Дело № 2-4/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2015 года г. Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монге-Далай Ч.Ч., при секретаре Кыргыс Т.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куулара А.К. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва о признании незаконным приказа, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка и компенсации морального вреда,
с участием истца Куулара А.К. и его представителя Ондара М.С., представителей ответчиков Сат А.А., Марюхиной М.А., Ульяновой Е.С. и Пастухова С.АК., а также заместителя прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва Сарыглар О.А.,
установил:
Куулар А.К. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва (далее – ФКУ № УФСИН России по РТ) с иском о признании приказов недействительными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, указывая на то, что согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Республике Тыва служил в <данные изъяты> системе. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа УФСИН России по Республике Тыва № «О зачислении в распоряжение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва» был зачислен в распоряжение федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний в Республике Тыва» в должности <данные изъяты> <данные изъяты>. 03.12.2013 г. мне было вручено уведомление № об увольнении в связи с сокращением штатов. При этом ему не предлагались другие должности со служебными обязанностями, соответствующими его квалификации (ч. 1 ст. 180 ТК РФ). Считает, что нарушено трудовое законодательство, при данном сокращении должны были учитываться преимущественные права всех сокращаемых лиц (ст. 179 ТК РФ), он является семейным человеком, на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, безработная жена, отец инвалид и несовершеннолетние братья и сестры. Его источник дохода является единственным источником средств к существованию, иных заработков и доходов у семьи нет. В данное время он выплачивает ипотечный кредит. Указанные обстоятельства также не были учтены работодателем при принятии решения о его увольнении. Приказом УФСИН России по Республике Тыва от 02.12.2013 г. № был уволен с 02.12.2031 г. на основании п. «е» ч. 1, ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ в связи с сокращением штата работников организации, без уведомления о предстоящем увольнении. Считает свое увольнение незаконным, так как ссылка на п. «е» ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ несостоятельна, поскольку данное положение применимо только при ликвидации или реорганизации органов внутренних дел. В действительности никакой ликвидации или реорганизации федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний в Республике Тыва» не было. Просит признать незаконным и отменить приказ УФСИН России по Республике Тыва от 02.12.2013 г. №, восстановить на работе со 02 декабря 2013г. в федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний в <адрес>» в должности <данные изъяты>, а также взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.
В последующем исковые требования неоднократно уточнялись в части размера подлежащих ко взысканию заработка, в остальной части требования не изменились: просит признать приказ незаконным, восстановить на работе в должности <данные изъяты>, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула со дня увольнения по день восстановления, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, судебные расходы на представителя в сумме 15000 рублей и транспортные расходы в сумме 990 рублей.
В судебном заседании истец иск и уточнение к иску полностью поддержал, пояснил, что все пояснения будут даны его представителем.
Представитель истца Ондар М.С., действующий на основании доверенности, иск и уточнение к иску также поддержал, дополнил, что желает акцентировать внимание на то, что сокращения штатов или реорганизации не было, поэтому ответчик должен доказать факт реорганизации, что должно быть внесено в государственный реестр, при отсутствии такого, уведомление и все остальное не имеет правового значения, поэтому исковые требования, считают, подлежат полному удовлетворению.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва Сат А.А., действующая по доверенности, иск не признала полностью, просила отказать по изложенным в возражении доводам.
Привлеченный к участию в деле в качестве соответчика представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва Марюхина М.А. пояснила, что считают, что увольнение истца произведено законно, в соответствии с законодательством, нарушения по порядку увольнения ими не допущено, поддержала письменное возражение на иск.
Представители Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва Ульянова Е.С. и Пастухов С. С иском не согласились, поддержали доводы коллег Сат А.А. и Марюхиной М.А.
Выслушав участвующих в деле лиц и, изучив материалы дела, также заслушав прокурора, полагавшего иск подлежащим отказу в удовлетворении в связи с соблюдением порядка увольнения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".
Порядок увольнения сотрудников УФСИН регулируется статьей 60 вышеуказанного Положения и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № от 06.06.2005 г.
В соответствии с п. "е" ст. 58 Положения увольнение сотрудников органов внутренних дел по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел допускается в случае невозможности использования сотрудника по службе.
В пункте 17.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ указано, что увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе.
Согласно ч. 3 ст. 60 указанного Положения сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении не позднее за 2 месяца до увольнения, за исключением сотрудников органов внутренних дел, увольняемых за нарушение контракта, а также в соответствии с пунктами "ж", "к", "л", "м", "н", "о", "п" ст. 58 Положения.
Кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы.
Изменение типа ФБУ № УФСИН России по РТ на ФКУ ИК-4 УФСИН России по РТ подтверждено приказом ФСИН МЮ РФ от 30.12.2010 № выпиской ЕГРЮЛ, Уставом.
Согласно общим положениям Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва», утвержденного приказом ФСИН России от 30.12.2010 №, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва» является учреждением уголовно-исполнительной системы …(п.1.1) и юридическим лицом… (п.1.7). Структура и штатная численность Учреждения утверждаются Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва в соответствии с нормативами, лимитами финансирования, типовыми структурами и штатами, утвержденными ФСИН России (п.1.12). Правовую основу деятельности Учреждения составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные правовые акты, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты и настоящий Устав (п.1.13).
Согласно п.п.3.6 и 3.7 Устава, порядок прохождения службы (работы) и оплаты труда сотрудников и гражданского персонала Учреждения регламентируется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Трудовые отношения в Учреждении регламентируются трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащим нормы трудового права.
Управление Учреждением предусмотрено разделом 1У Устава.
Согласно п.4.1 Устава Управление Учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Республике Тыва и руководство Учреждения (начальник и его заместители). ФСИН России в отношении Учреждения осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (абз. 5 п.4.2 Устава). УФСИН России по Республике Тыва в отношении Учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утверждение штатной численности и фонда оплаты труда работников Учреждения и внесение в них изменений (абз.2 п.4.3 Устава). Непосредственное управление Учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом осуществляет начальник Учреждения (п.4.4). Начальник Учреждения в пределах своих полномочий принимает на службу (работу), заключает контракты (трудовые договоры), назначает на должность, перемещает, освобождает от должности и увольняет работников Учреждения, утверждает решение аттестационной комиссии Учреждения (абз.10 п.4.6 Устава).
Судом установлено, что с 25 мая 2007 года приказом № от 25.08.2007 и №с от 12.07.2007 Куулар А.К. назначен и служил в уголовно-исполнительной системе непрерывно <данные изъяты>
15 января 2009 года между ФСИН России по РТ и Кууларом А.К. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной инспекции в должности <данные изъяты> ФБУ № УФСИН России по РТ.
В пункте 8.3 Контракта предусмотрено основание досрочного расторжения его по сокращению штатов.
Приказом УФСИН России по Республике Тыва от 25 июля 2013 года № Куулар А.К. зачислен в распоряжение Федерального казенного учреждения Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва в должности <данные изъяты>.
Приказом УФСИН России по Республике Тыва от 02 декабря 2013 года №, <данные изъяты> внутренней службы Куулар А.К., <данные изъяты> уволен со 2 декабря 2013 года по статье 58 части 1 пункта «е» Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов). Основанием указано: приказ УФСИН России по Республике Тыва от 18.07.2013 года №265. Уведомление направлено Куулару А.К. 03.12.2013 исх. №
Согласно приказу УФСИН России по Республике Тыва от 18.07.2013 года № внесены изменения в штатное расписание ФКУ № УФСИН России по РТ от 13.12.2012 № в дежурной части <данные изъяты> указано: <данные изъяты> –<данные изъяты>, 1 единица.
Куулар А.К. ознакомлен лично под роспись 23.07.2013 года.
23 июля 2013 года Куулар А.К. был уведомлен об увольнении из органов уголовно-исполнительной инспекции по сокращению штатов по п. «е» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
02 декабря 2013 года начальником УФСИН России по РТ Б.. Куулар А.К. представлен к увольнению из уголовно-исполнительной инспекции по сокращению штатов по п. «е» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. С представлением Куулар А.К. ознакомлен 03.12.2013.
Приказом от 04 декабря 2013 года Куулару А.К. установлена ежемесячная выплата оклада по специальному званию с 03 декабря 2013 года по 02 декабря 2014 года.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с вышеуказанным Приказом от 18.07.2013 года №, занимаемая истцом должность была сокращена, равнозначных или вышестоящих должностей, которые могли бы быть предложены истцу как на момент его уведомления о предстоящем увольнении, так и на момент увольнения, во ФСИН России не имелось, поэтому истцу обоснованно вручено уведомление о предстоящем увольнении, поскольку решение об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.
23 сентября, 29 и 30 октября, 19 и 26 ноября 2013 года истцу предлагались вакантные должности в иных субъектах, для замещения которых истец устно-письменно не обращался.
В материалы дела представлено письмо ФКУ № УФСИН России по РТ в ГУ-ЦЗН <адрес> кожууна о направлении сведений о сокращении штата ФКУ № УФСИН России по РТ со списком лиц.
Проверяя доводы истца об оспаривании подписей в уведомлении о предстоящем увольнении, определением от 10 апреля 2014 года по данному делу была назначена почерковедческая экспертиза, которая проведена ФБУ Красноярская лаборатория судебной экспертизы МЮ РФ. На разрешение экспертов были поставлены вопросы: «Выполнены ли в уведомлении об увольнении из органов <данные изъяты> Куулар А.К. от 23 июля 2013 года слова «23 июля» и «подпись Куулар А.К.» Кууларом А.К.? Соответствует ли давность произведенной записи указанному в нем времени?
Согласно заключению эксперта ФБУ Красноярская лаборатория судебной экспертизы МЮ РФ П. от 20 ноября 2014 года №), рукописные записи «23 июля» и «Куулар А.К.», расположенные в уведомлении об увольнении из органов уголовно-исполнительной системы Куулара А.К. от 23 июля 2013 года после печатного текса «Решение о предстоящем увольнении мне объявлено», выполнено Кууларом А.К. Подпись от имени Куулра А.К., расположенная в уведомлении об увольнении из органов уголовно-исполнительной системы Куулара А.К. от 23 июля 2013 год в строке «фамилия, подпись сотрудника», выполнена самим Кууларом А.К..
Согласно заключению эксперта ФБУ Красноярская лаборатория судебной экспертизы МЮ РФ З. от ДД.ММ.ГГГГ № в уведомлении об увольнении из органов уголовно-исполнительной системы Куулара А.К. от 23 июля 2013 года установить время выполнения подписи, расшифровки подписи о имени Куулара А.К., записи «23 июля», а следовательно, и соответствие времени их выполнения дате, указанной в документе -23.06.2013, не представляется возможным по причинам, указанным в п.2 исследовательской части заключения.
Данные заключения экспертов оформлены в соответствии с требованиями закона, каких-либо сомнений относительно достоверности выводов экспертов у суда не возникло, а экспертиза проведена компетентными экспертами.
Таким образом, проверив доводы истца, связанные с его увольнением, суд на основании представленных доказательств и, с учетом требований закона, суд приходит к выводу об отсутствии признаков неправомерности в действиях ответчика по увольнению истца по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по сокращению штатов и об отказе истцу в удовлетворении требований о признании приказа незаконным и восстановлении в должности, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по сокращению штатов и был соблюден установленный законом порядок увольнения по данному основанию, факт сокращения штата работников нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, о сокращении штата работников и предстоящем увольнении истец был уведомлен в установленные законом сроки.
Таким образом, требование о восстановлении на работе не подлежит удовлетворению.
Поэтому также нет оснований для выплаты работнику среднего заработка время вынужденного прогула согласно ч.2 ст. 394 ТК РФ.
Поскольку требования о компенсации морального труда и возмещении судебных издержек являются производным от основного требования - о восстановлении на работе, то также нет оснований и для их удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Кууларом А.К. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва и Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Тыва о признании незаконным приказа, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2015 года (25,26 июля-выходные дни).
Председательствующий Ч.Ч. Монге-Далай