Решение по делу № 2-2795/2014 от 20.03.2014

Дело № 2-2795/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2014 года

Балашихинский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Гришаковой Н.Б.

с участием прокуроров ФИО5, ФИО6

при секретаре ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Балашиха, Шаталову А.А. о признании незаконными действий, обязании отменить разрешение на строительство, приостановке строительства жилого дома,

установил:

Межрайонный природоохранный прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа Балашиха, Шаталову А.А. о признании незаконными действий Администрации городского округа <адрес> по выдаче разрешения на строительства жилого дома на земельном участке №, расположенном в границах Национального парка «<данные изъяты>»; обязать Администрацию городского округа <адрес> отменить разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ; приостановить строительство жилого дома на земельном участке №, расположенном по адресу: <адрес> до получения Шаталову А.А. в установленном законом порядке положительно заключения экологической экспертизы по проекту строительства, а также разрешения на указанное строительства в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

В обосновании иска указывается, что межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях в Национальном Парке «<данные изъяты>».

В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Шаталову А.А. ведется строительство индивидуального жилого дома на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией городского округа <адрес>. Указанный земельный участок расположен в границах Национального парка «<данные изъяты>», в связи с чем на него распространяется особый режим ведения хозяйственной и иной деятельности, в силу следующих обстоятельств.

Объединенным решением исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки природного парка «<данные изъяты>» установлены границы природного парка «<данные изъяты>».

Во исполнение указанного решения постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О создании природного парка «<данные изъяты>» на территории земель Гослесфонда Мытищинского лесопаркхоза, площадью <данные изъяты> тыс.га, создан Природный парк «<данные изъяты>».

Решением исполнительных комитетов Московского городского и <адрес> ФИО10 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке «<данные изъяты>», проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка», границы были уточнены.

В соответствии с постановлениями ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка «<данные изъяты>» совместным постановлением Правительства Москвы и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дальнейшем развитии государственного природного национального парка «<данные изъяты>» границы парка были расширены и администрациями <адрес> Национальному Парку «<данные изъяты>» выданы правоустанавливающие документы на право постоянного (пользования) земельными участками.

На основании Постановления Правительства Москвы и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Директором ГПНП «<данные изъяты>» и Председателем Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам согласован План установленных границ ГПНП «<данные изъяты>». На основании указанных правовых актов Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ Государственного природного национального парка «<данные изъяты>» утверждены границы ГПНП «<данные изъяты>» на площади <данные изъяты> га, из которых земли Национального парка составляет <данные изъяты> га; земельные участки постороннего пользования – <данные изъяты> га, в том числе Пехра-Покровской сельской администрации – <данные изъяты> га.

Таким образом, границы Национального парка «<данные изъяты>» были вынесены в натуре и установлены в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается, в том числе, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.

Расположение земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером , в границах Национального парка «<данные изъяты>» подтверждается следующими обстоятельствами.

На основании протокола заседания комиссии Пехра-Покровской сельской администрации по распределению земельных участков ФИО8 выделен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> Га, расположенный <адрес> Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Впоследствии земельный участок неоднократно переходил в собственность иных лиц, последним из которых стал Шаталову А.А.

Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером полностью располагается в границах Национального парка «Лосиный остров».

Сопоставление границ Национального парка «Лосиный остров», утвержденных постановлением главы администрации <адрес> от 16.02.1995г. №163, с данными публичной кадастровой карты подтверждает расположение земельного участка с кадастровым номером на землях указанного в нем постороннего землепользователя – Пехра-Покровской сельской администрации.

Земельный участок с кадастровым номером располагается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения – Национальный парк «Лосиный остров», в связи с чем на его собственника и иных пользователей в случае планирования и осуществления строительства распространяются вышеуказанные требования законодательства о проведении в установленном порядке экологической экспертизы проектной документации Ии получении разрешения на строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В нарушении указанных требований законодательства, разрешение ДД.ММ.ГГГГ на строительство Шаталову А.А. отдельно стоящего жилого дома на земельном участке с кадастровым номером Администрацией городского округа <адрес>, то есть неуполномоченным на то органом. Строительство ведется в отсутствие положительного заключения экологической экспертизы.

Истец просит суд признать незаконными действия Администрации городского округа <адрес> по выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке №, расположенном в границах Национального парка «<данные изъяты>»; обязать Администрацию городского округа <адрес> отменить разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ; приостановить строительство жилого дома на земельном участке №, расположенном по адресу: <адрес> до получения Шаталову А.А. в установленном законом порядке положительного заключения экологической экспертизы по проекту строительства, а также разрешения на указанное строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

В судебном заседании прокурор поддержал исковое заявление.

Представитель ответчика – представитель Администрации городского округа ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание явился, против иска возражал в полном объеме, ссылаясь на то, что земельный участок с категорией земли – земли населенных пунктов, на котором отсутствуют ограничения и обременения, не относится к категории особо охраняемых территорий.

Шаталову А.А. в судебное заседание явился, против иска возражал, по основаниям указанным представителем Администрации.

Представитель третьего лица – представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Представитель третьего лица – представитель ФГБУ «Национальный парк «<данные изъяты>» в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил об удовлетворении иска.

Представитель третьего лица – представитель Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил об удовлетворении иска.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела следует, что межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях в Национальном Парке «<данные изъяты>».

В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Шаталову А.А. ведется строительство индивидуального жилого дома на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией городского округа <адрес>. Указанный земельный участок расположен в границах Национального парка «<данные изъяты>», в связи с чем на него распространяется особый режим ведения хозяйственной и иной деятельности.

Ответчик Шаталову А.А. в судебном заседании пояснил, что строительство дома в настоящее время завершено, но разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует.

В соответствии с протоколом заседания комиссии Пехра-Покровской сельской администрации по распределению земельных участков ФИО8 выделен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> Га, расположенный в Пехра-Покровском сельском округе, д. Абрамцево. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Впоследствии земельный участок неоднократно переходил в собственность иных лиц, последним из которых стал Шаталову А.А.

Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером полностью располагается в границах Национального парка «Лосиный остров».

Сопоставление границ Национального парка «<данные изъяты>», утвержденных постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с данными публичной кадастровой карты подтверждает расположение земельного участка с кадастровым номером на землях указанного в нем постороннего землепользователя – Пехра-Покровской сельской администрации.

Таким образом, расположение земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером , в границах Национального парка «<данные изъяты>» подтверждается.

В соответствии с ч.7 ст.2 Федерального Закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории национальных парков относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Согласно ст. 12 Федерального Закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Согласно ч.6 ст. 95 Земельного Кодекса 6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Пунктами 6, 19 Положения о Национальном парке «Лосиный остров» утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.03.2012г. №82, установлено, что границы и особенности режима охраны национального парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовки документов территориального планирования. На территории национальных парков строительство и реконструкция объектов капитального строительства, связанных с выполнением задач, возложенных на национальный парк, с обеспечением функционирования населенных пунктов и объектов инфраструктуры, расположенных в границах национального парка, допускается по согласованию Минприроды России и в соответствии с законодательством РФ.

Земельный участок с кадастровым номером располагается в границах особо охраняемой природной территории федерального значения – Национальный парк «Лосиный остров», в связи с чем на его собственника и иных пользователей в случае планирования и осуществления строительства распространяются вышеуказанные требования законодательства о проведении в установленном порядке экологической экспертизы проектной документации Ии получении разрешения на строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В нарушении указанных требований законодательства, разрешение ДД.ММ.ГГГГ. № на строительство Шаталову А.А. отдельно стоящего жилого дома на земельном участке с кадастровым номером Администрацией городского округа <адрес>, то есть неуполномоченным на то органом. Строительство ведется в отсутствие положительного заключения экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 3, ч.ч. 3, 4, 6, 6.3 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ, п. 7.1 ст. 11 Федерального Закона от 23.11.1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежат экологической экспертизе.

В соответствии с п.6 ч.5 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч.1, 2 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Согласно ч.2,3 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление или прекращение в полном объеме по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана представить доказательства в обоснование требований и возражений по иску.

Суд не принимает доводов ответчиков, о том, что земельный участок с категорией земли – земли населенных пунктов, на котором отсутствуют ограничения и обременения, не относится к категории особо охраняемых территорий. Поскольку данные доводы опровергаются материалами дела, пояснениями третьих лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Учитывая вышеизложенное суд считает, что иск Балашихинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации городского округа <адрес> по выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке №, расположенном в границах Национального парка «Лосиный Остров».

Обязать Администрацию городского округа <адрес> отменить разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Приостановить строительство жилого дома на земельном участке №, расположенном по адресу: <адрес> до получения Шаталову А.А. в установленном законом порядке положительного заключения экологической экспертизы по проекту строительства, а также разрешения на указанное строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Н.Б. Гришакова

2-2795/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области
Ответчики
Администрация г.о. Балашиха
ШАТАЛОВ А.А.
Другие
ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров"
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
balashihinsky.mo.sudrf.ru
20.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2014Передача материалов судье
21.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.04.2014Предварительное судебное заседание
15.04.2014Судебное заседание
29.04.2014Судебное заседание
20.05.2014Судебное заседание
20.05.2014Судебное заседание
20.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2014Дело оформлено
20.05.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее