Решение по делу № 2а-1883/2020 от 10.11.2020

№ 2а-1883/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Иваново 21 декабря 2020 года

Октябрьский районный суд г. Иваново в составе

председательствующего судьи Богуславской О. В.

при секретаре Виер О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к Короткову Е. В. о взыскании налоговой задолженности,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Иваново (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Короткову Е.В. Административный истец просит взыскать с административного ответчика в свою пользу недоимку по налогу на имущество физических лиц за2015, 2016 годы в размере <данные изъяты>, недоимку по земельному налогу за 2015, 2016 годы в размере <данные изъяты>,пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере <данные изъяты>.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Короткову Е.В. в 2015, 2016 годахпринадлежали 66/100 долей в праве общей долевой собственности нажилой дом с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером . Являясь налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налогасогласно требованиям ст. ст. 397, 409 Налогового кодекса РФ, Коротков Е.В. не исполнил налоговые обязательства за 2015, 2016 годы. В связи с неуплатой налогов, размер которых был исчислен в направленных Короткову Е.В. налоговых уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, Короткову Е.В. направлены требования об уплате налога № , , в которых выставлены пени согласност.75 Налогового КодексаРФ за неуплату налогов в установленный срок. Однако налоговая задолженность Коротковым Е.В. не уплачена до настоящего времени.

В судебное заседание административный истец Инспекция, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, представителя не направила.

Административный ответчик Коротков Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в порядке, предусмотренном гл. 9 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ), направленная по адресу его регистрации судебная корреспонденция не была им получена, при таких обстоятельствах суд, исходя из положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, усматривает основания считать извещение доставленным.

Исследовав и оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пп. 2 ст. 15, абз. 1 п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ).

Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 названного Кодекса, п. 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) наряду с другим имуществом жилой дом.

В силу п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (абз. 3 п. 1 ст. 402 налогового кодекса РФ).

Законом Ивановской области от 18.11.2014 N 90-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Ивановской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Ивановской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01.01.2015.

Решением Ивановской городской Думы от 26.11.2014 N 797 с 01.01.2015 на территории городского округа Иваново введен налог на имущество физических лиц в соответствии с гл. 32 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 1 указанного решения (в редакции решения Ивановской городской Думы от 23.12.2015 N 114) установлены налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе в отношении объекта налогообложения – жилого дома в размере 0,1 процента при кадастровой стоимости объекта налогообложениядо 2000000 рублей (включительно).

На основании п. 1 ст.409 Налогового кодекса РФналогподлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующегозаистекшим налоговымпериодом; налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

На основании п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. п. 2, 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 13.12.2001 № 16-П до 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование, что гарантировало устойчивость прав на землю и находящуюся на ней другую недвижимость; законодатель параллельно с процессом возрождения права частной собственности обеспечивал гражданам, по их выбору, возможность продолжать пользоваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или временного пользования либо переоформить имеющийся правовой титул на любой иной; право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, которое согласно прежнему регулированию являлось титулом прав на недвижимость и одновременно выступало в качестве одной из гарантий права собственности гражданина на находящийся на этом участке жилой дом, позволяя вместе с тем в какой-то мере компенсировать отсутствие права собственности на землю, не может не рассматриваться как обеспечивающее основу жизнедеятельности людей и направленное на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности. Соответственно, в отношении данного права действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки.

В силу ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ; право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется; право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется (п. 1); оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (п. 3).

Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 552 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Принцип единства строения и земельного участка последовательно закреплен, как в ныне действующем, так и в ранее действовавшем законодательстве: Положении о земельных распорядках в городах, утвержденном Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 13.04.1925; ст. 33 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, введенных в действие с 1968 года; ст. 87 Земельного кодекса РСФСР, действующей с 1970 года; ст. 37 Земельного кодекса РСФСР, действующей с 1991 года; ныне действующей ст. 35 Земельного кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Таким образом, с учетом изложенного, плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта, к которому право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходило вместе с домовладением на основании действовавшего закона.

В силу положений ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований; устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

Пунктом 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ установлено, что, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Решением Ивановской городской Думы от 11.10.2005 N 600 «О земельном налоге»в ред. Решения Ивановской городской Думы от 26.11.2014 N 798 определено, что в соответствии со ч. 2 ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом; в ред. Решения Ивановской городской Думы от 23.12.2015 N 113 – не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п. 4 Решения Ивановской городской Думы от 11.10.2005 N 600 «О земельном налоге» налоговая ставка в отношении земельных участков, занятых индивидуальными жилыми домами или приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости участка.

Из справки АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», представленной в ответ на запрос суда, следует, что Короткову Е.В. в 2015, 2016 годах принадлежали 66/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером .

На указанное имущество Инспекцией были исчисленыналог на имущество физических лиц, земельный налог за 2015 год в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно, – за 2016 год в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно, о чем в адрес Короткову Е.В. налоговым органом посредством почтового отправления направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, проверив представленный Инспекцией расчет налоговых обязательств, признает его обоснованным, соответствующим требованиям Налогового кодекса РФ, п. 4 РешенияИвановской городской Думы от 11.10.2005 N 600 «О земельном налоге».

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45,п. 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

В случае образования у налогоплательщика недоимки по налогу в силу п. 1ст. 75 Налогового кодекса РФ им подлежат уплате пени.

Административный ответчик своих обязанностей по уплате земельного налога,налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в установленный законом срок не выполнила, в связи с чем в ее адрес были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) , содержащее указание на необходимость погашения имеющейся недоимки по налогамв размере <данные изъяты>, а также пени за несвоевременную уплату налога в размере <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; , содержащее указание на необходимость погашения имеющейся недоимки по налогамв размере <данные изъяты>, а также пени за несвоевременную уплату налога в размере <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктами 1, 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, пени налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов; настоящее требование может быть предъявлено налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Соответственно, налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица в исковом порядке, при соблюдении обязательного досудебного предварительного порядка направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога, а также специального порядка обращения в суд – заявить изначально требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица вприказном производстве, если отсутствуют сведения о наличии спора о праве.

При этом п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ также установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАСРФ).

Обязанность по уплате налога и пени не была исполнена Короткову Е.В. добровольно, и налоговый орган был вынужден предпринять меры по принудительному взысканию налоговой задолженности.

Мировым судьей судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г.Иваново ДД.ММ.ГГГГ определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании указанной в иске задолженности по налогу и пени в связи с пропуском Инспекцией срока, установленного Налоговым кодексом РФ, для взыскания с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Согласно ч. 1 ст. 126 ГПК РФ судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.

Исходя из вышеизложенного, Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Административный иск Инспекция направила в Октябрьский районный суд г.Иваново ДД.ММ.ГГГГ согласно отметке на почтовом конверте.

С учетом приведенных положений закона за принудительным взысканием суммы задолженности по налогу и пени Инспекция должна была обратиться к мировому судье в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ; с административным исковым заявлением в порядке искового производства – в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, на даты обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а также с административным исковым заявлением в порядке искового производства сроки, установленные п. п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, Инспекцией были пропущены.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 479-О-О).

Несоблюдение налоговой инспекцией без уважительных причин установленных налоговым законодательством сроков взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

КАС РФ не раскрывает понятия уважительности причин пропуска срока, поэтому в каждом конкретном случае суд самостоятельно определяет уважительность (или отсутствие уважительности) причин пропуска срока на обращение в суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

При рассмотрении дела судом представителем Инспекции было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, в котором изложены следующие доводы: невозможность формирования пакета документов в полном объеме для подготовки и подачи мировому судье в отведенные законом сроки заявления о выдаче судебного приказа; большое количество претензионно-искового материала к налогоплательщикам.

Изучив изложенные в ходатайстве доводы Инспекции, учитывая период пропуска срока обращения к мировому судье – более 1 года, который не может быть признан разумно необходимым Инспекции для реализации права на взыскание задолженности в судебном порядке, суд оснований для удовлетворения ходатайства налогового органа о восстановлении пропущенного процессуального срока не видит.

В связи с пропуском срока обращения в суд в удовлетворении исковых требований Инспекции к Короткову Е.В. должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Иваново к Короткову Е. В. о взыскании налоговой задолженности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О. В. Богуславская

Мотивированное решение изготовлено 12.01.2021

2а-1883/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по Ивановской области
Ответчики
Коротков Евгений Валерьевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Иваново
Судья
Богуславская О.В.
Дело на странице суда
oktyabrsky.iwn.sudrf.ru
10.11.2020Регистрация административного искового заявления
12.11.2020Передача материалов судье
13.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее