение подлежит устранению, что прямо следует из норм закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц, в то время как круг лиц определен, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку прокурор действовал в рамках предоставленных ему во взаимосвязи с частью первой статьи 45 ГПК Российской Федерации, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий в целях предупреждения нарушения прав как детей-инвалидов, обучающихся в указанной школе, так и граждан маломобильных групп населения, которые могут поступить на обучение или посетить данное образовательное учреждение.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансовой возможности установить приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в здание МБОУ ... подлежит отклонению, поскольку отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения ответчиков от обязанности, установленной Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Остальные доводы, изложенные в жалобе являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получив надлежащую оценку в решении суда, оснований усомниться в которой у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на иное толкование норм материального и процессуального права, которое правильным не является. Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации для отмены решения суда по данному делу, рассмотренному в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь 328, ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 09 июля 2015 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Белокалитвинского района Ростовской области, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи