Решение по делу № 2-3474/2015 от 23.03.2015

Дело № 2-3474/2015 Именем Российской Федерации Решение

ДД.ММ.ГГГГ                                                                             город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Черниенко Т.Е.,

при секретаре Свирщук Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Архангельской области в интересах Шипова Я. Я.вича к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес> Архангельской области обратился в суд с иском в интересах Шипова Я. Я.вича к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ АРО ФСС РФ) об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В обоснование заявленных требований указал, что Шипов Я.Я. включен в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями. Путевка на санаторно-курортное лечение до настоящего времени не предоставлена, ответчиком нарушено право истца на получение мер социальной поддержки в виде санаторно-курортного лечения. В связи с этим, прокурор просил обязать ГУ АРО ФСС РФ предоставить Шипову Я.Я. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

В судебном заседании помощник прокурора города Архангельска Савина М.Н. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Истец Шипов Я.Я., извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился.

Представитель ответчика ГУ АРО ФСС РФ Панас Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что бюджетные средства, выделенные отделению Фонда не покрывают всех расходов по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение. Все обязательства, возложенные на отделение Фонда по распределению средств федерального бюджета, исполнены. Поступившее в отделение Фонда ДД.ММ.ГГГГ заявление Шипова Я.Я. на обеспечение санаторно-курортным лечением зарегистрировано в установленные порядком сроки, поставлено на учет. Полагала, что требование о предоставлении путевки удовлетворению не подлежит, поскольку отделение Фонда сроков по предоставлению путевки не нарушало, в ее предоставлении не отказывало. В связи с этим, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация- социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной помощи.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ (далее - Закон), реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование, санаторно-курортное лечение.

Согласно частям 1, 5, 7 ст. 11 вышеназванного Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Для инвалида индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер, и он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В силу положений п. 8 ст. 6.1, ч. 1 ст. 6.2 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

Как следует из материалов дела, Шипов Я. Я.вич, 1944 года рождения, является инвали<адрес> группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой Вельского бюро медико-социальной экспертизы серии МСЭ<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Шипов Я.Я. обратился в ГУ - Архангельское региональное отделение фонда социального страхования РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями, подтвержденными справкой лечебного учреждения.

Материалами дела установлено, что заявление на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Шипова Я.Я. зарегистрировано в отделении Фонда 20.02.2014.

В соответствии с ч. 3 ст. 6.5 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 названного федерального закона, устанавливается Правительством РФ.

Согласно п. 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Часть 5 ст. 6.3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ предусматривает, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 названного закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу п. 3.3 и п. 3.6 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации статьи 6.3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Порядок от ДД.ММ.ГГГГ № 328), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный № 6189).

В соответствии с п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 256, срок действия справки на получение путевки составляет шесть месяцев.

В силу п. 3.7 и п. 3.8 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.

Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.

Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи» от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Содержание вышеуказанной нормы права свидетельствует о том, что Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, так как данная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.

Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд приходит к выводу о том, что ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив в федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

При этом учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.

Доказательств того, что на момент рассмотрения спора в суде Шипов Я.Я. утратил право на обеспечение его такой мерой социальной поддержки, как санаторно-курортное лечение, ответчик суду не представил.

Доводы ответчика о том, что бюджетные средства, выделенные отделению Фонда не покрывают всех расходов по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение, не могут быть приняты судом, поскольку само по себе отсутствие достаточного финансирования расходов на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление социальной гарантии в установленном законом порядке.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора <адрес> Архангельской области в интересах Шипова Я. Я.вича к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение подлежат удовлетворению.

По общему правилу обязанность устранить допущенное нарушение прав и свобод гражданина наступает по вступлению решения суда в законную силу, что соответствует принципу обязательности судебных постановлений, закрепленному в ст. 13 ГПК РФ.

Поскольку прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Шипова Я.Я., следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ должен исчисляться в соответствии с подп.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

В силу подп.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.

Таким образом, с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора <адрес> Архангельской области в интересах Шипова Я. Я.вича к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение- удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Шипову Я. Я.вичу путевку на санаторно-курортное лечение по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья                                                                                                            Т.Е. Черниенко

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-3474/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шипов Я.Я.
Шипов Я. Я.
Прокурор Вельского района
Ответчики
ГУ АРО ФСС РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
23.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2015Передача материалов судье
26.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2015Судебное заседание
05.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее