дело № 2-5285/2023
УИД 03RS0003-01-2023-000870-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мухиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Акбашевой И.А.,
представителя истца прокурора Караидельского района Республики Башкортостан по доверенности старшего помощника прокурора Кировского района г.Уфы Алибаевой И.Х.,
представителя ответчика Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан по доверенности Хабибуллина М.Р.,
представителя ответчика Министерство транспорта и дорожного хозяйства Респ. Башкортостан по доверенности Башмакова Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Караидельского района (ОГРН 1030203699395) в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Правительству Респ. Башкортостан (ИНН 0274033209), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Респ. Башкортостан (ИНН 0274151026), Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Респ. Башкортостан (ИНН 0274162934) об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
Прокуратура Караидельского района Республики Башкортостан, уточнив исковые требования, обратилась с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Правительству Респ. Башкортостан, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Респ. Башкортостан, Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Респ. Башкортостан об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, в обоснование требований указав, что истцом проведена проверка исполнения ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее по тексту - ГКУ УДХ РБ) законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам которой выявлены следующие нарушения закона.
Так, по результатам проведенной проверки установлено, что с 18.12.2015 г. автомобильная дорога IV категории «Караидель - Старые Багазы» передана в постоянное (бессрочное) пользование в Государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан». В ходе обследования участка автомобильной дороги «Караидель - Старые Багазы», установлено, что в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на автомобильной дороге не обустроен тротуар, вместе с тем, в проект организации дорожного движения и обустройства данный тротуар внесен. В отсутствие специально выделенных зон для движения пешеходы, в том числе дети, зачастую вынуждены двигаться непосредственно по проезжей части, что представляет реальную угрозу для их жизни и здоровья ввиду интенсивности транспортного движения с преобладанием большегрузных автомобилей.
Выявленные нарушения установленных техническими регламентами требований ставит под угрозу обеспечение безопасности дорожного движения граждан, в том числе несовершеннолетних, а также создают значительную угрозу для их жизни и здоровья. 21.11.2022 прокуратурой района в отношении руководителя государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» внесено представление, по результатам рассмотрения которого от ГКУ УДХ РБ поступил ответ, что ремонт автомобильной дороги «Караидель-Старые Багазы» в настоящее время территориальным законом не предусмотрен. Таким образом, в настоящее время участок автомобильной дороги «Караидель-Старые Багазы» находится в неудовлетворительном состоянии, что создаст угрозу безопасности дорожною движения и угрозу жизни и здоровья граждан.
На основании изложенного, истец, уточнив исковые требования, просит суд обязать Правительство Республики Башкортостан осуществить финансирование, а именно выделить финансовые средства главному распределителю бюджетных средств - Государственному комитету Республики Башкортостан по транспортному и дорожному хозяйству, в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу, обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан довести выделенные Правительством Республики Башкортостан в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения денежные средства до Государственного казенною учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан в месячный срок с момента их получения, обязать Государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожною движения в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно установить тротуары (пешеходные дорожки) по дороге «Караидель - Старые Багазы» Караидельского района Респ. Башкортостан, согласно проекту организации дорожного движения.
На судебном заседании представитель истца прокуратуры Караидельского района Республики Башкортостан – Алибаева И.Х. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан Хабибуллин М.Р. просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Министерство транспорта и дорожного хозяйства Респ. Башкортостан Башмаков Т.И. иск не признал, просил отказать в удовлетворении иска.
Ответчик Правительство Респ. Башкортостан извещено своевременно и надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Третье лицо ОГИБДД ОМВД России по Караидельскому району о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, явку представителя в суд не обеспечил.
При таком положении в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.ст. 12, 33 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортноэксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения IV категории «Караидель - Старые Багазы» находится на балансе ГКУ УДХ РБ.
Прокуратурой Караидельского района РБ проведена проверка исполнения Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан законодательства о безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов проверки и не оспаривалось ответчиками в судебном заседании, в ходе обследования участка автомобильной дороги «Караидель - Старые Багазы» установлено, что в нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на автомобильной дороге не обустроен тротуар, вместе с тем, в проект организации дорожного движения и обустройства данный тротуар внесен. В отсутствие специально выделенных зон для движения пешеходы, в том числе дети, зачастую вынуждены двигаться непосредственно по проезжей части, что представляет реальную угрозу для их жизни и здоровья ввиду интенсивности транспортного движения с преобладанием большегрузных автомобилей.
По фактам выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения межрайонной прокуратурой в адрес руководителя ГКУ УДХ РБ было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.
Из ответа ГКУ УДХ РБ следует, что ремонт на вышеуказанных участках дорог в настоящее время невозможен по причине отсутствия финансирования.
В силу п. 4.5.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007) тротуары обязательны на всех участках, их следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах, независимо от интенсивности движения пешеходов I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
В соответствии с п. 1.5 Устава ГКУ УДХ РБ является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (в настоящее время – Министерство транспорта и дорожного хозяйства Респ. Башкортостан).
Согласно п. 1.7 Устава заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Республики Башкортостан, производится от имени Республики Башкортостан в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Свою деятельность ГКУ УДХ РБ осуществляет в соответствии с территориальным заказом по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог, утверждаемым ежегодно соответствующим распоряжением Правительства Республики Башкортостан.
Порядок формирования территориального заказа утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2012 г. № 102.
В соответствии с п.3.1 данного Порядка пообъектное распределение бюджетных ассигнований Дорожного фонда и формирование проекта териториального заказа осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (в настоящее время Министерство транспорта и дорожного хозяйства).
Распоряжением Правительства Респ. Башкортостан от 23.12.2022 г. № 1733-р, утвержден территориальный заказ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования Респ. Башкортостан регионального и межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2023-2025 гг.
В соответствии с данным распоряжением финансирование для обустройства тротуаров (пешеходных дорожек) на дороге IV категории «Караидель - Старые Багазы» Караидельского района РБ не предусмотрено.
В целях выполнения указанных работ необходимо размещение заказов на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. №44-Ф3.
Поскольку по настоящее время указанные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения ответчиками не устранены, суд считает исковые требования к Правительству Респ. Башкортостан, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Респ. Башкортостан в части обязания финансирования ремонта, законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Удовлетворяя исковые требования в части осуществления ремонта, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
В силу части 7 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 8, 9 ст. ст. 5 указанного Закона критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Согласно ч. 5-10 ст. 6 указанного Закона к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст.4. Закона Республики Башкортостан от 07.05.2009 N 122-з (ред. от 22.06.2018) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Башкортостан" к государственной собственности Республики Башкортостан относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые Правительством Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства РБ от 02.02.2012 N 28 (ред. от 30.07.2019) "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения" участки автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Янаул-Янгуз-Нарат с 0 км. до 11 км. 857 м. и Янгуз-Нарат-Зайцево с 0 км. до 8 км. 781 м отнесена в автомобильным дорогам межмуниципального значения.
Судом установлено, что участок автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения Янаул-Янгуз-Нарат с 0 км. до 11 км. 857 м. и Янгуз-Нарат-Зайцево с 0 км. до 8 км. 781 м. является собственностью Республики Башкортостан и закреплена на праве оперативного управления за ГКУ УДХ РБ на основании распоряжения Правительства РБ от 15.02.2013 №166-р.
Согласно п. 4 приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 13.11.2018) "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы: в) устройство недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями.
По смыслу указанных нормативных правовых актов обеспечение ремонта участков дорог Янаул-Янгуз-Нарат с 0 км. до 11 км. 857 м. и Янгуз-Нарат-Зайцево с 0 км. до 8 км. 781 м. должно быть возложено на ответчика ГКУ УДХ РБ как на лицо, которому данная автомобильная дорога передана на содержание.
Вместе с тем суд не может согласиться со сроком исполнения требований, заявленных в иске поскольку данные требования должны быть исполнены поэтапно, в заявленной последовательности, где на первом этапе стоит выделение финансовых средств, на втором – их доведение до заказчика работ, а на третьем – выполнение работ и контроль за их выполнением.
Следовательно обоснованным является обязание ответчика Правительство РБ выделить финансовые средства Министерству транспорта и дорожного хозяйства РБ в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу, обязании Министерства транспорта и дорожного хозяйства РБ довести выделенные средства до Государственного казенною учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан в месячный срок с момента их получения, обязании Государственного казенною учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан выполнить необходимые работы в срок не позднее 6 месяцев со дня поступления выделенных средств.
На основании изложенного, суд находит иск в части обязания ГК УДХ РБ осуществить ремонт автомобильной дороги подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокуратуры Караидельского района (ОГРН 1030203699395) в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Правительству Респ. Башкортостан (ИНН 0274033209), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Респ. Башкортостан (ИНН 0274151026), Государственному казенному учреждению Управление дорожного хозяйства Респ. Башкортостан (ИНН 0274162934) об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать Правительство Респ. Башкортостан выделить финансовые средства главному распределителю бюджетных средств - Министерству транспорта и дорожного хозяйства Респ. Башкортостан в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан довести выделенные Правительством Республики Башкортостан в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения денежные средства до Государственного казенною учреждения Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан в месячный срок с момента их получения.
Обязать Государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожною движения в срок не позднее 6 месяцев со дня поступления выделенных денежных средств, а именно установить тротуары (пешеходные дорожки) по дороге «Караидель - Старые Багазы» Караидельского района Респ. Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ (ред. от 28.06.2010 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Мухина Т.А.