Дело №2-492/2023
УИД 02RS0009-01-2023-000528-40
Номер строки статистического отчета 2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 июля 2023 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Поповой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чемальского района Республики Алтай о возложении обязанности установить остановочные павильоны на остановочных пунктах, расположенных на пути следования школьных маршрутов МОУ «Чемальская СОШ» в селе Толгоек по ул. Энергетиков, в селе Ороктой по ул. Подгорная, в селе Эдиган по ул. Аговая, в селе Куюс по ул. Стадионная в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, оснащении остановочных пунктов табличками с расписанием движения автобусов, установлении дорожных знаков 5.16 «Место остановки автобуса»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чемальского района Республики Алтай, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Чемальского района Республики Алтай о возложении обязанности установить остановочные павильоны на остановочных пунктах, расположенных на пути следования школьных маршрутов МОУ «Чемальская СОШ» в селе Толгоек по ул. Энергетиков, в селе Еланда по ул. Катунская, в селе Ороктой по ул. Подгорная, в селе Эдиган по ул. Аговая, в селе Куюс по ул. Стадионная в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, оснащении остановочных пунктов табличками с расписанием движения автобусов, установлении дорожных знаков 5.16 «Место остановки автобуса», мотивируя требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, по результатам которой установлено, что по маршруту движения школьных автобусов МОУ «Чемальская СОШ» остановочные пункты не обустроены, фактически отсутствуют. В соответствии с паспортом дорожной безопасности образовательной организации МОУ «Чемальская СОШ», для доставки учеников в образовательное учреждение действует пять маршрутов по движению школьных автобусов. Выявленные нарушения требований законодательства о транспортной безопасности являются грубым нарушением действующего законодательства и подвергают опасности жизни и здоровье участников дорожного движения, учеников МОУ «Чемальская СОШ». Просил возложить на ответчика обязанность в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить остановочные павильоны на остановочных пунктах, расположенных на пути следования школьных маршрутов МОУ «Чемальская СОШ» в селе Толгоек по ул. Энергетиков, в селе Еланда по ул. Катунская, в селе Ороктой по ул. Подгорная, в селе Эдиган по ул. Аговая, в селе Куюс по ул. Стадионная в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, оснастить остановочные пункты табличками с расписанием движения автобусов, установить дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса».
Определением суда от 03.07.2023 принят отказ прокурора от исковых требований к Администрации Чемальского района Республики Алтай о возложении обязанности установить остановочные павильоны на остановочных пунктах, расположенных на пути следования школьных маршрутов МОУ «Чемальская СОШ» в селе Еланда по ул. Катунская, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, оснащении остановочных пунктов в селе Еланда по ул. Катунская табличками с расписанием движения автобусов, установлении дорожных знаков 5.16 «Место остановки автобуса», производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании прокурор Чемальского района Республики Алтай Гаева Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации Чемальского района Республики Алтай Четвернина А.И. в судебном заседании просила в иске отказать, указав, что согласно Методических рекомендаций Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2022 г. "Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций" (п.2.6) указано, что при подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановку школьного автобуса для детей, ожидающих школьный автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда, снега. В пути следования остановку школьного автобуса можно производить на специальных площадках, других остановочных пунктах, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу. Таким образом, ответчик самостоятелен в выборе способа организации мест сбора, посадки и высадки обучающихся,в связи с чем установка остановочных павильонов нецелесообразна. Срок, указанный в исковом заявлении для устранения нарушений нереально короткий.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, КУРА "РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ "ГОРНО-АЛТАЙАВТОДОР", в судебное заседание представителей не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьями 28, 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся гарантирована перевозка до образовательных организаций и обратно, образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В силу положений ст. 3, п. 6 ст. 13 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Положениями п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения (ст. 5 вышеуказанного Федерального закона).
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно положений ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» установлено, что остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки, посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования. Остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять, в том числе из: остановочной площадки, посадочной площадки, заездного кармана и т.д. Также в остановочных павильонах должны быть установлены скамья и урна для мусора, остановочный пункт должен быть освещен (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
На основании п. 5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 в месте остановки автобуса устанавливаются дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса».
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Чемальского района Республики Алтай была проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности.
По результатам проведенной проверки установлено, что по маршруту движения школьных автобусов МОУ «Чемальская СОШ», на автомобильных дорогах местного значения МО «Чемальский район», остановочные пункты не обустроены, фактически отсутствуют, а именно: в селе Толгоек по ул. Энергетиков, в селе Ороктой по ул. Подгорная, в селе Эдиган по ул. Аговая, в селе Куюс по ул. Стадионная отсутствуют остановочные павильоны и дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса».
Вместе с тем, в соответствии с паспортом дорожной безопасности образовательной организации МОУ «Чемальская СОШ», для доставки учеников в образовательное учреждение действует пять маршрутов по движению школьных автобусов: в границах с. Чемал, Чемал-Толгоек-Чемал, Чемал-Еланда-Чемал, Чемал-Ороктой-Чемал, Чемал-Эдиган-Чемал, Чемал-Уожан-Чемал.
С учетом того, что обязанность по надлежащему содержанию, эксплуатации и обеспечению безопасности дорожного движения и соответствия установленным правилам, стандартам, в силу закона возлагается на Администрацию Чемальского района как на орган местного самоуправления, осуществляющий обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах местного значения, которая не исполняется ответчиком надлежащим образом, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме, поскольку выявленные нарушения являются свидетельствуют о непринятии органами местного самоуправления мер к обеспечению соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, подвергают опасности жизни и здоровье участников дорожного движения, учеников МОУ «Чемальская СОШ».
Администрацией не представлено допустимых доказательств того, что в настоящее время указанные нарушения устранены в полном объеме.
Довод представителя Администрации Чемальского района РА о том, что в Методических рекомендациях «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации», содержится альтернативная возможность при перевозке детей школьным автобусом, а именно, то, что в пути следования остановку школьного автобуса можно производить на специальных площадках, других остановочных пунктах, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу, судом отклоняется в силу рекомендательного характера данного документа, а также в силу применения вышеприведенных норм федерального законодательства, регулирующего данные правоотношения.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат полному удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае суд полагает целесообразным установить срок для исполнения решения суда, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку доказательств невозможности осуществления возложенной судом обязанности в более длительный срок, стороной ответчика не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чемальского района Республики Алтай о возложении обязанности установить остановочные павильоны на остановочных пунктах, расположенных на пути следования школьных маршрутов МОУ «Чемальская СОШ» в селе Толгоек по ул. Энергетиков, в селе Ороктой по ул. Подгорная, в селе Эдиган по ул. Аговая, в селе Куюс по ул. Стадионная в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, оснащении остановочных пунктов табличками с расписанием движения автобусов, установлении дорожных знаков 5.16 «Место остановки автобуса», удовлетворить.
Обязать Администрацию Чемальского района Республики Алтай в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить остановочные павильоны на остановочных пунктах, расположенных на пути следования школьных маршрутов МОУ «Чемальская СОШ» в селе Толгоек по ул. Энергетиков, в селе Ороктой по ул. Подгорная, в селе Эдиган по ул. Аговая, в селе Куюс по ул. Стадионная в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, оснастить остановочные пункты табличками с расписанием движения автобусов, установить дорожные знаки 5.16 «Место остановки автобуса».
Решение может быть обжаловано в Судебную Коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решение принято судом 03 июля 2023 года