дело № 2а-359/2022 (2а-1123/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Плешаново Красногвардейского района 24 января 2022 года
Оренбургской области
Красногвардейский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Стройкиной Д.Р.,
при секретаре Миллер Л.В.,
с участием представителя административного истца – прокурора Красногвардейского района Оренбургской области Хорохорина М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Преображенский сельсовет <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действия по опубликованию в средствах массовой информации муниципального правового акта,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор Красногвардейского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Красногвардейский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Преображенский сельсовет <адрес>, в котором просит признать незаконным бездействие администрации по непринятию мер по опубликованию в средствах массовой информации решения Совета депутатов муниципального образования Преображенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исполнении бюджета муниципального образования Преображенский сельсовет <адрес> за 2020 год» и обязать администрацию в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать указанное решение Совета депутатов в средствах массовой информации.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Красногвардейского района проведена проверка в сфере исполнения бюджетного законодательства МО Преображенский сельсовет <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства.
Решением Совета депутатов МО Преображенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исполнении бюджета муниципального образования Преображенский сельсовет <адрес> за 2020 год», утвержден отчет об исполнении бюджета данного муниципального образования.
Однако, в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, вышеуказанное решение Совета депутатов МО Преображенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке не опубликовано.
Не опубликование правовых актов в сфере бюджетных правоотношений ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечет их неисполнение.
В судебном заседании прокурор Красногвардейского района Хорохорин М.Г. административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, указывая, что решение Совета депутатов об исполнении бюджета должно быть опубликовано в средствах массовой информации, исходя из требований Бюджетного кодекса РФ.
Представитель административного ответчика –администрации МО Преображенский сельсовет <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указывая на отсутствие возражений по иску.
Заслушав прокурора Красногвардейского района Оренбургской области Хорохорина М.Г., изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Решением Совета депутатов МО Преображенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исполнении бюджета муниципального образования Преображенский сельсовет <адрес> за 2020 год», утвержден отчет об исполнении бюджета данного муниципального образования.
Актом прокурорской проверки соблюдения администрацией муниципального образования Преображенский сельсовет <адрес> требований бюджетного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что отчет об исполнении бюджета МО Преображенский сельсовет в средствах массовой информации в соответствии с установленными требованиями законодательства не опубликован.
Указанные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком, а также подтверждаются ответом главного редактора газеты «Красногвардеец» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в 2021 году в районной газете «Красногвардеец», Преображенский сельсовет отчеты об исполнении бюджета за 2020 год не публиковал.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяющие государственные гарантии его осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления федеральными законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно или органом местного самоуправления и документально оформленное для исполнения на территории муниципального образования.
В соответствии ч. 1 ст. 44 и ст. 47 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом МО, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. При этом муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 44 Устава муниципального образования Преображенский сельсовет <адрес> (далее «Устав») в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе решения Совета депутатов муниципального образования.
Согласно абз.2 п.4 ст. 46 Устава, обнародованием муниципальных нормативных правовых актов сельсовета, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления муниципального образования является доведение до всеобщего сведения граждан, проживающих на территории муниципального образования, текста муниципального правового акта, соглашения посредством размещения муниципальных правовых актов, соглашений на информационных стендах, в здании администрации муниципального образования. Тексты муниципальных правовых актов, соглашений должны находиться в специально установленных для обнародования местах в течение не менее чем тридцать дней с момента их обнародования.
Муниципальные нормативные правовые акты сельсовета также подлежат размещению в разделе Преображенский сельсовет, расположенного на официальном сайте муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области по адресу: http://mo-ko.orb.ru и на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф). (п.5 ст. 46).
Вместе с тем, согласно ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат ни их денежное содержание подлежит официальному опубликованию (обнародованию). Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Размещение указанного муниципального правового акта на официальном сайте сельсовета не может считаться официальным опубликованием в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с названным Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 153 БК РФ законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости) и достоверности бюджета.
Согласно абз. 1 ст. 36 БК РФ принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
Ч. 2 ст. 5 БК РФ предусмотрено, что решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
Поскольку в ст. 36 и ст. 28 БК РФ предусмотрено обязательное опубликование утвержденных бюджетов, то он должен быть опубликован в средствах массовой информации, а не обнародован.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации (Постановление от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части») официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. В качестве общего критерия общедоступности и для опубликования, и для обнародования следует рассматривать доступность распространяемой информации без применения специальных технических средств. Данному критерию сеть «Интернет» не отвечает. Размещение информации в сети Интернет в системе действующего правового регулирования лишь дополняет обычное опубликование (обнародование).
В случае, когда по объективным причинам (например, малая численность жителей, особенности расположения муниципального образования и т.п.) опубликование в печатных средствах массовой информации нецелесообразно и собственное средство массовой информации органами местного самоуправления не учреждено, законным и допустимым является обнародование муниципальных правовых актов (включая уставы муниципальных образований), например, путем вывешивания их текстов в общедоступных местах либо иным способом.
В рассматриваемом случае, Преображенский сельсовет не является малочисленным муниципальным образованием, отсутствие достаточных денежных средств также не может являться основанием для не исполнения возложенной законом обязанности.
Прокурор, обращаясь в суд с настоящим административным иском, указывает на то, что не опубликование правовых актов в сфере бюджетных правоотношений ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечет их неисполнение.
Бездействие администрации, выразившееся в не опубликовании в установленном законом порядке в средствах массовой информации правовых актов в сфере бюджетных правоотношений, ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечет их неисполнение.
Учитывая, что на орган местного самоуправления возлагаются обязанности по официальному опубликованию муниципальных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений, администрация Преображенского сельсовета обязана совершить действия по опубликованию утверждённого решением Совета Депутатов отчета об исполнении бюджета за 2020 год в средствах массовой информации.
Требования прокурора Красногвардейского района Оренбургской области не ущемляют самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а лишь направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
При таких обстоятельствах требования прокурора Красногвардейского района Оренбургской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
По мнению суда, разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий по принятию мер, направленных на опубликование в установленном законом порядке в средствах массовой информации решения Совета депутатов МО Преображенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исполнении бюджета муниципального образования Преображенский сельсовет <адрес> за 2020 год», является срок – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>,░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ 2020 ░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ 2020 ░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 31 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░