УИД: 16RS0051-01-2024-018178-14
Дело №12-1667/2024
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Патриса Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail:sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
24 сентября 2024 года город Казань
Судья Советского районного суда г. Казани Кашапов Р.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев жалобу руководителя Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан на постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят>, вынесенное начальником отдела - старшим судебным приставом специализированного отдела судебных приставов по <адрес изъят> ГМУ ФССП России (далее - СОСП по РТ ГМУ ФССП России), от <дата изъята> в отношении:
Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, имеющего юридический адрес: <адрес изъят>, пгт. Аксубаево, <адрес изъят>, ИНН 1603004720,
- признанного виновным в совершении административного право-нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан признан виновным в том, что <дата изъята> судебным приставом-исполнителем в отношении Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан возбуждено исполнительное производство <номер изъят>-ИП, предмет исполнения: возложить на Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан обязанность вернуть детей ФИО1, <дата изъята> года рождения, ФИО2, <дата изъята> года рождения, ФИО3, <дата изъята> года рождения, в приемную семью ФИО4 и Михаила Львовича. <дата изъята> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. <дата изъята> судебным приставом-исполнителем направлено постановление о назначении нового срока исполнения до <дата изъята>. <дата изъята> судебным приставом-исполнителем направлено извещение о вызове на прием на <дата изъята> в 13 часов 00 минут для рассмотрения вопроса о привлечении должника к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ. На момент составления административного протокола должник (представитель должника) явку не обеспечил, должным образом извещен о времени и месте составления протокола, информация об исполнении решения суда не предоставлена, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях - неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Руководитель Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан ФИО6 в жалобе указал, что <дата изъята> на момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о назначении нового срока исполнения до <дата изъята>, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от <дата изъята> исполнительным комитетом Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан было фактически исполнено. Указанный факт подтверждается определением Аксубаевского районного суда Республики Татарстан по делу <номер изъят>а-54/2024 от <дата изъята>. Судом установлено, что в связи с невозможностью немедленного исполнения решения суда по причине нахождения ФИО2 и ФИО1 на амбулаторном лечении в ПНД <адрес изъят> и РПБ <адрес изъят>, Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан обратилось в Аксубаевский районный суд Республики Татарстан с заявлением об отсрочке исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от <дата изъята>. Определением Аксубаевского районного суда Республики Татарстан предоставлена отсрочка исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от <дата изъята>. По окончанию лечения ФИО1 и ФИО2 были возвращены ФИО4 и М.Л. в присутствии сотрудников Аксубаевского РОСП УФССП РФ по РТ, и подтверждаются документально. Кроме того, определением Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от <дата изъята> исполнительному комитету Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан предоставлена отсрочка исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от <дата изъята> в части возложения обязанности вернуть ФИО3 до <дата изъята>. В связи с достижением совершеннолетия ФИО3 исполнить решения суда по передаче ФИО4 и М.Л. не представилось возможным. Исполнительным комитетом Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан были предприняты все необходимые меры для исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от <дата изъята>, при этом требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены исполнительным комитетом Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан в предусмотренный законом срок в связи с нахождением ФИО1 и ФИО2 в лечебном учреждении и достижением совершеннолетия ФИО3 Представитель юридического лица просит постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят> от <дата изъята> отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан ФИО7 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Судебный пристав-исполнитель СОСП по РТ ГМУ ФССП России в судебное заседание не явился, извещен.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, суд приходит к следующему.
В силу ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 105 названного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Судом были исследованы следующие доказательства: исполнительный лист по делу <номер изъят>а-135/2021 от <дата изъята>, выданный Аксубаевским районным судом Республики Татарстан <дата изъята>; постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от <дата изъята>; постановление судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения от <дата изъята>; сведения о направлении постановления судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения от <дата изъята> в адрес Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан; извещение о составлении протокола об административном правонарушении, согласно которого представитель Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан извещен о дне, времени и месте составления протокола об административном правонарушении на <дата изъята> в 13 часов 00 минут; сведения о направлении извещения в адрес Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан; протокол об административном правонарушении от <дата изъята>, составленный в отношении юридического лица Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, где указано на факт неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в котором указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится в 15 часов 00 минут <дата изъята>; определения Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от <дата изъята> и от <дата изъята> по гражданскому делу <номер изъят>а-135/2021.
Исходя из вышеуказанных доказательств, суд считает, что постановление начальника отдела - старшего судебного пристава подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ послужило неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
По данным обстоятельствам <дата изъята> в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава от <дата изъята> Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан признан виновным в совершении административного правонарушения установленной названной нормой, за совершение описанного деяния.
Так, согласно положению ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Согласно ч. 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В связи с этим уполномоченное должностное лицо обязано принять меры к извещению данного лица о месте и времени составления протокола.
Соответственно, в материалах дела должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола. В противном случае такой протокол не может служить процессуальной основой для рассмотрения дела и должен быть возвращен административному органу.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он составлен <дата изъята> в отсутствие представителя юридического лица Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан. Извещение о явке представителя юридического лица на составление протокола по делу об административном правонарушении направлено должностным лицом, согласно отчета системы электронного документооборота отправлено <дата изъята> в 12 час. 46 мин., уведомление прочитано представителем юридического лица <дата изъята> в 16 час. 15 мин.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении, документ, содержащий уведомление для юридического лица, не был прочитан представителем Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.
Тем самым, юридическое лицо, не извещенное надлежащим образом о месте и времени составления протокола, было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку представитель юридического лица не мог квалифицированно возразить и дать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Отсутствие в материалах дела сведений о надлежащем извещении юридического лица Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении является существенным процессуальным нарушением требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
С учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также доводов заявителя, отсутствие объективных данных, подтверждающих вручение юридическому лицу извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела не установлено факта создания необходимых условий для реализации права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, и выявлен факт существенного нарушения должностным лицом требований КоАП РФ при составлении 28 июня 2024 года протокола об административном правонарушении, являющегося основополагающим процессуальным документом по делу об административном правонарушении.
Поскольку вина юридического лица Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве - протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона и не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению должностным лицом не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, начальник отдела - старший судебный пристав не возвратил протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят>, вынесенное начальником отдела - старшим судебным приставом специализированного отдела судебных приставов по <адрес изъят> ГМУ ФССП России, от <дата изъята> в отношении Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Жалобу руководителя Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: подпись Р.С. Кашапов
Копия верна. Судья Р.С. Кашапов