Решение по делу № 2-1494/2022 от 25.04.2022

УИД: 04RS0021-01-2022-002318-79

В окончательной форме решение суда принято 20.06.2022 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Зеркалий М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1494/2022 по иску Мартыновой Натальи Васильевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Бурятия, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Мартынова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Бурятия о взыскании причиненного ей морального вреда в сумме 200000 руб.

Требования основаны на том, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 19.02.2021 года от УФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия ею было получено уведомление о проведении документарной проверки принадлежащего ей земельного участка. По результатам проверки, с учетом данных публичной кадастровой карты, было установлено, что земельный участок находится в лесном массиве, на протяжении всего участка протекает река, данный участок зарос различной растительностью и не используется по назначению. Инспектором Россельхознадзора в отношении истца был составлен протокол об административном правонарушении, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Впоследствии на основании постановления мирового судьи ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб., а также назначено наказание за неисполнение предписания. Однако, принадлежащий ей участок, находится рядом с лесным массивом и используется по назначению. Правонарушения были вменены ввиду имевшейся реестровой ошибки.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по РБ», Трушкина Т.Г.

Истец Мартынова Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания извещена надлежаще, направила в суд представителя.

В судебном заседании представитель истца Мартынова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Бурятия на основании доверенности Рычков М.Н. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях, суду пояснил, что полагает требования истца не подлежащими удовлетворению, так как в данном случае отсутствует такой элемент состава правонарушения со стороны государства, как причинно-следственная связь между действиями Управления Росреества по РБ и возникновением у истца убытков. Истцом не представлено доказательств, что незаконные действие или бездействие должностного лица причинили моральный вред. Просит исковые требования оставить без удовлетворения.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание своих представителей не направила, о месте и времени слушания по делу извещены надлежащим образом.

Третьи лица Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по РБ», Трушкина Т.Г. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени слушания по делу, от представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия поступило ходатайство орассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из данной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

К отношениям, связанным с причинением вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, применяются нормы главы 59 (Обязательства вследствие причинения вреда) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, закреплены в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностного лица государственного органа, от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель бюджета по ведомственной принадлежности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. № 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с пунктом 5.17(1) данного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций.

Таким образом, в качестве надлежащего ответчика по данному иску должна выступать Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, как главный распорядитель средств федерального бюджета по отношению к своим территориальным органам.

Судом установлено, что Мартынова Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ..., участок находится примерно в 5,5 км от ориентира по направлению на юго-восток, наименование ориентира ОМЗ 58 ур. Землянка, общей площадью 16000 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 года №01, отделом государственного земельного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия была проведена внеплановая документарная проверка по использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером

Актом проверки органом государственного контроля (надзора) от 31.03.2021 года было установлено, что на земельном участке произрастает древесная, кустарниковая и многолетняя сорная растительность, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в момент осмотра земельного участка не проводился. При проверке замер координат, фотосъемка осуществлялась навигатором, при составлении акта использовались сведения автоматизированной информационной системы АИС ИЗК Республики Бурятия, Публичная кадастровая карта Росреестра.

По результатам проверки Мартыновой Н.В. было выдано предписание от 31.03.2021 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

На основании предписания Мартыновой Н.В. необходимо было провести мероприятия по защите земельного участка от зарастания древесно-кустарниковой растительности площадью 1,4 га и приступить к его использованию в соответствии с видом разрешенного использования.

Ввиду неисполнения предписания постановлением мирового судьи судебного участка №1 Прибайкальского района Республики Бурятия от 23.11.2021 года Мартынова Н.В. привлечена к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Однако, в соответствии с решением Прибайкальского районного суда РБ от 03.02.2022 года постановление мирового судьи судебного участка №1 Прибайкальского района РБ было отменено, производство по делу прекращено.

Кроме того, постановлением начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по РБ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и РБ №235 от 14.04.2021 года, Мартынова Н.В. была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ к административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.

Ввиду неисполнения указанного постановления, постановлением мирового судьи судебного участка №1 Прибайкальского района Республики Бурятия от 21.09.2021 года, оставленным без изменения решением судьи Прибайкальского районного суда РБ от 25.11.2021 года, Мартынова Н.В. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.04.2022 года постановление мирового судьи судебного участка №1 Прибайкальского района Республики Бурятия от 21 сентября 2021 года и решение судьи Прибайкальского районного суда РБ от 25.11.2021 года, вынесенные в отношении Мартыновой Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, оставлены без изменения.

Вместе с тем, решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Бурятия от 21.01.2022 года №КУВД-001/2022-2245078 установлена реестровая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером Наличие реестровой ошибки обусловлено следующим: описание местоположения границ земельного участка содержащееся в ЕГРН, не соответствует сведениям, содержащимся в картографическом материале, подтверждающем местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, содержащемся в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Таким образом, отделом государственного земельного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия проверка была проведена в отношении иного земельного участка, не принадлежащего Мартыновой Н.В.

Определением №20 от 26.04.2022 года государственного инспектора отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по Республике Бурятия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и РБ, выданное Мартыновой Н.В. предписание отменено.

Обращаясь в суд, истец указывает, что в результате незаконных действий сотрудников Управления Росреестра по РБ, допустивших ошибку при постановке принадлежащего ей земельного участка на кадастровый учет, Мартыновой Н.В. был причинен моральный вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная исемейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом условий или оснований ответственности за причинение морального вреда. В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания.

Указанное положение также отражено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10, рекомендующего суду выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

В силу пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

На момент государственной регистрации земельного участка с кадастровым номером принадлежащий в настоящее время Мартыновой Н.В., действовал Федеральный закон от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон № 122-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.9 данного Закона № 122-ФЗ, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (далее также - органы по государственной регистрации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав).

Согласно п.3 ст.9 Закона № 122-ФЗ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах; принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей; выдача правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

В силу п.1 ст.12 Закона № 122-ФЗ, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в п.1 ст.17 Закона № 122-ФЗ.

В соответствии сданным положением, обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Согласно п.3 ст.12 Закона № 122-ФЗ, разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом «О государственномкадастре недвижимости» его государственного учета (далее - кадастровый номер).

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета.

На момент обращения к ответчику с заявлением о государственной регистрации земельного участка, постановка спорного земельного участка на кадастровый учет была осуществлена на основании землеустроительного дела №405, выполненного ИП Трушкиной Т.Г., Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия (впоследствии данные функции исполняло ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра»).

В составе землеустроительного дела имеется Схема границ земельного участка, отображающая местоположение границ земельного участка, а также ведомость вычисления площади земельного участка, содержащая каталог координат поворотных точек границ земельного участка.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», в редакции, действовавшей на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 24 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», в редакции, действовавшей на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, установлено, что лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В соответствии с выявленной реестровой ошибкой, по земельному участку истца неверно указан каталог координат поворотных точек границ земельного участка.

Указанный каталог координат поворотных точек границ земельного участка был подготовлен ИП Трушкиной Т.Г. при производстве землеустроительного дела.

Как следует из материалов дела, Управлением Роснедвижимости по РБ в государственный кадастр недвижимости были внесены координаты характерных точек границ земельного участка в таком виде, какие содержатся в землеустроительном деле.

Учитывая изложенное, оснований полагать, что при постановке на учет земельного участка истца ответчиком Управлением Росреестра по РБ не были выполнены обязанности по надлежащей проверке документов заявителя, не имеется.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных ворган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в томчисле в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Реестровая ошибка в описании местоположения границ земельного участка истца, заключающаяся в неверном расположении земельного участка, выявлена Управлением Росреестра по РБ при рассмотрении обращения Мартыновой А.А. от 24.11.2021 года.

Порядок действий органа регистрации прав при выявлении реестровой ошибки установлен Порядком изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденным Приказом Росреестра от 01.06.2021 года №П/0241.

Так, при выявлении органом регистрации прав реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах земельного участка, должностное лицо органа регистрации прав, выявившее такую ошибку, готовит письмо-поручение об определении местоположения границ земельного участка в подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра»).

Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в срок не более двух месяцев подготавливает в электронном виде один из следующих документов, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого учреждения: отчет о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств (далее - Отчет); заключение о невозможности определения координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств (далее - Заключение) в соответствии с письмом-поручением с указанием причин (п.9 Порядка).

На основании Отчета, Заключения или межевого плана, указанного в абзаце втором пункта 6 Порядка, орган регистрации прав в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления Отчета, Заключения или межевого плана, содержащего результаты необходимых измерений и вычислений в отношении описания местоположения границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств со значениями координат характерных точек указанных границ, позволяющих исправить реестровую ошибку, готовит Решение и не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия Решения, направляет его заинтересованным лицам (правообладателям всех объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых требуется внести изменения в связи с устранением реестровых ошибок) или в соответствующие органы для исправления такой ошибки (п.13 Порядка).

Управлением Росреестра по РБ направлено письмо-поручение в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ об определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 03:16:500132:20.

21.01.2022 года Управлением Росреестра принято решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.

С учетом изложенного, в действиях сотрудников Управления Росреестра по РБ действий, нарушающих прав истца, не установлено.

Кроме того, истец Мартынова Н.В. в обоснование своих требований о причинении ей морального вреда не указала на нарушение действиями ответчиков ее личных неимущественных прав и нематериальных благ. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о причинении ей морального вреда, истцом суду не представлено.

Следовательно, требование истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей удовлетворению не подлежит.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также учитывает, что пункт 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.

Из буквального содержания вышеприведенных положений закона и правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.

Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный публичной властью, прямо не предусматривает компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мартыновой Натальи Васильевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Бурятия, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о возмещении морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Е.А. Богомазова

УИД: 04RS0021-01-2022-002318-79

В окончательной форме решение суда принято 20.06.2022 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Зеркалий М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1494/2022 по иску Мартыновой Натальи Васильевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Бурятия, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о возмещении морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Мартынова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Бурятия о взыскании причиненного ей морального вреда в сумме 200000 руб.

Требования основаны на том, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 19.02.2021 года от УФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия ею было получено уведомление о проведении документарной проверки принадлежащего ей земельного участка. По результатам проверки, с учетом данных публичной кадастровой карты, было установлено, что земельный участок находится в лесном массиве, на протяжении всего участка протекает река, данный участок зарос различной растительностью и не используется по назначению. Инспектором Россельхознадзора в отношении истца был составлен протокол об административном правонарушении, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Впоследствии на основании постановления мирового судьи ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб., а также назначено наказание за неисполнение предписания. Однако, принадлежащий ей участок, находится рядом с лесным массивом и используется по назначению. Правонарушения были вменены ввиду имевшейся реестровой ошибки.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по РБ», Трушкина Т.Г.

Истец Мартынова Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания извещена надлежаще, направила в суд представителя.

В судебном заседании представитель истца Мартынова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Бурятия на основании доверенности Рычков М.Н. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях, суду пояснил, что полагает требования истца не подлежащими удовлетворению, так как в данном случае отсутствует такой элемент состава правонарушения со стороны государства, как причинно-следственная связь между действиями Управления Росреества по РБ и возникновением у истца убытков. Истцом не представлено доказательств, что незаконные действие или бездействие должностного лица причинили моральный вред. Просит исковые требования оставить без удовлетворения.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание своих представителей не направила, о месте и времени слушания по делу извещены надлежащим образом.

Третьи лица Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по РБ», Трушкина Т.Г. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени слушания по делу, от представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия поступило ходатайство орассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из данной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

К отношениям, связанным с причинением вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, применяются нормы главы 59 (Обязательства вследствие причинения вреда) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, закреплены в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностного лица государственного органа, от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель бюджета по ведомственной принадлежности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. № 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с пунктом 5.17(1) данного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций.

Таким образом, в качестве надлежащего ответчика по данному иску должна выступать Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, как главный распорядитель средств федерального бюджета по отношению к своим территориальным органам.

Судом установлено, что Мартынова Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ..., участок находится примерно в 5,5 км от ориентира по направлению на юго-восток, наименование ориентира ОМЗ 58 ур. Землянка, общей площадью 16000 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 года №01, отделом государственного земельного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия была проведена внеплановая документарная проверка по использованию земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером

Актом проверки органом государственного контроля (надзора) от 31.03.2021 года было установлено, что на земельном участке произрастает древесная, кустарниковая и многолетняя сорная растительность, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в момент осмотра земельного участка не проводился. При проверке замер координат, фотосъемка осуществлялась навигатором, при составлении акта использовались сведения автоматизированной информационной системы АИС ИЗК Республики Бурятия, Публичная кадастровая карта Росреестра.

По результатам проверки Мартыновой Н.В. было выдано предписание от 31.03.2021 года об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

На основании предписания Мартыновой Н.В. необходимо было провести мероприятия по защите земельного участка от зарастания древесно-кустарниковой растительности площадью 1,4 га и приступить к его использованию в соответствии с видом разрешенного использования.

Ввиду неисполнения предписания постановлением мирового судьи судебного участка №1 Прибайкальского района Республики Бурятия от 23.11.2021 года Мартынова Н.В. привлечена к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Однако, в соответствии с решением Прибайкальского районного суда РБ от 03.02.2022 года постановление мирового судьи судебного участка №1 Прибайкальского района РБ было отменено, производство по делу прекращено.

Кроме того, постановлением начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по РБ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и РБ №235 от 14.04.2021 года, Мартынова Н.В. была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ к административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб.

Ввиду неисполнения указанного постановления, постановлением мирового судьи судебного участка №1 Прибайкальского района Республики Бурятия от 21.09.2021 года, оставленным без изменения решением судьи Прибайкальского районного суда РБ от 25.11.2021 года, Мартынова Н.В. привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.04.2022 года постановление мирового судьи судебного участка №1 Прибайкальского района Республики Бурятия от 21 сентября 2021 года и решение судьи Прибайкальского районного суда РБ от 25.11.2021 года, вынесенные в отношении Мартыновой Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, оставлены без изменения.

Вместе с тем, решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Бурятия от 21.01.2022 года №КУВД-001/2022-2245078 установлена реестровая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером Наличие реестровой ошибки обусловлено следующим: описание местоположения границ земельного участка содержащееся в ЕГРН, не соответствует сведениям, содержащимся в картографическом материале, подтверждающем местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, содержащемся в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Таким образом, отделом государственного земельного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республики Бурятия проверка была проведена в отношении иного земельного участка, не принадлежащего Мартыновой Н.В.

Определением №20 от 26.04.2022 года государственного инспектора отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по Республике Бурятия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и РБ, выданное Мартыновой Н.В. предписание отменено.

Обращаясь в суд, истец указывает, что в результате незаконных действий сотрудников Управления Росреестра по РБ, допустивших ошибку при постановке принадлежащего ей земельного участка на кадастровый учет, Мартыновой Н.В. был причинен моральный вред.

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная исемейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом условий или оснований ответственности за причинение морального вреда. В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания.

Указанное положение также отражено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10, рекомендующего суду выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

В силу пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

На момент государственной регистрации земельного участка с кадастровым номером принадлежащий в настоящее время Мартыновой Н.В., действовал Федеральный закон от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон № 122-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст.9 данного Закона № 122-ФЗ, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (далее также - органы по государственной регистрации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав).

Согласно п.3 ст.9 Закона № 122-ФЗ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах; принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей; выдача правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

В силу п.1 ст.12 Закона № 122-ФЗ, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в п.1 ст.17 Закона № 122-ФЗ.

В соответствии сданным положением, обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Согласно п.3 ст.12 Закона № 122-ФЗ, разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре государственным учетным номером, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации и присвоенным этому объекту недвижимого имущества при осуществлении в соответствии с Федеральным законом «О государственномкадастре недвижимости» его государственного учета (далее - кадастровый номер).

Идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета.

На момент обращения к ответчику с заявлением о государственной регистрации земельного участка, постановка спорного земельного участка на кадастровый учет была осуществлена на основании землеустроительного дела №405, выполненного ИП Трушкиной Т.Г., Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия (впоследствии данные функции исполняло ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра»).

В составе землеустроительного дела имеется Схема границ земельного участка, отображающая местоположение границ земельного участка, а также ведомость вычисления площади земельного участка, содержащая каталог координат поворотных точек границ земельного участка.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», в редакции, действовавшей на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 24 Федерального закона от 18.06.2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», в редакции, действовавшей на момент постановки земельного участка на кадастровый учет, установлено, что лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В соответствии с выявленной реестровой ошибкой, по земельному участку истца неверно указан каталог координат поворотных точек границ земельного участка.

Указанный каталог координат поворотных точек границ земельного участка был подготовлен ИП Трушкиной Т.Г. при производстве землеустроительного дела.

Как следует из материалов дела, Управлением Роснедвижимости по РБ в государственный кадастр недвижимости были внесены координаты характерных точек границ земельного участка в таком виде, какие содержатся в землеустроительном деле.

Учитывая изложенное, оснований полагать, что при постановке на учет земельного участка истца ответчиком Управлением Росреестра по РБ не были выполнены обязанности по надлежащей проверке документов заявителя, не имеется.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных ворган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в томчисле в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Реестровая ошибка в описании местоположения границ земельного участка истца, заключающаяся в неверном расположении земельного участка, выявлена Управлением Росреестра по РБ при рассмотрении обращения Мартыновой А.А. от 24.11.2021 года.

Порядок действий органа регистрации прав при выявлении реестровой ошибки установлен Порядком изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденным Приказом Росреестра от 01.06.2021 года №П/0241.

Так, при выявлении органом регистрации прав реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах земельного участка, должностное лицо органа регистрации прав, выявившее такую ошибку, готовит письмо-поручение об определении местоположения границ земельного участка в подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра»).

Подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в срок не более двух месяцев подготавливает в электронном виде один из следующих документов, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого учреждения: отчет о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств (далее - Отчет); заключение о невозможности определения координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств (далее - Заключение) в соответствии с письмом-поручением с указанием причин (п.9 Порядка).

На основании Отчета, Заключения или межевого плана, указанного в абзаце втором пункта 6 Порядка, орган регистрации прав в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления Отчета, Заключения или межевого плана, содержащего результаты необходимых измерений и вычислений в отношении описания местоположения границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств со значениями координат характерных точек указанных границ, позволяющих исправить реестровую ошибку, готовит Решение и не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия Решения, направляет его заинтересованным лицам (правообладателям всех объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых требуется внести изменения в связи с устранением реестровых ошибок) или в соответствующие органы для исправления такой ошибки (п.13 Порядка).

Управлением Росреестра по РБ направлено письмо-поручение в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ об определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 03:16:500132:20.

21.01.2022 года Управлением Росреестра принято решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН.

С учетом изложенного, в действиях сотрудников Управления Росреестра по РБ действий, нарушающих прав истца, не установлено.

Кроме того, истец Мартынова Н.В. в обоснование своих требований о причинении ей морального вреда не указала на нарушение действиями ответчиков ее личных неимущественных прав и нематериальных благ. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о причинении ей морального вреда, истцом суду не представлено.

Следовательно, требование истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей удовлетворению не подлежит.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также учитывает, что пункт 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.

Из буквального содержания вышеприведенных положений закона и правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.

Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный публичной властью, прямо не предусматривает компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мартыновой Натальи Васильевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Бурятия, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о возмещении морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Е.А. Богомазова

2-1494/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мартынова Наталья Васильевна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия
Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Другие
Мартынова Анастасия Александровна
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по РБ»
Трушкина Татьяна Григорьевна
Управление Федеральной службы по ветеринарскому и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Богомазова Елена Андреевна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
25.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2022Передача материалов судье
27.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2022Подготовка дела (собеседование)
11.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее