Дело № 2а-226/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 декабря 2020 года с. Табуны
Табунский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего - судьи Мозер А.И.,
при секретаре Тищенко Т.И.,
с участием административного ответчика Нифонтова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №9 по Алтайскому краю к Нифонтову Владимиру Ильичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2, просила взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 5407,13 рублей, в том числе пеню – 64,13 рублей.
В обоснование административных исковых требований, указано, что административный ответчик ФИО2 в 2018 году являлся плательщиком транспортного налога, поскольку владел на праве собственности транспортными средствами: грузовыми автомобилями: <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № (ШПИ 65094438267873) об уплате за 2018 год транспортного налога в размере 5342,00 рублей. Установлен срок уплаты – до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленный срок налоги уплачены не были, в связи с чем, налоговым органом ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (ШПИ 65097344106298) о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить задолженность по транспортному налогу в размере 5342,00 рублей (пеня – 65,13 рублей).
Поскольку требование в установленный срок исполнено не было инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> был вынесен судебный приказ, который впоследствии отменен определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями от ФИО2
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признал, указав, что налоги он всегда платит в установленные сроки, в том числе, и за принадлежащие ему в 2018 году автомобили; требование об уплате налогов и пени ему налоговым органом не было направлено по месту его жительства, лично ему требование также никто не вручал, просил в иске Межрайонной ИФНС России № по <адрес> отказать.
На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие неявившегося представителя административного истца.
Исследовав материалы дела, выслушав административного ответчика ФИО2, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1 ст. 363 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч. 3 ст. 363 НК РФ)
Судом установлено, что в 2018 году на имя ФИО2 были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- грузовые автомобили:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Ч. 1 п.1 ст. 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О транспортном налоге на территории <адрес>» налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно составляет 10 рублей, грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно 25 рублей.
Таким образом, размер транспортного налога за 2018 год, подлежащего уплате административным ответчиком, учитывая владение автомобилем <данные изъяты>
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу пункта 4 статьи 52 того же Кодекса налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).
В соответствии с п. 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
В материалы дела представлены:
- налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым на ФИО2 была возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ уплатить транспортный налог за 2018 год в размере 5342,00 рублей.
Уведомление налогового органа в установленный срок ФИО2 исполнено не было, в связи с чем, налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога в сумме 5342,00 рублей и пени в сумме 65,13 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, разрешая спор, суд приходит к выводу, что налоговым органом не соблюден порядка истребования с ответчика недоимки по налогам и пени, доведения указанной информации до налогоплательщика, в установленном законом порядке.
Поскольку, как установлено судом, требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога и пени по месту жительства налогоплательщика ФИО2 не направлялось, основания для взыскания заявленных недоимок по налогам и пени в судебном порядке отсутствуют.
Законодателем установлен порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. п. 1, 2, 5, 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что при неисполнении обязанности по уплате налога, указанного в налоговом уведомлении, налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
Аналогичное правило закреплено в ст. 286 КАС РФ.
В статье 11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов и пени направлено МИФНС России № по <адрес>, как и ранее направленное уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, на имя ФИО2 по адресу: <адрес>-44/2.
Согласно адресной справке ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>-44/2, <адрес>.
Как следует из ответа заместителя начальника Славгородского почтамта УФПС <адрес>, причиной досылки заказного письма №, адресованного ФИО2 в <адрес> (с вложением – налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ), явилась осведомленность почтальона о его фактическом месте жительства.
Вместе с тем, требование об уплате налога и пени № от ДД.ММ.ГГГГ, направленное ДД.ММ.ГГГГ административным истцом по этому же адресу налогоплательщика ФИО2 (<адрес>-44/2) последним не получено, в том числе и по фактическому месту жительства, что не оспаривается административным истцом и следует из официального сайта Почты России.
Поскольку по месту жительства налогоплательщика ФИО2 требование налоговым органом надлежащим образом не направлялось, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № по <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда путем подачи жалобы через Табунский районный суд Алтайского края.
Мотивированное решение составлено 10.12.2020.
Судья подпись Мозер А.И.
Судья Табунского районного суда
Алтайского края А.И. Мозер
Секретарь с/з Т.И. Тищенко
Решение вступило в законную силу:________________
УИД: 22RS0050-01-2020-000319-80
Подлинник подшит в деле №2а-226/2020
Табунского районного суда Алтайского края