Судья Григорьева У.С. Дело № 33а-3023/2021
(номер дела в суде первой Категория 020а
инстанции. № 2а-1335/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2021 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Бояриновой Е.В.,
судей Исаева С.Н., Орловой С.В.,
при секретаре Шмавоняне Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бояриновой Е.В. административное дело по иску Зыбина С. А. к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованные лица - Управление охраны объектов культурного наследия, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, по апелляционной жалобе административного истца Зыбина С. А. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 13 мая 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -
установила:
Зыбин С.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным уведомление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 18.01.2021 г. № 18/03-01/21 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, а также обязать ответчика повторно рассмотреть уведомление Зыбина С.А. о планируемом к строительству объекте капитального строительства на указанном земельном участке.
Административные требования мотивированы тем, что Зыбин С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 867+/-10 кв.м, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
Указывает, что он обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства с целью последующего строительства на своем земельном участке, однако Департамент отказал Зыбину С.А. в предоставлении указанной услуги, указав в уведомлении «о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке». Также в уведомлении об отказе в предоставлении услуги указано, что в связи с расположением земельного участка истца в границах санитарно-защитной зоны кладбища, а также его защитной зоны как объекта культурного наследия, строительство объектов капитального строительства и их реконструкция запрещается.
Считает, указанное решение органа незаконным, нарушающим его права на использование указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Решением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 13 мая 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель административного истца – Ревуцкий А.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об удовлетворении иска в полном объеме. Считает, что суд при вынесении обжалуемого судебного акта неправильно и неполно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, а также неправильно применил нормы материального права. Указывает на то, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 04.03.2019 г. Указанный земельный участок имеет категорию земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1). При обращении в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с уведомлением о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, Зыбину С.А. было отказано в предоставлении услуги. В уведомлении об отказе в предоставлении услуги указано, в связи с расположением земельного участка административного истца в границах санитарно-защитной зоны кладбища, а также его защитной зоны как объекта культурного наследия, на земельном участке Зыбина С.А. запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция.
Возражений на указанную апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Представитель административного истца - Осколков А.С. в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы, просил удовлетворить.
Административный истец, представитель административного ответчика, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Зыбин С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 867+/-10 кв.м., с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью последующего строительства на своем земельном участке объекта капитального строительства, Зыбин С.А., руководствуясь положениями ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
По результатам рассмотрения указанного уведомления Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя в адрес административного истца было направлено уведомление «о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке».
В обоснование недопустимости размещения объекта капитального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №, в уведомлении указано, что согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 г. № 4114, земельный участок административного истца расположен в санитарно-защитной зоне кладбища; согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» устанавливается санитарно-защитная зона до объектов застройки 50 м.; в соответствии с приказом Управления охраны объектов культурного наследия «Братское кладбище защитников г. Севастополя, Храм Св. Николая»; в силу Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» до установления зон охраны культурного наследия действует защитная зона; в соответствии со ст. 34.1 вышеуказанного Федерального закона для Объекта установлены границы защитной зоны на расстоянии 150 м от внешних границ территории ансамбля.
В соответствии с приказом Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя от 17.12.2019 г. № 1395, утверждены границы территории объекта культурного наследия «Братское кладбище защитников г. Севастополя, Храм Св. Николая», расположенного по адресу: <адрес>, и требования к осуществлению деятельности в границах объекта культурного наследия. Указанные сведения внесены в установленный срок в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.05.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Земельный участок, принадлежащий на праве собственности административному истцу, расположен в непосредственной близости от Объекта, на расстоянии около 8 метров, что не соответствует требованиям Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которого для указанного Объекта установлена защитная зона на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
На основании пункта 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, то указанное обстоятельство на основании пункта 2 части 10 статьи 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Согласно части 2 пункта 3 статьи 34.1 вышеуказанного закона, для указанного Объекта установлена защитная зона на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля.
Земельный участок, принадлежащий на праве собственности Зыбину С.А., расположен в непосредственной близости от Объекта, на расстоянии около 8 метров, что не соответствует требованиям вышеуказанного закона.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку по сути сводятся к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, основаны на неправильном понимании норм права. Подобные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судом были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения районного суда, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,-
определила:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 13 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
судьи