РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2014 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре ЕЖОВОЙ Е.В.,
с участием прокурора ПАРАДЕЕВА Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1127/2014 по иску прокурора Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о признании незаконными бездействия по разработке и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, составлению ежегодно топливно-энергетического баланса и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
26 марта 2014 года прокурор Пригородного района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа о признании незаконными бездействия по разработке и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, составлению ежегодно топливно-энергетического баланса и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения органами местного самоуправления полномочий в жилищно-коммунальной сфере установлены нарушения требований статьи 38 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 августа 2011 года № 1493-р, пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 14 декабря 2011 года № 600 «Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» в части того, что Администрацией округа не разработаны и не утверждены схемы водоснабжения и схемы теплоснабжения округа, не составляются топливно-энергетические балансы. Схемы водоснабжения и водоотведения, топливно-энергетический баланс являются основополагающими документами и определяют развитие жилищно-коммунального комплекса, отсутствие указанных документов не позволяет организовать безубыточную систему ресурсоснабжения, привлечь инвестиции в развитие коммунальной инфраструктуры, что отражается на качестве предоставления коммунальных услуг.
Прокурор ПАРАДЕЕВ Е.Ю. в судебном заседании исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал.
Представитель Администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, что в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует разрешению спора по существу.
Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с положениями части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Данные права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дано понятие водоснабжения - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В соответствии со статьей 3 Закона № 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация водоснабжения населения; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; и др. (пункт 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ).
В силу статьи 38 Закона № 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (пункт 1).
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (пункт 2).
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (пункт 3).
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (пункт 4).
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения; требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации рекомендовано органам местного самоуправления утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31 декабря 2013 г ода.
Согласно Правилам схемы водоснабжения и водоотведения представляют совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
Целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий (пункт 3 Правил).
Схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления (пункт 4 Правил). Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются на срок не менее 10 лет с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. При этом обеспечивается соответствие схем водоснабжения и водоотведения схемам энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения.
Федеральный закон от 27 октября 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (статья 1).
Топливно-энергетический баланс - документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов (пункт 22 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации (пункт 1 статьи 6 Закона № 190-ФЗ).
В соответствии со статьей 23 Закона № 190-ФЗ развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий (пункт 1).
Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа (пункт 2).
Органы местного самоуправления поселений, городских округов и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют топливно-энергетические балансы соответственно поселений, городских округов и субъектов Российской Федерации в порядке и по форме, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (пункт 10).
В соответствии с требованиями пунктов 49 и 56 Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14 декабря 2011 года № 600, органы местного самоуправления городских округов обязаны ежегодно составлять топливно-энергетический баланс городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ответа Администрации Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 8), Постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 21 января 2013 года № 42 утверждена Схема теплоснабжения Горноуральского городского округа. Схема теплоснабжения разрабатывалась Институтом энергоснабжения в соответствии со схемой территориального планирования Горноуральского городского округа. Схема водоснабжения и водоотведения округом на данный момент не разработаны. Топливно-энергетический баланс не составлялся, МУП ЖКХ «Энергия» ежегодно в конце года составляется анализ планово-фактической себестоимости тепловой энергии. Решением Думы Горноуральского городского округа от 9 декабря 2009 года № 22/5 утверждена Программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Горноуральского городского округа до 2020 гожа, в которой отражены мероприятия по разделам: теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов, электроснабжение, газоснабжение.
С судебном заседании подтвердился факт разработки и утверждения ответчиком Схемы теплоснабжения Горноуральского городского округа на основании Постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 21 января 2013 года № 42. Данное постановление указано в Приложении № 5 к Схеме и программе развития электроэнергетики Свердловской области на 2014 - 2018 годы и на перспективу до 2023 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 30 апреля 2013 года № 540-ПП. В связи с этим ссылка прокурора в исковом заявлении на отсутствие указанной Схемы несостоятельна.
В остальной части иск прокурора подлежит удовлетворению, доказательств разработки и утверждения Схемы водоснабжения и водоотведения и составления топливно-энергетического баланса ответчиком суду не представлено.
Как указывалось выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 года № 782 такие схемы водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления рекомендовано утвердить в срок до 31 декабря 2013 года. В силу частей 1 и 2 статьи 40, статьи 43 Закона № 416-ФЗ, пункта 4 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641, начиная с 1 января 2014 года утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается. Закон № 416-ФЗ вступил в силу и подлежит исполнению, требования прокурора вытекают непосредственно из закона и являются прямой обязанностью ответчика.
Бездействия Администрации округа по вопросам разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения городского округа, а также по вопросу разработки и составления топливно-энергетического баланса, противоречат приведенным выше требованиям Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Отсутствие этих документов в Горноуральском городском округе нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории этого городского округа: на улучшение качества жизни путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; на приведение качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями; на безопасную систему водоснабжения и водоотведения, на эффективное использование водных и энергетических ресурсов, на повышение энергосбережения, гарантированных законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Предложенный прокурором срок - не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, не в полной мере соответствует срокам, установленным вышеприведенным законодательством. Суд полагает возможным установить срок устранения допущенных нарушений - не позднее 1 октября текущего года.
При наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением об отсрочке исполнения решения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пригородного района Свердловской области удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействия Администрации Горноуральского городского округа, выразившиеся в не принятии мер по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения, и составлению топливно-энергетического баланса.
Обязать Администрацию Горноуральского городского округа устранить допущенные нарушения: в срок не позднее 1 октября 2014 года разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения, составить топливно-энергетический баланс.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА