РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2019 года г. Павловский Посад
Судья Павлово-Посадского городского суда Московской области Комиссарова Г.С., при секретаре Березовской А.А., с участием административного истца Аверина А.А. и его представителя Вихрева П.В., административного ответчика военного комиссара гг.Павловский Посад и Электрогорск Московской области Черничкина С.Н., рассмотрев в порядке административного судопроизводства дело №2а-1172/2019 по административному исковому заявлению Аверина Алексея Алексеевича к военному комиссару гг.Павловский Посад и Электрогорск Московской области об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих,-
установил:
Аверин А.А. обратился в суд с административным иском (с учетом уточненного) о признании незаконным бездействия военного комиссариата гг.Павловский Посад, Электрогорск и Павлово-Посадского района Московской области, выразившееся в неуведомлении Аверина А.А. надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы в периоды весеннего и осеннего призывов 2014г., признании незаконными и отмене заключения призывной комиссии г.о.Электрогорск Московской области (протоколы заседания призывной комиссии №1 от 20.11.2015г. и №1 от 13.11.2018г.) о признании Аверина А.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и решение о выдачи справки взамен военного билета, и обязании военного комиссариата гг.Павловский Посад, Электрогорск и Павлово-Посадского района Московской области выдать Аверину А.А. военный билет. В обоснование своих требований административный истец указал, что решениями призывной комиссии г.о.Электрогорск Московской области (протокол заседания призывной комиссии №1 от 20.11.2015г. и протокол №1 от 13.11.2018г. ) ему было отказано в выдаче военного билета с зачислением в запас и принято решение выдать справку взамен военного билета с заключением: на основании п.1 ст.52 ФЗ от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет. Однако он считает, указанные заключения незаконными, т.к. в период весеннего, осеннего призыва 2014 г. вызовов на заседание призывной комиссии в его адрес не поступало. Повесток, ни почтовым отправлением, ни лично (по месту жительства или работы) он не получал и ему под роспись не вручалось. От воинской службы он не уклонялся, в период, подлежащий призыву на военную службу, место жительства и работы не менял. Розыск в отношении его не объявлялся, к административной либо уголовной ответственности за уклонение от прохождения воинской службы он не привлекался. В результате он не прошел военную службу по призыву до достижения 27 лет по независящим от меня причинам. Доказательств обратного у административного ответчика нет в материалах личного дела призывника, а также не было представлено в суде.
Административный истец Аверин А.А. и его представитель Вихрев П.В. в суд явились, административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик военный комиссар гг.Павловский Посад и Электрогорск Московской области Черничкин С.Н в суд явился, возражал против удовлетворения административного иска, по основаниям изложенным в письменном отзыве, заявил ходатайство о применении срока исковой давности на подачу административного иска.
Проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит, что административное исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Согласно п.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу п.1 ст.2 КАС РФ порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п.3 ст.2 КАС РФ предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу п.2 ст.14 суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Согласно п.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с п.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу п.5 ст.219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Согласно п.6 ст.219 КАС РФ несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
В соответствии с п.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении данного административного дела судом установлено, что Аверин А.А. 21.12.1987 года рождения с 02.02.2004г. состоит на учете в военном комиссариате гг.Павловского Посада и Электрогорска Московской области, что подтверждается удостоверением гражданина, подлежащего призыву на военную службу. С 23.03.2016г. постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>. Ранее в период с 21.04.1995г. по 23.03.2016г. постоянно проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>
С 25.12.2009г. Аверин А.А. являлся сотрудником органов внутренних дел, а с 01.10.2016г. проходит службу в рядах Росгвардии – 5 ОБП УВО по ЦАО ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве» в должности полицейского (водителя) роты, в звании старший сержант полиции.
Аверин А.А. имеет высшее образование, в 2014г. окончил ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю.Витте» по специальности «Юриспруденция», присвоена квалификация «Юрист».
С 2005 по 2009г. имел отсрочку от призыва граждан на военную службу по п.2 ст.24 ФЗ от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», о чем имеется отметка в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и подтверждается материалами личного дела призывника.
21.12.2014г. Аверин А.А. достиг возраста 27 лет.
В связи с тем, что по месту работы Аверина А.А. обязали встать на специализированный учет, как сотрудника Росгвардии, в военкомате по месту жительства, и предоставить военный билет с зачислением в запас, Аверин А.А. осенью 2018г. обратился в военкомат гг.Павловского Посада и Электрогорска Московской области.
Однако решением призывной комиссии г.о.Электрогорск Московской области (протокол заседания призывной комиссии №1 от 13.11.2018г.) Аверину А.А. было отказано в выдаче военного билета с зачислением в запас и принято решение выдать справку взамен военного билета с заключением: на основании п.1 ст.52 ФЗ от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет. Отказ был выдан ему в письменном виде 17.06.2019г. №2/1396 за подписью военного комиссара г.Павловского Посада и Электрогорска М.О. Черничкина С.Н., после его письменного обращения от 03.06.2019г. на имя военного комиссара.
Также из материалов личного дела призывника, представленного в суд административным ответчиком, следует, что 20.11.2015г. призывной комиссией (протокол №1 от 20.11.2015г.) также было принято решение о зачислении Аверина А.А. в запас на основании п.1 ст.52 указанного ФЗ, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подзаконными нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с указанным ФЗ.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 названного федерального закона).
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 г., статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее – Положение).
В данном Положении (пункт 34) указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из содержания приведенных выше правовых норм следует, что гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после 1 января 2014 года. Учитывая то обстоятельство, что Аверин А.А. достиг возраста 27 лет 21.12.2014г., юридически значимыми при рассмотрении данного дела, являются периоды весеннего и осеннего призывов 2014г.
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В силу пункта 18 Положения контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.05.2014 N 465, от 30.09.2017 N 1196)
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Согласно пункта 7 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006г. №719 персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами. За состояние воинского учета отвечают военные комиссары.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В силу пункта 4 указанной статьи Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
Согласно пункту 6 Положения оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) (далее - повестки).
В силу пункта 7 Положения вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 ст.31 Федерального закона №53-ФЗ).
Согласно пункта 10 Положения розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Положения председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки.
В силу пункта 12 Положения в случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) направляет соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
В силу пункта 16 Положения призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службы, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П
«По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность. Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере, принимая во внимание все обстоятельства,
вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
При рассмотрении данного дела судом установлено также, что административный истец с 25.12.2009г. являлся сотрудником органов внутренних дел, а с 01.10.2016г. является сотрудником Росгвардии. В связи с этим, в силу специфики его профессионально-трудовой деятельности следует учитывать положения пп.35-38 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006г. №719.
Согласно пункта 3 указанного Положения воинский учет военнообязанных, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, осуществляется военными комиссариатами по месту жительства или месту пребывания указанных граждан. В указанных войсках, органах и учреждениях воинский учет граждан осуществляется в порядке, определяемом настоящим Положением применительно к организациям. Снятие с общего воинского учета и зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах по мотивированным ходатайствам указанных войск, органов и учреждений, направляемым в военные комиссариаты по месту жительства или месту пребывания граждан, с приложением именных списков.
В силу пункта 37 указанного Положения руководители соответствующих органов внутренних дел, органов управления, подразделений (органов) и организаций войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих войсках, органах и учреждениях, а также обучение в образовательных организациях указанных войск, органов и учреждений.
Согласно п.38 указанного Положения контроль за осуществлением воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, возлагается на органы военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты.
Как следует из материалов данного дела в юридически значимый период весеннего и осеннего призывов 2014г. повесток, ни почтовым отправлением, ни лично по месту жительства или работы Аверин А.А. не получал и под роспись ему не вручалось. Хотя, как следует из материалов личного дела призывника – Аверина А.А., военному комиссариату достоверно было известно точное место жительство (адрес регистрации по месту жительства) и место работы Аверина А.А.
Судом установлено, что в материалах личного дела призывника имеется только одна повестка за 2014г. о явке для прохождения призывной комиссии, назначенной на 04.04.2014г. в 9-00, в которой указано, что повестка отправлена почтой. Однако не имеется никаких сведений, подтверждающий факт отправки и вручения повестки под роспись Аверину А.А., как это требует законодательство. Административным ответчиком не было представлено почтового реестра, уведомления о вручении, иных надлежащих доказательств, подтверждающих вручение повесток Аверину А.А., хотя судом предлагалось представить административному ответчику указанные доказательства.
Книга учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток имеется в личном деле призывника только за 2009 и 2010г., что не относится к юридически значимому периоду.
Имеется также Список граждан, подлежащих изучению начальником отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу), отдела военного комиссариата Московской области по гг.Павловский Посад, Электрогорск и Павлово-Посадскому района Фоминых Н.Н. и подлежащих призыву на военную службу осенью 2014г., в котором под порядковым №9 значится Аверин А.А. с указанием «вызван на 27.11.2014г.». Однако никаких повесток (иных извещений) о его вызове и вручении ему под роспись на указанную дату в личном деле призывника нет и дополнительно административным ответчиком не представлено. Выписка из графика оповещения граждан, вызываемых на призывную комиссию осень 2014г., также не может свидетельствовать о надлежащем извещении Аверина А.А., т.к. в ней указано, что повестка на 27.11.2014г. помещена в почтовый ящик Аверину А.А. по адресу: <адрес>, т.к. дома никого нет.
Обязанность доказывания законности решения о признании Аверина А.А. лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, по смыслу положений ч.2 ст.62, п.11 ст.226 КАС РФ, возлагается на административного ответчика. Все неустранимые сомнения в доказанности уклонения призывника от призыва на военную службу, не имея на то законных оснований, толкуются в пользу административного истца.
Таким образом, суд приходит к выводу, что военным комиссариатом в период весеннего и осеннего призывов 2014г. не совершалось надлежащих и достаточных действий в отношении административного истца, направленных на проведение мероприятий по его призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в военный комиссариат ему в установленном законодательством порядке не вручались. В материалах дела отсутствуют доказательства, что Аверин А.А. уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в военкомат, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу в указанный период.
В связи с изложенным, суд считает, что Аверин А.А. в период весеннего и осеннего призывов 2014г. от воинской службы Аверин А.А. не уклонялся. В указанный период место жительства и работы не менял. Розыск в отношении его не объявлялся, к административной либо уголовной ответственности за уклонение от прохождения воинской службы он не привлекался. Доказательств обратного в материалах дела нет и административным ответчиком не представлено.
В результате суд приходит к выводу, что Аверин А.А. и не прошел военную службу по призыву до достижения 27 лет по независящим от него причинам. В связи с чем, исковые требования Аверина А.А. являются законными и обоснованными.
В ходе судебного разбирательства со стороны административного ответчика было заявлено письменное ходатайство о пропуске административным истцом срока исковой давности. Аверин А.А. возражал против данного ходатайства, представил письменное заявление, в котором также просил суд восстановить срок на обращение в суд.
Рассматривая данное юридически значимое обстоятельство, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 КАС РФ основными задачами административного судопроизводства являются в частности, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со ст.9 КАС РФ установлен принцип законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел, который обеспечивается соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав.
Согласно п.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с п.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено судом и следует из материалов дела, о бездействии военного комиссариата, которое выразилось в ненадлежащем уведомлении Аверина А.А. о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы в периоды весеннего и осеннего призывов 2014г., а также об обжалуемом заключении призывной комиссии от 20.11.2015г. протокол №1, административному истцу стало известно только при рассмотрении данного дела в суде, после ознакомления с материалами его личного дела призывника, представленном административном ответчиком. На заседании призывной комиссии 20.11.2015г. Аверин А.А. не был, в надлежащем порядке, установленном действующим законодательством, не вызвался. Повестки на проведение призывных мероприятий весеннего и осеннего призывов 2014г. и заседание призывной комиссии 20.11.2015г. ему не вручались. В нарушение п.35 Положения о призыве на военную службу, утвержденным постановлением Правительства РФ №663 от 11.11.2006г., указанное решение (заключение) Аверину А.А. объявлено не было.
Судом также установлено, что заключение призывной комиссии от 13.11.2018г. протокол №1 было принято в присутствии Аверина А.А. Отказ был выдан ему в письменном виде 17.06.2019г. №2/1396 за подписью военного комиссара г.П-Посада и Электрогорска М.О. Черничкина С., после письменного обращения административного истца 03.06.2019г. на имя военного комиссара. Однако судом учитывается тот факт, что до получения данного отказа, Аверин А.А. пытался разрешить возникший спор во внесудебном порядке, обращался к военному комиссару, главе призывной комиссии, собирал и представлял административному ответчику справки и ходатайства с места работы. Данные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются. Но в досудебном порядке, без обращения в суд данный вопрос разрешить не удалось.
В связи с изложенным, суд считает возможным восстановить Аверину А.А. срок на обращение в суд с административным иском, признав причины пропуска срока уважительными, т.к. Аверин А.А. не знал и не мог знать о бездействии ответчика и принятом заключении от 20.11.2015г. протокол №1, узнал об этом только из материалов личного дела призывника при рассмотрении дела в суде и, тем самым, не имел возможности своевременно обжаловать их, а после принятия заключения от 13.11.2018г. протокол №1 пытался решить вопрос в досудебном порядке.
При таких обстоятельствах уточненные административные исковые требования Аверина А.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 62, 175-180, 227 КАС РФ, суд-
решил:
Административное исковое заявление Аверина Алексея Алексеевича удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие военного комиссариата гг.Павловский Посад, Электрогорск и Павлово-Посадского района Московской области, выразившееся в неуведомлении Аверина Алексея Алексеевича надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы в периоды весеннего и осеннего призывов 2014г.
Признать незаконными и отменить заключение призывной комиссии г.о.Электрогорск Московской области (протоколы заседания призывной комиссии №1 от 20.11.2015г. и №1 от 13.11.2018г.) о признании Аверина Алексея Алексеевича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и решение о выдачи справки взамен военного билета, и обязать военный комиссариат гг.Павловский Посад, Электрогорск и Павлово-Посадского района Московской области выдать Аверину Алексею Алексеевичу военный билет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение тридцати дней, после его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 22.07.2019 года.
Судья Г.С.Комиссарова