Дело № 2а-4523/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Василенко Н.С.,
при секретаре Гурджиян С.А.,
18 ноября 2020 года в г.Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области к судебному приставу-исполнителю Волжского ГОСП №1 УФССП по Волгоградской области Филипповой А.Ю., УФССП по Волгоградской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области в обоснование предъявленного административного иска указывает, что решением Волжского городского суда на администрацию городского округа- город Волжский Волгоградской области возложена обязанность предоставить Кушманову В.С. вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в городе Волжский Волгоградской области, отвечающее установленным требованиям и общей площадью в пределах нормы предоставления установленной на территории города Волжского Волгоградской области. 31.08.2016 судебным приставом-исполнителем Волжского ГОСП №1 УФССП по Волгоградской области Филипповой А.Ю. в отношении администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области возбуждено исполнительное производство №№.... В рамках указанного исполнительного производства 24.09.2020 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. С указанным постановлением от 24.09.2020 администрация не согласилась, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что в установленный 5-дневный срок решение суда не может быть исполнено, поскольку свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде для предоставления Кушманову В.С. не имеется, исполнение решения суда возможно только с соблюдением требований ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Считает, что администрацией принимаются все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Просит суд освободить администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 УФССП по Волгоградской области Филипповой А.Ю. от 24.09.2020 по исполнительному производству № №....
Представитель административного истца администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Басманов А.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен в установленном законом порядке, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель административного ответчика УФССП по Волгоградской области в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена в установленном законом порядке.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Филиппова А.Ю. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Кушманов В.С. в судебное заседание не явился о слушании дела извещен в установленном законом порядке.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Одним из исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель применяет в целях понуждения должника исполнить требования исполнительного документа, является взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 названного закона).
На основании ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее также - Закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
Исходя из ч. 1 ст. 105 названного Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 ).
В силу части 6 названной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Волжского городского суда Волгоградской области от 29.06.2016 на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области возложена обязанность предоставить Кушманову В.С. вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в городе Волжский Волгоградской области, отвечающее установленным требованиям и общей площадью в пределах нормы предоставления установленной на территории города Волжского Волгоградской области.
29.06.2016 года Апелляционным определением Волгоградского областного суда решение Волжского городского суда Волгоградской области от 22.03.2016 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без изменения.
На основании исполнительного листа, выданного Волжским городским судом Волгоградской области по делу № №..., предъявленного взыскателем к принудительному исполнению, 31.08.2016 судебным приставом-исполнителем Волжского ГОСП №1 УФССП по Волгоградской области Филипповой А.Ю. в отношении администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области возбуждено исполнительное производство №№....
Указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. При этом должник предупрежден судебным приставом-исполнителем, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Письмом администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 23.07.2020 в адрес судебного пристава-исполнителя Филипповой А.Ю. сообщалось, что жилые помещения в технически исправном состоянии в свободном муниципальном жилищном фонде городского округа – г.Волжский Волгоградской области, необходимые для предоставления гражданам во исполнение судебных решений в настоящее время отсутствуют. Решение суда будет исполняться администрацией в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Поскольку в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником - администрацией городского округа – г. Волжский Волгоградской области требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены, 24.09.2020 судебным приставом-исполнителем Филипповой А.Ю. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом по смыслу п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм и разъяснений, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
Как следует из материалов дела, для исполнения требований исполнительного документа администрации городского округа – город Волжский необходимо за счет собственных средств и с учетом проведения мероприятий, предусмотренных ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приобрести Кушманову В.С. благоустроенное жилое помещение. При этом, на момент возбуждения исполнительного производства свободные жилые помещения, отвечающие установленным решением суда требованиям в муниципальной собственности отсутствовали. Отношения в сфере заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от субъекта Российской Федерации или муниципального образования регулируются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В муниципальной собственности имеются незаселенные муниципальные жилые помещения, требующие проведения текущего ремонта. Мероприятия по проведению текущего ремонта незаселенных муниципальных жилых помещений предусмотрены муниципальной программой «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 2018-2020 года. В 2020 году предполагается отремонтировать муниципальные жилые помещения общей площадью 159,2 кв.м. Кроме того, проводятся мероприятия по приобретению жилых помещений в соответствии Федерального закона от 5 апреля 2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что администрация городского округа – г. Волжский не уклоняется от исполнения решения суда, в предоставленный срок реально исполнить решение суда не могла вследствие объективных причин, поскольку исполнение решения суда возможно только при соблюдении соответствующих требований, необходимости соблюдения определенной процедуры и заключения соответствующих документов, что в свою очередь требует значительного времени, при этом, должником предпринимаются все зависящие от неё меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Доказательств, свидетельствующих о виновности действий администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, суду не представлено.
Таким образом, суд полагает заявленные администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области требования об освобождении от исполнительского сбора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Волжского ГОСП №1 УФССП по Волгоградской области Филипповой А.Ю. от 24.09.2020, вынесенного в рамках исполнительного производства № №...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.С. Василенко
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 23 ноября 2020 года.
Судья Н.С. Василенко