Решение по делу № 2-332/2017 от 19.09.2016

Дело № 2-332/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Аросланкиной Д.Н., с участием помощника прокурора г. Сосногорска Воробей Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске 31 марта 2017 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Сосногорска в интересах ФИО2 к администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск» о предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Сосногорска, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах ФИО2, обратился с указанным иском к администрации МО МР «Сосногорск».

В обоснование исковых требований прокурор указал, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ над ФИО2 установлена опека, опекуном являлась ФИО9 ФИО2 не является нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в собственности жилых помещений не имеет. Постановлением администрации МО МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, состоит на очереди на получение жилья под . Тем самым администрация МО МР «Сосногорск» до настоящего времени не исполнила обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО2, что свидетельствует о нарушении ответчиком требований ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ, ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ. Прокурор просит обязать администрацию МО МР «Сосногорск» предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи 1 человек, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на условиях договора найма специализированных жилых помещений в пределах территории города Сосногорск.

В судебном заседании помощник прокурора г. Сосногорска Воробей Л.С. на исковых требованиях настаивала в редакции заявления.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена, о причинах неявки не сообщила. Ранее в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, указав, что до <данные изъяты> года проживала в <адрес>, после смерти матери переехала к тете ФИО9 в <адрес>. Жилье у истца в <адрес> отсутствует, закрепленный за ней дом находится в непригодном для проживания состоянии, собственного жилья у истца нет.

Представитель ответчика администрации МО МР «Сосногорск» Кошелева М.Н. в судебное заседание не явилась, будучи извещена, представила письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворении иска. Указала, что постановлением администрации МО МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлено жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, что превышает установленную норму предоставления в размере <данные изъяты> кв.м. на 1 человека. ФИО2 включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного специализированного жилищного фонда, состоит под . Предоставление истцу жилья возможно лишь после поступления субвенций из бюджета Республики Коми в соответствии с Соглашением между администрацией МР «Сосногорск» и Минтруда Республики Коми о предоставлении бюджету МО МР «Сосногорск» субвенций на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, полагая их процессуальные права соблюденными.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Решением Верещагинского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО2ФИО8 лишен родительских прав в отношении истца. Мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с постановлением главы МО «Город Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетней ФИО2» опекуном истца назначена ФИО9, проживающая по адресу: <адрес>. Как следует из указанного постановления, ФИО2 проживает у опекуна с <данные изъяты> года.

Постановлением главы Верещагинского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и принадлежащим ФИО8

Постановлением главы Зюкайской сельской администрации Верещагинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении почтовых адресов в д.Захарята» существующим домовладениям присвоены почтовые адреса, в т.ч. жилому дому, расположенному на земельном участке в кадастровым номером , принадлежащим ФИО8<адрес>. По адресу: <адрес> расположена часть жилого дома, состоящая из нежилого помещения, для размещения ФАПа, назначение объекта – здравоохранение и отдых.

Согласно информации администрации МО «Зюкайское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес>, представляет собой <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., в жилом кирпичном доме, <данные изъяты> года постройки, отопление печное, имеется водопровод, надворные постройки – баня, конюшня. Квартира находится в удовлетворительном состоянии.

По данным МУП «Верещагинское БТИ» право собственности на квартиру по адресу: <адрес> зарегистрировано за ФИО8 на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от <данные изъяты> года.

Как следует из договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, совхозом-техникумом «Уралец» ФИО8 на семью из 4 человек передано в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. На указанном договоре имеется отметка БТИ о приватизации указанного жилого помещения ФИО8, ФИО2, ФИО11

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленному специалистами Верещагинского муниципального района по вопросам организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству КГАУ «ЦСЗН по Верещагинскому, Сивинскому, Карагайскому и Ильинскому муниципальным районам», отдела по Верещагинскому муниципальному району МТУ № 2 Минсоцразвития края, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, проживает ФИО12, устно пояснивший, что квартира приобретена им около трех лет назад, подтверждающие документы не предоставил.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, право собственности на ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> зарегистрировано за ФИО13 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО14, действующим на основании доверенности в интересах ФИО8, ФИО2, ФИО11 (продавцов) и ФИО13 (покупателем).

