Мировой судья Потапова Е.А. Определение составлено: 19.10.2020г.
Дело № 2-489/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2020 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе: судьи Архипова И.В., при секретаре Гайсиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №11-86/2020 по иску Полушина А. Ф. к Обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис и К» «О признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, взыскании штрафа, компенсации морального вреда», с апелляционной жалобой истца Полушина А. Ф. на решение мирового судьи судебного участка №2 Асбестовского судебного района Потаповой Е.А., от *Дата*., заслушав пояснения истца, представителя истца, поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец Полушин А.Ф. обратился к мировому судье с иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис и К» «О признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, взыскании штрафа, компенсации морального вреда», указав, что Полушин А.Ф. является собственником жилого помещения по адресу: *Адрес*.
Управляющей организацией указанного жилого дома является ответчик - ООО «Дом-Сервис и К», с которым в *Дата* году заключен договор управления многоквартирным домом. Платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг направляет АО «Расчетный центр Урала».
В *Дата* году истцом впервые получена квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг, где отдельной строкой начислена плата за общедомовые нужды: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и электроэнергию.
С *Дата* по *Дата* годы ответчиком незаконно начисляется плата за коммунальные услуги и содержание общедомового имущества, которая подлежит возврату.
Начисление платы за указанные услуги отдельной строкой истец считает незаконным со ссылкой на ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Истец указывает, что потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в жилом доме нет, так как, конструктивные элементы не позволяют использовать коммунальные ресурсы.
Также указывает, что управляющая организация дважды включает данную услугу.
Неоднократные обращения истца к ответчику либо проигнорированы, либо на них направлены ответы, где указано о том, что этого требует закон.
Истец считает, что определяющим является не требование закона, а наличие возможности использовать коммунальный ресурс в данном доме, а также, его обоснованность.
По мнению истца, управляющей организацией не исполнена обязанность информировать собственников, как того требует законодательство (п. 34 постановления Правительства РФ от 27.03.2018 № 34). Некая сумма, ничем не подтвержденная, включается в платежный документ. В пункте 44 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в ред. 01.07.2017) указано, что решение о предоставлении данной услуги должно решаться общим собранием собственников. Никаких договоров об услугах на получение коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не заключалось.
По мнению истца, незаконно подлежат возврату начисленные суммы, которые с учетом уточнения составляют:
горячее водоснабжение (нагрев) при содержании общего имущества - 21,88 руб., горячее водоснабжение (носитель) при содержании общего имущества - 17,64 руб., холодное водоснабжение при содержании общего имущества - 22,40 руб., водоотведение при содержании общего имущества - 0 руб., электроэнергия при содержании общего имущества - 727,03 руб., ОСВ при содержании общего имущества - 0 руб. Итого за *Дата* год - 791 рубль 95 копеек;
горячее водоснабжение (нагрев) при содержании общего имущества - 74,0 руб., горячее водоснабжение (носитель) при содержании общего имущества - 28,66 руб., холодное водоснабжение при содержании общего имущества - 34,22 руб., водоотведение при содержании общего имущества - 0 руб., электроэнергия при содержании общего имущества - 745,00 руб., ОСВ при содержании общего имущества - 57,32 руб. Итого по всем начислениям за *Дата* год - 939 рублей 24 коп.;
горячее водоснабжение (нагрев) при содержании общего имущества - 125,72 руб., горячее водоснабжение (носитель) при содержании общего имущества - 50,22 руб., холодное водоснабжение при содержании общего имущества - 50,22 руб., водоотведение при содержании общего имущества - 0 руб., электроэнергия при содержании общего имущества - 871,42 руб., ОСВ при содержании общего имущества - 106,56 руб. Итого по всем начислениям за *Дата* год - 1124 рубля 16 копеек;
всего за весь период - 2855 руб. 35 коп.
Действиями ответчика истцу причинён моральный вред, который оценен денежной суммой в размере 15 000 руб., в т.ч. принимая во внимание, что последний вынужден был ходить в управляющую организацию, тратить время и нервы.
С учетом уточнения заявленных требований, истец просил суд:
Признать действия ответчика по начислению платы за коммунальные услуги при содержании общего имущества за период с *Дата* по *Дата* года незаконными.
Обязать ответчика произвести возврат оплаченной истцом суммы за коммунальные услуги при содержании общего имущества в указанный период и зачислить их в счет коммунальной услуги за отопление за указанный период в сумме 2 855 руб. 35 коп., используемые на индивидуальное потребление.
Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
Взыскать с ответчика штраф 50% от присужденной в пользу потребителя суммы в размере 1 427 руб. 68 коп (т. 1 л.д. 5-9, 57).
Мировым судьей судебного участка №2 Асбестовского судебного района Свердловской области Потаповой Е.А. решением от *Дата* в удовлетворении исковых требований Полушина А. Ф. к Обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис и Компания» о признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, взыскании штрафа, компенсации морального вреда, отказано (л.д. 148-153 том 5).
Не согласившись с вынесенным решением мирового судьи, истец Полушин А.Ф. обратился в Асбестовский городской суд Свердловской области с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи судебного участка №2 Асбестовского судебного района Свердловской области отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указав, что суд вышел за рамки предъявленных требований, суд рассматривал вопрос о расчете начислений, а не о дважды начисленных суммах.
Кроме того, по мнению истца, судом допущено нарушение процессуальных норм. Так, по вопросу платы за услуг по начислению на общедомовые нужды – водоотведение, суд каких-либо выводов в решении не указал и не принял доводы истца.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 были внесены изменения в Правила 354, в частности, из пп. «в» п. 4 указанных Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, ПП РФ от 16.04.2013 №344 с *Дата* из п.29 Правил 306 исключен абз.2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также нет упоминания о единице измерения такого норматива из пп. «в» п. 7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с *Дата*. Таким образом, с *Дата* норматив потребления водоотведения на ОДН отменен, то есть равен нулю. При этом, подпункт «в» п. 21 Правил 124 устанавливал, что расчет стоимости коммунальных ресурсов, подлежащих оплате исполнителями коммунальных услуг в пользу РСО определялся с учетом положений Правил 354. Таким образом, если руководствоваться нормами жилищного законодательства РФ, в частности – Правилами 124, Правилами 354, Правилами 306, «водоотведение» на ОДН» должно было исчезнуть не только из квитанций на оплату коммунальных услуг, предъявляемых к оплате потребителям таких услуг, но и из счетов, выставляемых ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям (УО), ТСЖ, ЖСК.
Письмом от 23.12.2014 № 25364-ОГ/04 Минстрой России разъяснил следующее: «норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен. Соответственно, в МКД, не оборудованном ОПУ сточных вод, плата за водоотведение на ОДН равна нулю.
Правилами №306 не предусмотрен расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривали такой норматив, исключены из этих Правил (п. 1 Постановления №344), о чем неоднократно заявлял истец.
Поскольку названные выше Правила не предусматривают такой услуги как водоотведение на общедомовые нужды и норматив потребления не установлен, требования о ее оплате противоречит действующему законодательству. Ввиду того, что в многоквартирных домах отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления обществом «Дом-Сервис и К» платы на услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось.
По мнению истца, судом не были установлены обстоятельства, которые легли в основу исковых требований, а именно: двойное начисление в квитанциях за КУ для содержания общего имущества. Истцом было доказано, что использование коммунального ресурса включается в состав статьи «содержание и текущий ремонт».
Также истец указал, что коммунальные ресурсы на содержание ОИ дважды оплачиваются в составе платы за содержание жилого помещения (один раз в составе «платы за содержание ОИ», структурно входящей в состав «платы за содержание жилого помещения», второй раз – в составе непосредственно «платы за содержание жилого помещения»).
Кроме того, судом неверно применены нормы ст. 36 ЖК РФ и ПП РФ №306, что повлекло завышение платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. (л.д. 156-158 том 5).
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Полушин А.Ф. просил решение мирового судьи судебного участка №2 Асбестовского судебного района Свердловской области от *Дата* отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Полушина А.Ф. – Зонова А.С. поддержала доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ответчика ООО «Дом-Сервис и К» не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, просили решение мирового судьи оставить без изменения по доводам, изложенным в возражении на апелляционную жалобу.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители третьих лиц АО «ЭнергосбыТ Плюс», МУП «Горэнерго», АО «Водоканал» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, заслушав пояснения представителя истца, проверив доводы апелляционных жалоб, изучив и исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ, новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).
По смыслу вышеприведенных положений закона, если собственники помещений доверили управление многоквартирным жилым домом управляющей организации, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в таком доме определяется решением общего собрания собственников помещений дома с учетом предложения выбранной управляющей организации на срок не менее чем один год. Если такое решение собственниками принято не было, то управляющая организация вправе взимать с собственников квартир плату в размере, установленном органом местного самоуправления.
Согласно положениям постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2018 № 5-П, исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, пункты 1 и 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158).
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), понятие «коммунальные ресурсы» включает в себя холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 предусмотрено внесение в Правила № 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с *Дата* обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Плата за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, подлежит внесению в составе платы за коммунальные услуги в порядке, определяемом Правилами № 354, только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Разрешая заявленные исковые требования, мировым судьей правильно применены нормы материального права.
Как следует из материалов дела, истцу Полушину А.Ф. принадлежит <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение – двухкомнатную квартиру *Номер*, общей площадью <данные изъяты> кв.м, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним *Дата*, запись регистрации *Номер* (свидетельство о государственной регистрации права - т. 1 л.д. 16).
Ответчик ООО «Дом-Сервис и К» осуществляло управление многоквартирным домом *Адрес* с *Дата* (т. 1 л.д. 107-112, т. 2 л.д. 27-31). С *Дата* управление многоквартирным домом (далее – МКД) ООО «Дом-Сервис и К» прекращено.
*Дата* между управляющей организацией и собственником указанного жилого помещения заключен договор управления многоквартирным домом. Из пункта 1.5 договора следует, что он вступает в силу (считается заключенным) с *Дата* по *Дата* (т. 1 л.д. 10-15).
Указанный договор содержит условие, предусмотренное пунктом 6.1, согласно которому плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе прочего: плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Истец Полушин А.Ф. при рассмотрении дела судом первой инстанции ссылался на то, что начисление платы за общедомовые нужды: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и электроэнергию отдельно – является незаконным, поскольку данные платежи уже входят в плату на содержание и текущий ремонт общего имущества, то есть, по мнению истца, управляющая организация дважды предъявляет данные услуги к оплате, поскольку указанные суммы включены в плату за содержание жилого помещения. При этом, как считает истец, потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в жилом доме нет ввиду того, что конструктивные элементы не позволяют использовать коммунальные ресурсы. По мнению истца, определяющим является не требование закона, а наличие возможности использовать коммунальный ресурс, а также его обоснованность.
В обоснование заявленных требований Полушин А.Ф. представил подлинники платежных документов за *Дата* годы, расчет заявленных требований, из которых следует, что начисленные суммы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, составляют: за *Дата* год - 791 рубль 95 копеек, за *Дата* год - 939 рублей 24 коп., за *Дата* год - 1124 рубля 16 копеек, всего за весь период - 2855 руб. 35 коп. (т. 1 л.д. 17-53, 81-84)
При это, мировой судья верно указал, что в рассматриваемом случае многоквартирный дом находился под управлением управляющей организации (способ управления выбран и реализован) и подача коммунального ресурса в целях содержания общего имущества относится к жилищной услуге, размер платы за которую регулируется не Правилами № 354, а Жилищным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 также внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила № 306).
Пункт 11 Правил № 491 был дополнен подпунктом "л", согласно которому содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил № 354).
Пунктом 29 Правил № 491, в редакции Постановления от 26.12.2016 № 1498, предусмотрено, что с *Дата* расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, из смысла редакции пункта 29 Правил № 491 следует, что в нормативные расходы на содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с *Дата* обязаны вносить плату за коммунальные услуги только исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с абзацем 2 пункта 29 Правил № 491, в качестве исключения предусмотрено, что только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случае, если способ управления в многоквартирном доме не выбран, либо выбранный способ управления не реализован, собственники помещений в таком многоквартирном доме обязаны оплачивать коммунальные услуги, потребляемые на общедомовые нужды, в составе платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме.
Смысл изменений законодательства в части ограничения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества нормативом потребления, заключается в защите прав конечных потребителей (владельцев помещений в МКД) и недопущении переложения исполнителем необоснованных потерь коммунальных ресурсов на потребителей.
Таким образом, объем коммунальных ресурсов, подаваемых ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом, в каждом расчетном периоде делится на две части: в части объемов предоставленных в многоквартирном доме коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг; в части объемов коммунальных ресурсов, использованных в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащих оплате управляющей организацией.
Суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что доводы истца о двойном начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, где отдельной строкой начислена плата за общедомовые нужды: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и электроэнергию, являются необоснованными.
Довод истца о том, что вопрос оплаты рассматриваемых услуг должен решаться общим собранием собственников МКД противоречит требованиям законодательства.В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в п. 34 Постановления от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ). Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
Кроме того, в соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124), управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с *Дата* при управлении МКД управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Соответственно, в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с *Дата* при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
При этом, вопреки доводам истца, ответчиком правомерно указано, что указанные Полушиным А.Ф. пункт 44 Правил № 354 и определение Верховного Суда РФ от 12.07.2016 № 304-КГ16-8311 указывают на то, что по вопросу возложения бремени несения расходов по оплате сверхнормативного расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды на собственников помещений МКД ими должно быть принято отдельное решение в связи с его особой значимостью. Такого решения собственниками МКД не рассматривалось и не принималось.
Согласно ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции на *Дата*) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
С *Дата* п. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0 (подп "а" п. 21(1) Правил № 124).
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
Ответчиком представлены договоры, заключенные с ресурсоснабжающими организациями. Согласно договору энергоснабжения от *Дата* *Номер* ООО «Дом-Сервис и К» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключили договор на предмет приобретения управляющей организацией электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества с МКД (т. 2 л.д. 79-99).
Согласно договору от *Дата* *Номер* ЗАО «Водоканал» и ООО «Дом-Сервис и К» заключили договор на предмет предоставления последнему согласованных объемов услуг по подаче питьевой воды (водоснабжению) и приему, отведению сточных вод (водоотведению), акты согласования объемов (т. 2 л.д. 100-105).
Согласно договору от *Дата* *Номер* МУП «Горэнерго» и ООО «Дом-Сервис и К» заключили договор, предметом которого является снабжение тепловой энергией последнего при условии соблюдения режима ее потребления и обеспечения безопасности эксплуатации, с приложениями о расчете и объемах тепловой энергии по жилищному фонду, температурному графику (т. 2 л.д. 110-113).
Ответчиком также представлены акты, подтверждающие наличие общедомовых приборов учета по электроснабжению, по приемке общедомового узла учета холодной воды, прибора учета тепловой энергии (т. 2 л.д. 75-78).
Из письменного мнения ответчика следует, что управляющая организация предъявляла плату за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, в размере не более нормативного объема. Со ссылкой на подп "а" п. 21(1) Правил № 124, указано о применении указанного порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
В подтверждение приведенных доводов ответчик представил сведения о начисленной оплате по коммунальным ресурсам, потребляемых при содержании общего имущества за *Дата* годы (т. 1 л.д. 126, 151, 183), расшифровки к расчетам по коммунальным ресурсам, потребляемых при содержании общего имущества, и платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, предъявляемых истцу за каждый месяц *Дата* гг. (т. 1 л.д. 127-150, 152-182, 184-219), нормативные документы в основание осуществленных расчетов (т. 1 л.д. 225-227). Так же, ответчиком были предоставлен расчет стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по *Адрес* (л.д. 34-37).
Представленные расчеты, расшифровки к расчетам стороной истца не оспаривались. При этом, из расчет стоимости услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по *Адрес* следует, что в стоимость услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома не включена плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды
Как следует из Письма Минстроя России от 10.12.2019 N 47256-ОЛ/06 «О плате за жилое помещение и коммунальные услуги»: «согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и плата за содержание и ремонт общего имущества начисляются отдельно.
При направлении собственникам помещений предложений о размерах платы за содержание и ремонт плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в указанный перечень не включается.
После установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не требуется принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, поскольку размер платы определяется без учета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме».
Довод истца Полушина А.Ф. о том, что конструктивные особенности многоквартирного дома по *Адрес* не предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, основан на неверном толковании норм права. Так, как следует из Письма Минстроя России от 22.03.2017 N 9271-АТ/04
«По вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в МКД»: « В части конструктивных особенностей многоквартирного дома (далее - МКД), предусматривающих возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества.
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (Далее - ЖК РФ) установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию (далее - ресурсы), потребляемые при содержании общего имущества в МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ (далее - Минимальный перечень), определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - Норматив).
Согласно пункту 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), определение размера расходов, исходя из Норматива, обусловлено необходимостью оплаты нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов (технически неизбежных и обоснованных потерь ресурса во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании МКД), а также оплаты ресурсов, потребляемых при выполнении Минимального перечня. Согласно Минимальному перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в части горячего и холодного водоснабжения такие расходы в том числе обуславливаются обязательностью проведения влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажной протиркой подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек, мытьем окон, а также обязательной периодической промывкой и очисткой оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в МКД, проведения гидравлических и тепловых испытаний.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилам N 354, расходы на оплату ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда МКД находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - УК, ТСЖ, ЖК).
Исходя из вышеизложенного следует, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующей ресурсов при содержании общего имущества при предоставлении потребителям в МКД коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения с использованием внутридомовых инженерных систем. В связи с этим отдельное утверждение перечня ресурсоснабжающего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества МКД, для утверждения Норматива не требуется.
В связи с этим для включения в плату за содержание потребителям стоимости соответствующих расходов специальное подтверждение ресурсопотребляющего оборудования и устройств, утверждение перечня конструктивных особенностей многоквартирного дома, перечня ресурсопотребляющего оборудования в составе общего имущества многоквартирного дома не требуется».
Довод Полушина А.Ф. о том, что ему предъявлялись к оплате иные платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, в отличие от представленных ответчиком суду не обоснован, опровергается ответчиком, представитель которого пояснил, что платежные документы формируются через агента АО «Расчетный центр Урала» в форме, предусмотренной программой в настоящее время. Копиями указанных документов ответчик не располагает, поскольку не занимается их хранением. Кроме того, цифровых расхождений в платежных документах, представленных истцом и ответчиком, не установлено, что не оспаривается Полушиным А.Ф. и его представителем.
Истец так же указывал на неправоверное, по его мнению, включение в расчеты оплаты за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, площади подвалов и чердаков МКД.
Из представленных ответчиком сведений о площадях по состоянию на *Дата*, технического паспорта жилого дома *Адрес* следует, что общая площадь жилых помещений составляет <данные изъяты> кв.м, площадь нежилых помещений – <данные изъяты> кв.м, площадь МОП с учетом чердаков и подвалов – <данные изъяты> кв.м, площадь МОП без учета чердаков и подвалов – <данные изъяты> кв.м (т. 1 л.д. 113-132, т. 2 л.д. 63, технический паспорт многоквартирного дома).
Сославшись на ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п. 27 Приложения 1 к Правилам № 306, мировой судья верно пришел к выводу о том, что ответчиком правомерно при расчете платы учитывалась площадь помещений, отнесенных к общему имуществу собственников многоквартирного дома, в связи с чем площадь подвала и чердака включается в площадь мест общего пользования, применяемую в целях расчета платы за содержание общего имущества холодного и горячего водоснабжения, а также электроснабжения на общедомовые нужды.
Также в подтверждение своих доводов ответчиком был представлен акт проверки Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от *Дата* *Номер*, который также представлен и непосредственно органом государственного надзора (т. 1 л.д. 123-125, т. 2 л.д. 19-24).
Из указанного акта следует, что Департаментом исследовано предъявление платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД (*Адрес*), а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД в период с *Дата* года по *Дата*. В ходе проверки установлено, что рассматриваемый дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения, холодной воды, электроэнергии, что подтверждается представленными актами от *Дата*, *Дата*, *Дата* соответственно. Представленные платежные документы свидетельствуют о предъявлении платы в *Дата* не более нормативного объема, рассчитанного на данный дом, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на *Дата*. По результатам проведенной проверки сделан вывод о том, что в действиях ООО «Дом-Сервис и К» по определению расходов на содержание жилого помещения в части расходов на оплате холодной воды, горячей воды, электрической энергии для обеспечения надлежащего содержания общего имущества МКД, нарушений требований жилищного законодательства не установлено (т. 2 л.д 123-125).
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования Полушина А.Ф. о признании действия ответчика по начислению платы за коммунальные услуги при содержании общего имущества за период с *Дата* по *Дата* года незаконными, возложении на ответчика обязанности произвести возврат 2 855 руб. 35 коп..
При этом, иные заявленные исковые требования Полушина А.Ф. являются производными, в связи с чем оснований для их удовлетворения у суда первой инстанции также не имелось.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Исходя из установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, представленных сторонами, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что решение мирового судьи судебного участка №2 Асбестовского судебного района Свердловской области от *Дата* по гражданскому делу по иску Полушина А. Ф. к Обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис и К» «О признании действий незаконными, понуждении произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, взыскании штрафа, компенсации морального вреда», надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Полушина А. Ф. - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 329, 331, 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░ *░░░░* ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ _____________________ ░.░. ░░░░░░░