По сообщениям нотариусов Верещагинского нотариального округа Пермского края, наследственное дело после смерти ФИО8 не заводилось.

Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному нотариусом Сосногорского нотариального округа ФИО15, ФИО2 заявила о пропуске срока для обращения с заявлением о принятии наследства, об отсутствии намерений обращаться в суд с заявлением о восстановлении указанного срока, о том, что фактически в управление наследственным имуществом, оставшимся после смерти ДД.ММ.ГГГГ отца ФИО8 не вступала.

В соответствии с информацией МУП «Верещагинское БТИ», Управления Росреестра по Пермскому краю истец ФИО2 на территории Верещагинского района Пермского края жилья на праве на собственности не имеет, в приватизации не участвовала.

Согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Коми, ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», право собственности ФИО2 на жилые помещения не зарегистрировано.

ФИО2 была зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - по адресу: <адрес>.

Постановлением руководителя администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договорам найма специализированных жилых помещений МО МР «Сосногорск».

Согласно справке УЖКХ АМР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 состоит в указанном списке под номером .

Постановлением руководителя администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлены жилые помещения специализированного жилищного фонда из числа жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенные по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. Между Комитетом по управлению имуществом АМР «Сосногорск» и истцом ФИО2 заключен соответствующий договор найма сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с дополнительным соглашением к которому совместно с нанимателем вселен сын ФИО3, <данные изъяты> г.р.

Указанные фактические обстоятельства позволяют суду сделать вывод об обоснованности исковых требований прокурора по следующим основаниям.

Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.

В обоснование своих возражений против иска администрация МР «Сосногорск» указывает на положения ст. 57 ЖК РФ, предусматривающие предоставление жилья в порядке очередности, а также на необходимость получения субвенций из республиканского бюджета на приобретение квартиры для предоставления ее истцу по договору найма.

При этом ни ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Включение ФИО2 органом местного самоуправления в сформированный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, а также предоставление ей на указанных условиях 2 комнат в общежитии по адресу: <адрес>, не свидетельствует о защите права на предоставление жилого помещения.

Вместе с тем в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

До 1 января 2016 года в Республике Коми действовал Закон Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 7 декабря 2012 года № 104-РЗ.

С 1 января 2016 года вступил в силу Закон Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», который определяет правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.1 ст.1, п.1 ст.2 указанного Закона, к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, место жительства которых расположено на территории Республики Коми.

В соответствии с п.2 ст.7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ, жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Решением VIII заседания Совета городского поселения «Сосногорск» №58 от 16.06.2009 утверждена учетная норма общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14,0 кв.м. на 1 человека, кроме случаев предоставления одиноким гражданам однокомнатных квартир.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Иное является дискриминацией по признаку происхождения и места жительства. Установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации; установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан, - недопустимо. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Судом достоверно установлено, что ФИО2 с <данные изъяты> года постоянно проживает на территории <адрес>, работает в ЗАО «<данные изъяты>» в <адрес>, воспитывает несовершеннолетнего ребенка ФИО3, <данные изъяты> г.р., который в настоящее время посещает МДОУ «Детский сад №1» <адрес>.

Поскольку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до достижения возраста 23 лет обратилась к ответчику за постановкой на учет нуждающихся в жилых помещениях, включена в соответствующий список ДД.ММ.ГГГГ, не являясь нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилых помещений, до настоящего времени не обеспечена жилым домом или квартирой, благоустроенной применительно к условиям <адрес>, на ответчика может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцу с учетом нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципального образования.

Перечисленные обстоятельства дают суду основания для удовлетворения исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Сосногорска удовлетворить.     

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сосногорск» предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры на условиях специализированного найма, на состав семьи один человек по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в городе Сосногорске Республики Коми.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2017 года.

Судья                     О.Н.Судовская

<данные изъяты>

2-332/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Сосногорска РК в интересах Баженовой Светланы Анатольевны
Ответчики
администрация МР "Сосногорск"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
19.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2016Передача материалов судье
26.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2016Судебное заседание
05.12.2016Судебное заседание
31.03.2017Производство по делу возобновлено
31.03.2017Судебное заседание
05.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее